Файл: Методические указания производственная практика (технологическая (проектнотехнологическая)).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

- Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.

- Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

- Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

- Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.

- Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.

- Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

- Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.

- Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.

- Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

3. Дерево.

а). Форма листвы:

- Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.

- Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва покинутости и разочарования.

- Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.

- Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.

- Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.

- Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего.

- Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.

- Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

- Пальма - стремление к перемене мест.

- Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.

б).Ствол:

- Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

- Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

- Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

- Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

- Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.

- Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.


- Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

- Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.

в). Прочее:

- Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.

- Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.

- Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

- Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта - 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе - 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.


Проведение диагностики исходного состояния изучаемых явлений, процессов, т.д.

В ходе проведений диагностик, как Методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ) относится к разряду проективных. Предполагается, что в мало структурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования.

Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характеризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.

Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.

В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Исходя из сказанного, РНЖ следует отнести к разряду специфических методов, валидизация которых основана не столько на стандартизации, сколько на учете закономерностей функционирования канала невербальной коммуникации.

Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Психологу необходимо развить в себе способность вжиться в рисунок, входить с ним в эмоциональный контакт, развить рефлексию вызываемых им чувств.


Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытной работы

На сегодняшний день можно считать достаточно обоснованными положения о существовании разнообразных связей образа несуществующего животного с Я - образом испытуемого, опосредованности фантазии  опытом  и  о  наличии  разнообразных связей между уровнем притязаний (высотой оценки качеств собственной  личности,  обладать  которыми стремится  испытуемый:  идеальный  Я-образ), самооценкой, установками реагирования в конфликтных ситуациях и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.


Основной трудностью при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т.д., может говорить либо о тенденциях к самораспространению, о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т.д.

Такая форма эксперимента способствует большей валидности по сравнению с самоотчетом и экспертной оценкой. Это обеспечивается как взаимным контролем, так и живым взаимодействием в процессе решения задачи, т.к. ситуация обеспечивает взаимную обратную связь и взаимную коррекцию представлений о себе.

Поскольку в данном эксперименте рисунок служит опорой для выдвижения гипотез относительно черт личности каждого испытуемого, результатом всей процедуры может служить процент совпадений этих само=взаимооценок и предварительно выдвинутых экспериментатором гипотез на основании особенностей рисунка.

Разработка плана формирующего этапа опытной работы


Основные

направления

Задачи

Ведущие формы, методы, средства

1.Работа в ДОУ с детьми

Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей.

Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции;

обучение социально приемлемым, адекватным способом выражения агрессии;

обучение ауторелаксации;

обучение навыкам управления эмоциональной сферой.

Формы:

-сюжетно-ролевые игры;

-игровые упражнения;

-этюды;

-инсценировки;

--аутогенная тренировка;

-психогимнастика;

-танцевальные упражнения;

-индивидуальные занятия.

Методы:

-диагностика;

-наблюдение;

-убеждение;

-положительный пример;

-чтение специальных рассказов;

-беседы;

-игровые методы;

-рисование;

-аромотерапия;

Средства:

-художественная литература;

-музыкальные произведения;

-игровое оборудование;

-аромолампа, аромомасла.



Основные

направления

Задачи

Ведущие формы, методы,

средства

2.Работа педагогов с семьёй

Создание мотивации совместной работы с ДОУ по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

Ознакомление с явлением «детская агрессия» , её особенностями, причинами проявления.

Создание представлений об основных приёмах саморасслабления и саморегуляции поведения.

Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.

Ознакомление с системой педагогической работы.

Оказание помощи родителям в общении с детьми с агрессивным поведением.

 

Формы:

-беседы

-консультации;

-родительские собрания;

-тренинги;

-письменные рекомендации;

-индивидуальная работа.

Методы:

-анкетирование;

-беседа;

-рассказ;

-анализ педагогических ситуаций;

-обсуждение результатов диагностики.

Средства:

-таблицы;

-схемы;

-видеозаписи;

-аудиозаписи и др.


3.Самообразование педагогов

Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме.

Освоение основ саморегуляции поведения.

Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением.

Ознакомление с системой педагогической работы.

Создание мотивации практического применения предложенной системы.

Формы:

-индивидуальное изучение теоретической и методической литературы;

-беседы;

-консультации со специалистами.

Методы:

-самоанализ;

-анкетирование;

-саморегуляция;

-дискуссии;

-обмен опытом с другими педагогами;

-нетрадиционные методы (аромотерапия).

Средства:

-литературные источники;

-видеозаписи;

-интернет и другие информационные источники.




Проведение опытной работы на формирующем этапе

Для реализации проведения опытной работы на формирующем этапе, мы раздели на блоки и подобрали разнообразные игры и упражнения, чтобы с помощью их предотвратить агрессию у детей дошкольного возраста.
Блок 1

Занятие 1. «Знакомство»

Игры: «Моё имя», «Угадай», кого не стало», «Узнай по голосу».

Рисование «Я и моё имя».

Упражнение «Ласковое имя».

Расслабление «Путешествие на Голубую звезду».

Занятие 2. «Моё имя»

Игры: «Связующая нить», «Прогулка», «Волшебный кувшин», «Возьми и передай».

Рисование «Я в трёх зеркалах».

Расслабление: см. занятие 1.

Занятие 3. «Я люблю»

Игры: «Переходы», «Разыщи радость», « За стеклом».

Рисование «Я люблю больше всего».

Танцевальный этюд «Подари движение»

Расслабление «Путешествие дыхания».

Занятие 4. «Настроение»

Этюд «Солнечный зайчик».

Игра «Картина».

Упражнение «Тренируем эмоции».

Рисование «Моё настроение».

Расслабление: см. занятие 3.

Блок 2

Занятие 5. «Настроение» (продолжение)

Игры: «На что похоже настроение», «Настроение и походка», «Колечко», «Угадай эмоции», «Встреча эмоций».

Рисование «Лицо Маши».

Расслабление «Полёт птицы».

Занятие 6. «Наши страхи»

Упражнение «Расскажи свой страх».

Релаксационный комплекс «Музыкальная мозаика».

Сценка «Тараканище».

Рисование «Нарисуй свой страх».

Расслабление: см. занятие 5.

Занятие 7. «Наши страхи» (продолжение)

Беседа о страхах. Этюды: «Котёнок по имени «Гав», «Стойкий оловянный солдатик».

Рисование «Я тебя больше не боюсь!».

Расслабление: см. занятия 5,

Занятия 8. «Я больше не боюсь»

Этюд «Смелые ребята».

Игры: «В тёмной норе», «Тень», «Слепой и поводырь».

Релаксационный комплекс «На лесной поляне».

Блок 3

Занятия 9. «Новичок»

Этюд «Три характера».

Игры: «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост» , «Комплименты».

Рисование «Три характера».

Расслабление «Светлые мысли».

Занятия 10. «Ласка»

Игра «Назови и покажи».

Этюды: «Страшный зверь», «Ласка».

Рисование «Страшный зверь».

Расслабление «Волшебный сон».

Занятия 11. «Общая история»

Сочинение «Общая история».

Инсценировка «Общая история».

Игры: «Колдун», «Иголка и нитка».