Файл: Группа 1420Б2п бражкина А. И. Практическое задание диагностика детскородительских отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе выполнения задания психолог фиксирует в протоколе: общее время выполнения задания; паузы более 30 сек, перерывы; стирание деталей; порядок рисования фигур; спонтанные комментарии ребёнка; эмоциональные реакции ребёнка на тот или иной образ; ответы на вопросы; решения ситуаций.
Инструкция 1. Ты видишь перед собой лист бумаги. Пожалуйста, нарисуй на нём свою семью так, как ты её себе представляешь. Для рисования я приготовил тебе цветные карандаши и ластик. Рисуй, как умеешь.
Гриша кот
Я
Мама
Папа
Инструкция 2. Отличный рисунок. Мне хочется узнать больше, что ты тут нарисовал. Ответь, пожалуйста, мне на вопросы:
-
Кто тут нарисован? - Мама, я, мой кот Гриша и папа. -
Где они находятся? - На улице (подписаны на рисунке). -
Что они делают? – Гуляют. -
Кто это придумал? – Мама. -
Им весело или скучно? Почему? - Маме, мне и Грише весело, потому что мы гуляем, папе нет, он устал. -
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? - Я. Потому что мне купила мороженое мама. -
Кто из них самый несчастный? Почему? - Папа потому что ему не купили мороженое.
Инструкция 3. Давай немножко помечтаем.
-
Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк (аквапарк, кино, зоопарк). Кого бы ты позвал с собой? - Маму и Гришу -
Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? - Папа -
Ты строишь из конструктора дом (собираешь железную дорогу, делаешь аппликацию, лепишь из пластилина), и у тебя что-то не получается. Кого ты позовёшь на помощь? - Маму -
У тебя есть (называется число на один меньше, чем членов семьи ребёнка) билетов в кино на очень интересный фильм. Кто останется дома? - Папа -
Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? - с мамой и Гришей. -
Ты получил в подарок лото (домино). Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? - Папа
Порядок обработки полученных данных
Рисунок ребёнка анализируется, и полученные данные
заносятся в таблицу в той строке, которая наиболее точно отражает смысл показателя (табл. 8).
№ | Анализируемый показатель | Данные рисунка | Смысловая нагрузка |
1 | Состав семьи | Не изображен только старший брат, который уже не живет с семьей. | Ребёнок, проживающий в эмоционально благополучной семье, изображает всех её членов. |
Не изображен только старший брат, который уже не живет с семьей. | Дети исключают тех членов семьи, с которыми складываются конфликтные отношения, конкуренция. | ||
Ребенок считает кота полноценным членом семьи. Важное дополнение – его подарил старший брат. | При наличии птиц, зверей, на рисунке психологу следует уточнить, кого ребёнку напоминает тот или иной персонаж. Если животные замещают членов семьи, то это отражает обесценивание данного человека в глазах ребёнка. | ||
Не увеличен | Увеличение состава членов семьи свидетельствует о неудовлетворённости потребности ребёнка в общении, эмпатии. | ||
Люди присутствуют | Отсутствие людей может свидетельствовать о травматических переживаниях ребёнка, высокой тревожности. Требуется дополнительное психологическое исследование. |
№ | Анализируемый показатель | Данные рисунка | Смысловая нагрузка |
2 | Расположение членов семьи друг относительно друга | Сплетенные руки только с матерью. | Объединение членов семьи в одну группу, одной деятельностью, сплетённые руки, — отражает сплочённость семьи и эмоциональное благополучие ребёнка. |
Близкое расположение только с матерью. | Избыточно близкое расположение людей, расположение их вместе в замкнутом пространстве, могут отражать желание ребёнка объединить семью. | ||
Отец изображен вдали от семьи. | Удалённость членов семьи свидетельствует об эмоциональной разобщённости. | ||
Отец изображен вдали от семьи. | Удалённость отдельных членов семьи может отражать негативное отношение ребёнка к этому человеку, отчуждение этого члена семьи. | ||
1 группировка состоящая из ребенка, матери и кота. | Наличие группировок внутри семьи, расположение одних людей дальше — других ближе, свидетельствует о конфронтации внутри семьи. |
№ | Анализируемый показатель | Данные рисунка | Смысловая нагрузка |
3 | Особенности нарисованных фигур | Наиболее четко прорисованы мать и сам ребенок. Отец почти не прорисован и отсутствует рука. | Чем более тщательно прорисовано тело и лицо члена семьи, тем более позитивным является эмоциональное отношение к нему ребёнка. Пропуск частей тела может отражать негативное или агрессивное отношение ребёнка к этому человеку. |
Ребенок добавил матери сумочку. | Хорошие эмоциональные отношения с человеком, способствуют концентрации на декорировании его одежды, обуви. | ||
Спектр цветов выражен только у ребенка и матери. Отец сливается с фоном. | Позитивное эмоциональное отношение сопровождается выбором широкого спектра цветов. | ||
Мать и сам ребенок изображены крупно | Размер фигур на рисунке связан с их ролью в семье. Более крупными являются доминантные члены семьи, родители, с которыми ребёнок проводит больше времени. | ||
Ребенок едва уступает взрослым. | Дети рисуют себя меньшими, чем других членов семей в случае ощущения своей ненужности, незначительности. | ||
У матери и ребенка присутствуют помада на губах и оба члена семьи в платьях. | Об адекватной половой идентификации ребёнка свидетельствует наличие тех же частей тела, деталей, аксессуаров, что и у родителя своего пола. |
№ | Анализируемый показатель | Данные рисунка | Смысловая нагрузка |
4 | Процесс рисования | Первой была нарисована мать. Вторым нарисован сам ребенок. Третьим – кот. Последним был изображен отец. | Последовательность рисования отражает значимость члена семьи для ребёнка (наиболее часто ребёнок рисует сначала маму или самого себя). Если мать нарисована последней на рисунке, то это может отражать негативное отношение к ней. |
Ребенок начал с неодушевленных объектов – берез. | Если ребёнок сначала рисует неодушевлённые объекты, то это может отражать защитную реакцию. Чаще всего это происходит при неблагоприятной семейной ситуации. | ||
Сразу после берез ребенок нарисовал свою маму, себя, кота и отца. | Возвращение к рисованию членов семьи свидетельствует об их важности для ребёнка. | ||
Перед тем как нарисовать отца ребенок раскрасил маму, себя, кота и фон. | Паузы перед рисованием определённых членов семьи могут быть вызваны конфликтными отношениями, противоречивыми мотивами ребёнка. | ||
Ничего не стирал | Стирание нарисованного или перерисовывание могут быть связано как с негативным, так и с позитивным отношением ребёнка к члену семьи в зависимости от конечного результата. Если улучшения рисунка не произошло, то можно судить о конфликтном отношении ребёнка к человеку. | ||
Был увлечен рисунком и не давал комментариев. | Спонтанные комментарии помогают прояснить смысл рисунка, а также выступить маркером наиболее напряжённых мест. |
Интерпретация полученных данных. Выводы и рекомендации
Полученные данные показали, что ребёнок слабо ощущает эмоциональную связь с одним из своих родителей – папой. Между ними скорее всего есть какие-либо конфликты. Брат заменен на кота, ведь был подарен именно им. Между ребенком и старшим братом не близкие отношения, поэтому он отсутствует на рисунке, как полноценный член семьи. Защищённость и опеку испытуемый чувствует только рядом с матерью и нуждается в большем общении. Результаты, которые получились у ребёнка соответствуют родительскому опроснику.
Рекомендации
Рекомендации для отца, так как тревожность и эмоциональная отстранённость идет именно от него.
-
Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания; -
Не предъявляйте ребенку завышенных требований; -
Замените приказы и требования, просьбами и предложениями; -
Учитывайте интересы и желания ребенка; -
Будьте немного уступчивее по отношению к ребенку; -
Не ограничивайте самостоятельность ребенка; -
Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
Литература
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – С. 206−221.