Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кодекс усилил обязательства статьи VII ГАТТ, устанавливая обязательную презумпцию того, что таможенная оценка основывается на сумме, фактически оплачивается импортером за товары, этот метод известен как метод «стоимости сделки». Концепция стоимости сделки в принципе принимает деловые решения по ценообразованию как основу таможенной стоимости.
В результате анализа положений международных документов результатом явилось определение основы метода определения таможенной стоимости товаров - это цена сделки. Всего существует 6 методов определения таможенной стоимости товаров (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Методы определения таможенной стоимости товаров
Главная функция таможенной стоимости товара состоит в возможности применять стоимость товара для обложения товара пошлинами, иными сборами, для применения импортных, экспортных ограничений при существующей необходимости.
Правовая база ЕАЭС и Российской Федерации о таможенном деле не содержит прямого определения таможенной стоимости. Но сущность её определяется в контексте таможенных процедур, связанных с таможенным декларированием товаров при их помещении под таможенные процедуры, что отражено в ТК ЕАЭС5, главе 5, а также Решении Коллегии евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180 «Об утверждении положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического Союза с недекларированием».
Косвенно понятие таможенной стоимости составляют определения, характеризующие взаимосвязанных лиц, идентичные товары, однородные товары, товары того же класса или вида, перечисляемые и определяемые в статье 37 главы 5 ТК ЕАЭС.
Национальное законодательство Российской Федерации - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ6 в статье 23 содержит отсылку к определению таможенной стоимости товаров, которые ввозятся в Российскую Федерацию, на главу 5 ТК ЕАЭС.
Общий порядок по определению таможенной стоимости вывозимых товаров возлагается на Правительство Российской Федерации, при ввозе товаров порядок определения таможенной стоимости устанавливается комиссией ЕАЭС.
Законодательно определён порядок отложенного определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых из Российской Федерации товаров - данная деятельность возложена на таможенные органы страны как федеральный орган исполнительной власти ( пункт 6 статьи 23 ТК ЕАЭС)
Таким образом, таможенная стоимость товара связана с его ценой и определяется при заключении внешнеторговой сделки с учетом издержек, связанных с ее заключением и исполнением. Она имеет два функциональных предназначения - основное и вторичное. Основное назначение заключается в том, чтобы служить расчетной основой для исчисления таможенных платежей. Вторичное назначение связано с нетарифными мерами регулирования, такими как ограничения импорта, ведение таможенной статистики и валютный контроль. Таможенная стоимость также играет роль в создании экономического порядка и выравнивании конкурентных условий для хозяйствующих субъектов на территории страны.
1.2. Контроль таможенной стоимости товаров и роль ценовой информации
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется должностными лицами таможенных органов и включает проверку выбранного и примененного метода определения таможенной стоимости, а также полного документального подтверждения данных о таможенной стоимости.
Статья 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) указывает, что контроль таможенной стоимости товаров является серией проверочных мероприятий, проводимых должностными лицами таможенных органов для проверки выбранного и применяемого метода определения таможенной стоимости. Он включает в себя проверку структуры величины таможенной стоимости и документального подтверждения данных о таможенной стоимости. Глава 5 ТК ЕАЭС определяет порядок таможенного контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, с обязательным применением существующих форм и мер по обеспечению контроля. При вывозе товаров из Российской Федерации порядок таможенного контроля таможенной стоимости товаров определяется приказом Минфина России от 26.08.2020 № 175н7.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров сотрудниками таможенных органов реализуются проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости. В основе нормативных предписаний по проверке таможенной стоимости товаров положены нормы статей ТК ЕАЭС и решений ЕЭК (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Нормы законодательства о таможенном деле по контролю таможенной стоимости товаров
Контроль таможенной стоимости товаров представляет собой алгоритм, состоящий из ряда этапов. Практически это четыре этапа, которые можно рассмотреть более детально.
Прежде всего, первый этап характеризуется тем, что таможенные органы осуществляют проверку правильности определения таможенной стоимости. Указанные действия заключаются в контроле документов, содержащих сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, а также всех компонентов таможенной стоимости.
Проверяется правильность того, как декларант выбрал и применил метод определения таможенной стоимости из существующих шести, проверке подлежит в том числе правильность определения структуры таможенной стоимости товаров.
Для второго этапа характерна работа, связанная с выбором источников ценовой информации - в силу того, чтобы была возможность сравнить заявленную таможенную стоимость с аналогичными ценами на подобные товары, представляющие собой конкурентоспособную продукцию. Среди существующих источников ценовой информации должностные лица таможенных органов выбираю те, которые имеет в своём составе свежие сведения, подтверждаемые документально актуальность цен на подобные товары; занимаются поиском информации, которая имеет отношение к условиям купли-продажи подобных товаров на рынках. Сам материал, связанный с тенденциями изменения рынка и его конъюнктуры тоже относится к ценовой информации и может быть использован таможенными органами.
Среди многообразия источников ценовой информации приоритет даётся тем документам, которые отслеживает система КПС «Мониторинг-Анализ», в основном это контракты и счета, которые получены по сделанным в системе запросам, немаловажная роль отводится такой информации, как цены аукционов, биржевые котировки, прейскуранты и каталоги торгов, ценовые предложения фирм и организаций.
Статистика внешней торговли также используется при определении правильности указанной таможенной стоимости товара. Таможенные органы полагаются на несколько источников, не отдавая предпочтение какому-либо одному.
Третий этап связан с трансформацией отслеженный ценовой информации в тот вид, который удобен для сопоставления с условиями проверяемой сделки участников ВЭД. Данный этап характеризуется возможностью осуществление корректировки уже имеющейся в распоряжении таможенных органов ценовой информации, различий и нюансов ценовой информации, дополнительных начислений, которые могут осуществляться в процессе оценки товаров на основании новой информации, полученной из различных источников.
В ценовую информацию могут входить дополнительные расходы, включаемые в договор, контракт купли-продажи, если это определяется самими условиями контракта. Стороны контракта также могут производить различные вычеты, чтобы ценовая информация соответствовала прописанным в договоре коммерческим условиям сделки.
Третий этап - это корректировка ценовой информации и её трансформация в категорию проверочной величины, которая будет являться производной от ценовой информации. Сущность проверочной величины состоит в том, что она представляет собой цену за единицу товара, аналогичного оцениваемому товару. Проверочная величина является уже скорректированной ценой, корректировка произведена с учётом существующих различий, указанных в условиях продажи договора, она учитывает различные начисления и вычеты, возникающие дополнительно в результате корректировки.
Существует три группы поправок, которые допустимы при корректировке таможенной стоимости товаров: коэффициент поправки на комплектацию, коэффициент поправки на технико-экономические параметры, коэффициент поправки на коммерческие условия поставки.
Сущность четвёртого этапа состоит в сравнении и анализе таможенной стоимости товара
, которую указывает декларант в документах. Происходит сопоставление с проверочной величиной, которая представляет собой ценовую информацию. Анализируются и определяются дополнительные обстоятельства, которые связаны с заключённой сделкой купли-продажи, условия продажи товаров, которые могут оказать определённое опосредованное влияние на разницу между ценовой информацией, которой располагает таможенный орган и заявленной таможенной стоимостью товара от лица декларанта. Четвёртый этап даёт возможность получить разъяснения при выявлении определённых признаков, указывающих на недостоверность представленных в документации сведений о таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров.
Таким образом, четырёхэтапный алгоритм позволяет выявить существующие расхождения в заявленной стоимости товара, нацеливает на разработку рекомендаций по применению существующих методов корректировки ценовой информации. Декларант на данном этапе может вносить поправки в ценовую информацию, опираясь на источники ценовой информации, условия договора купли-продажи, учитывая технические характеристики товара и сравнивая с товаром-эталоном.
1.3. Признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров
При проведении контроля таможенной стоимости товаров должностные лица таможенных органов, опираясь на ценовую информацию и другие данные, выявляют признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров. Этому способствует ряд обстоятельств, которые перечислены в п. 5 «Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2019 года № 428.
Перечислим ряд признаков, которые свидетельствуют об ошибках в указании таможенной стоимости товаров.
Прежде всего, это нестыковка в информации, в сведениях, которые содержатся в представленных декларантом документах в процессе таможенного декларирования товаров, которые должностные лица таможенных органов получают из информационных систем.
Расхождения в информационных данных также могут содержаться в пакете документов, которые представляется таможенному органу при таможенном декларировании. Например, сведения одного документа (накладной) противоречат данным другого документа (инвойсу).