Файл: Методические указания производственная практика (технологическая (проектнотехнологическая)).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
- Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
- Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
- Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
- Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
- Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.
- Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
- Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.
- Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.
- Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
3. Дерево.
а). Форма листвы:
- Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.
- Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва покинутости и разочарования.
- Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.
- Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.
- Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.
- Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего.
- Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.
- Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
- Пальма - стремление к перемене мест.
- Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.
б).Ствол:
- Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
- Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.
- Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
- Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
- Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.
- Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
- Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
- Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.
в). Прочее:
- Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.
- Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.
- Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
- Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта - 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе - 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Проведение диагностики исходного состояния изучаемых явлений, процессов, т.д.
В ходе проведений диагностик, как Методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ) относится к разряду проективных. Предполагается, что в мало структурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования.
Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характеризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.
Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.
В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Исходя из сказанного, РНЖ следует отнести к разряду специфических методов, валидизация которых основана не столько на стандартизации, сколько на учете закономерностей функционирования канала невербальной коммуникации.
Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Психологу необходимо развить в себе способность вжиться в рисунок, входить с ним в эмоциональный контакт, развить рефлексию вызываемых им чувств.
Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытной работы
На сегодняшний день можно считать достаточно обоснованными положения о существовании разнообразных связей образа несуществующего животного с Я - образом испытуемого, опосредованности фантазии опытом и о наличии разнообразных связей между уровнем притязаний (высотой оценки качеств собственной личности, обладать которыми стремится испытуемый: идеальный Я-образ), самооценкой, установками реагирования в конфликтных ситуациях и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.
Основной трудностью при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т.д., может говорить либо о тенденциях к самораспространению, о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т.д.
Такая форма эксперимента способствует большей валидности по сравнению с самоотчетом и экспертной оценкой. Это обеспечивается как взаимным контролем, так и живым взаимодействием в процессе решения задачи, т.к. ситуация обеспечивает взаимную обратную связь и взаимную коррекцию представлений о себе.
Поскольку в данном эксперименте рисунок служит опорой для выдвижения гипотез относительно черт личности каждого испытуемого, результатом всей процедуры может служить процент совпадений этих само=взаимооценок и предварительно выдвинутых экспериментатором гипотез на основании особенностей рисунка.
Разработка плана формирующего этапа опытной работы
Основные направления | Задачи | Ведущие формы, методы, средства |
1.Работа в ДОУ с детьми | Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей. Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции; обучение социально приемлемым, адекватным способом выражения агрессии; обучение ауторелаксации; обучение навыкам управления эмоциональной сферой. | Формы: -сюжетно-ролевые игры; -игровые упражнения; -этюды; -инсценировки; --аутогенная тренировка; -психогимнастика; -танцевальные упражнения; -индивидуальные занятия. Методы: -диагностика; -наблюдение; -убеждение; -положительный пример; -чтение специальных рассказов; -беседы; -игровые методы; -рисование; -аромотерапия; Средства: -художественная литература; -музыкальные произведения; -игровое оборудование; -аромолампа, аромомасла. |
Основные направления | Задачи | Ведущие формы, методы, средства |
2.Работа педагогов с семьёй | Создание мотивации совместной работы с ДОУ по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей. Ознакомление с явлением «детская агрессия» , её особенностями, причинами проявления. Создание представлений об основных приёмах саморасслабления и саморегуляции поведения. Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью. Ознакомление с системой педагогической работы. Оказание помощи родителям в общении с детьми с агрессивным поведением. | Формы: -беседы -консультации; -родительские собрания; -тренинги; -письменные рекомендации; -индивидуальная работа. Методы: -анкетирование; -беседа; -рассказ; -анализ педагогических ситуаций; -обсуждение результатов диагностики. Средства: -таблицы; -схемы; -видеозаписи; -аудиозаписи и др. |
3.Самообразование педагогов | Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме. Освоение основ саморегуляции поведения. Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением. Ознакомление с системой педагогической работы. Создание мотивации практического применения предложенной системы. | Формы: -индивидуальное изучение теоретической и методической литературы; -беседы; -консультации со специалистами. Методы: -самоанализ; -анкетирование; -саморегуляция; -дискуссии; -обмен опытом с другими педагогами; -нетрадиционные методы (аромотерапия). Средства: -литературные источники; -видеозаписи; -интернет и другие информационные источники. |
Проведение опытной работы на формирующем этапе
Для реализации проведения опытной работы на формирующем этапе, мы раздели на блоки и подобрали разнообразные игры и упражнения, чтобы с помощью их предотвратить агрессию у детей дошкольного возраста.
Блок 1
Занятие 1. «Знакомство»
Игры: «Моё имя», «Угадай», кого не стало», «Узнай по голосу».
Рисование «Я и моё имя».
Упражнение «Ласковое имя».
Расслабление «Путешествие на Голубую звезду».
Занятие 2. «Моё имя»
Игры: «Связующая нить», «Прогулка», «Волшебный кувшин», «Возьми и передай».
Рисование «Я в трёх зеркалах».
Расслабление: см. занятие 1.
Занятие 3. «Я люблю»
Игры: «Переходы», «Разыщи радость», « За стеклом».
Рисование «Я люблю больше всего».
Танцевальный этюд «Подари движение»
Расслабление «Путешествие дыхания».
Занятие 4. «Настроение»
Этюд «Солнечный зайчик».
Игра «Картина».
Упражнение «Тренируем эмоции».
Рисование «Моё настроение».
Расслабление: см. занятие 3.
Блок 2
Занятие 5. «Настроение» (продолжение)
Игры: «На что похоже настроение», «Настроение и походка», «Колечко», «Угадай эмоции», «Встреча эмоций».
Рисование «Лицо Маши».
Расслабление «Полёт птицы».
Занятие 6. «Наши страхи»
Упражнение «Расскажи свой страх».
Релаксационный комплекс «Музыкальная мозаика».
Сценка «Тараканище».
Рисование «Нарисуй свой страх».
Расслабление: см. занятие 5.
Занятие 7. «Наши страхи» (продолжение)
Беседа о страхах. Этюды: «Котёнок по имени «Гав», «Стойкий оловянный солдатик».
Рисование «Я тебя больше не боюсь!».
Расслабление: см. занятия 5,
Занятия 8. «Я больше не боюсь»
Этюд «Смелые ребята».
Игры: «В тёмной норе», «Тень», «Слепой и поводырь».
Релаксационный комплекс «На лесной поляне».
Блок 3
Занятия 9. «Новичок»
Этюд «Три характера».
Игры: «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост» , «Комплименты».
Рисование «Три характера».
Расслабление «Светлые мысли».
Занятия 10. «Ласка»
Игра «Назови и покажи».
Этюды: «Страшный зверь», «Ласка».
Рисование «Страшный зверь».
Расслабление «Волшебный сон».
Занятия 11. «Общая история»
Сочинение «Общая история».
Инсценировка «Общая история».
Игры: «Колдун», «Иголка и нитка».