Файл: Группа 1420Б2п бражкина А. И. Практическое задание диагностика детскородительских отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе выполнения задания психолог фиксирует в протоколе: общее время выполнения задания; паузы более 30 сек, перерывы; стирание деталей; порядок рисования фигур; спонтанные комментарии ребёнка; эмоциональные реакции ребёнка на тот или иной образ; ответы на вопросы; решения ситуаций.

Инструкция 1. Ты видишь перед собой лист бумаги. Пожалуйста, нарисуй на нём свою семью так, как ты её себе представляешь. Для рисования я приготовил тебе цветные карандаши и ластик. Рисуй, как умеешь.


Гриша кот

Я

Мама

Папа


Инструкция 2. Отличный рисунок. Мне хочется узнать больше, что ты тут нарисовал. Ответь, пожалуйста, мне на вопросы:

  1. Кто тут нарисован? - Мама, я, мой кот Гриша и папа.

  2. Где они находятся? - На улице (подписаны на рисунке).

  3. Что они делают? – Гуляют.

  4. Кто это придумал? – Мама.

  5. Им весело или скучно? Почему? - Маме, мне и Грише весело, потому что мы гуляем, папе нет, он устал.

  6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? - Я. Потому что мне купила мороженое мама.

  7. Кто из них самый несчастный? Почему? - Папа потому что ему не купили мороженое.

Инструкция 3. Давай немножко помечтаем.

  1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк (аквапарк, кино, зоопарк). Кого бы ты позвал с собой? - Маму и Гришу

  2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? - Папа

  3. Ты строишь из конструктора дом (собираешь железную дорогу, делаешь аппликацию, лепишь из пластилина), и у тебя что-то не получается. Кого ты позовёшь на помощь? - Маму

  4. У тебя есть (называется число на один меньше, чем членов семьи ребёнка) билетов в кино на очень интересный фильм. Кто останется дома? - Папа

  5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? - с мамой и Гришей.

  6. Ты получил в подарок лото (домино). Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? - Папа

Порядок обработки полученных данных

Рисунок ребёнка анализируется, и полученные данные
заносятся в таблицу в той строке, которая наиболее точно отражает смысл показателя (табл. 8).




Анализируемый показатель

Данные рисунка

Смысловая нагрузка

1

Состав семьи

Не изображен только старший брат, который уже не живет с семьей.

Ребёнок, проживающий в эмоционально благополучной семье, изображает всех её членов.

Не изображен только старший брат, который уже не живет с семьей.

Дети исключают тех членов семьи, с которыми складываются конфликтные отношения, конкуренция.

Ребенок считает кота полноценным членом семьи.

Важное дополнение – его подарил старший брат.

При наличии птиц, зверей, на рисунке психологу следует уточнить, кого ребёнку напоминает тот или иной персонаж. Если животные замещают членов семьи, то это отражает обесценивание данного человека в глазах ребёнка.

Не увеличен

Увеличение состава членов семьи свидетельствует о неудовлетворённости потребности ребёнка в общении, эмпатии.

Люди присутствуют

Отсутствие людей может свидетельствовать о травматических переживаниях ребёнка, высокой тревожности. Требуется дополнительное психологическое исследование.






Анализируемый показатель

Данные рисунка

Смысловая нагрузка

2

Расположение членов семьи друг

относительно друга

Сплетенные руки только с матерью.

Объединение членов семьи в одну группу, одной деятельностью,

сплетённые руки, — отражает

сплочённость семьи и эмоциональное благополучие ребёнка.

Близкое расположение только с матерью.

Избыточно близкое расположение людей, расположение их вместе в замкнутом пространстве, могут отражать желание ребёнка объединить семью.

Отец изображен вдали от семьи.

Удалённость членов семьи

свидетельствует об эмоциональной разобщённости.

Отец изображен вдали от семьи.

Удалённость отдельных членов семьи может отражать негативное отношение ребёнка к этому человеку, отчуждение этого члена семьи.

1 группировка состоящая из ребенка, матери и кота.

Наличие группировок внутри семьи, расположение одних людей дальше — других ближе, свидетельствует о

конфронтации внутри семьи.







Анализируемый показатель

Данные рисунка

Смысловая нагрузка

3

Особенности нарисованных фигур

Наиболее четко прорисованы мать и сам ребенок. Отец почти не прорисован и отсутствует рука.

Чем более тщательно прорисовано тело и лицо члена семьи, тем более позитивным является эмоциональное отношение к нему ребёнка. Пропуск частей тела

может отражать негативное или

агрессивное отношение ребёнка к этому человеку.

Ребенок добавил матери сумочку.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком, способствуют концентрации

на декорировании его одежды, обуви.

Спектр цветов выражен только у ребенка и матери. Отец сливается с фоном.

Позитивное эмоциональное отношение сопровождается выбором широкого

спектра цветов.

Мать и сам ребенок изображены крупно

Размер фигур на рисунке связан с их ролью в семье. Более крупными являются доминантные члены семьи, родители, с которыми ребёнок проводит больше времени.

Ребенок едва уступает взрослым.

Дети рисуют себя меньшими, чем других членов семей в случае ощущения своей ненужности, незначительности.

У матери и ребенка присутствуют помада на губах и оба члена семьи в платьях.

Об адекватной половой идентификации

ребёнка свидетельствует наличие тех же частей тела, деталей, аксессуаров, что и у родителя своего пола.






Анализируемый показатель

Данные рисунка

Смысловая нагрузка

4

Процесс рисования

Первой была нарисована мать.

Вторым нарисован сам ребенок.

Третьим – кот.

Последним был изображен отец.

Последовательность рисования отражает значимость члена семьи для ребёнка (наиболее часто ребёнок рисует сначала маму или самого себя). Если мать нарисована последней на рисунке, то это может отражать негативное отношение к ней.

Ребенок начал с неодушевленных объектов – берез.

Если ребёнок сначала рисует

неодушевлённые объекты, то это может отражать защитную реакцию. Чаще всего это происходит при неблагоприятной

семейной ситуации.

Сразу после берез ребенок нарисовал свою маму, себя, кота и отца.

Возвращение к рисованию членов семьи свидетельствует об их важности для

ребёнка.

Перед тем как нарисовать отца ребенок раскрасил маму, себя, кота и фон.

Паузы перед рисованием определённых членов семьи могут быть вызваны

конфликтными отношениями, противоречивыми мотивами ребёнка.

Ничего не стирал

Стирание нарисованного или перерисовывание могут быть связано как с негативным, так и с позитивным отношением ребёнка к члену семьи в зависимости от конечного результата.

Если улучшения рисунка не произошло, то можно судить о конфликтном отношении ребёнка к человеку.

Был увлечен рисунком и не давал комментариев.

Спонтанные комментарии помогают прояснить смысл рисунка, а также выступить маркером наиболее напряжённых мест.


Интерпретация полученных данных. Выводы и рекомендации

Полученные данные показали, что ребёнок слабо ощущает эмоциональную связь с одним из своих родителей – папой. Между ними скорее всего есть какие-либо конфликты. Брат заменен на кота, ведь был подарен именно им. Между ребенком и старшим братом не близкие отношения, поэтому он отсутствует на рисунке, как полноценный член семьи. Защищённость и опеку испытуемый чувствует только рядом с матерью и нуждается в большем общении. Результаты, которые получились у ребёнка соответствуют родительскому опроснику.

Рекомендации

Рекомендации для отца, так как тревожность и эмоциональная отстранённость идет именно от него.

  • Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

  • Не предъявляйте ребенку завышенных требований;

  • Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;

  • Учитывайте интересы и желания ребенка;

  • Будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;

  • Не ограничивайте самостоятельность ребенка;

  • Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов. 
Литература

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – С. 206−221.