Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другой признак недостоверности таможенной стоимости товаров состоит в разнице, которая получается при сравнении цены товаров участника ВЭД с ценами однородных или идентичных товаров при сопоставимых условиях их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Таможенные органы используют информационные системы, основанные на системе управления рисками, для выявления различий в ценах на импортируемые товары. Декларанты могут неверно указывать цену товаров, что может быть намеренным или непреднамеренным.
Для определения правильной таможенной стоимости товаров, таможенные должностные лица используют информационные данные из различных источников, таких как ценовые каталоги, сводки о биржевых котировках и индексах, а также цены на аукционах.
Несоответствие заявленной декларантом таможенной стоимости товаров может быть обнаружено путем сравнения цен на сходные товары, произведенные независимыми продавцами и покупателями. Также несоответствие может быть выявлено при сопоставлении стоимости компонентов товаров с указанной ценой. Недостоверно указанная таможенная стоимость товаров может быть обнаружена, если декларант не учитывает различные расходы при указании цены товара, такие как расходы на страхование, транспортировку товаров, лицензионные платежи и т.д.В том случае, когда должностное лицо таможенного органа выявляет любой из перечисленных выше признаков, указывающих на недостоверность определения таможенной стоимости товаров, появляются основания для применения форм таможенного контроля, чаще всего – это проверка таможенных, иных документов и сведений до выпуска товаров. Такие действия регламентированы нормой статьи 325 ТК ЕАЭС.
Проверяя документы и сведения, согласно пункту 4 указанной статьи, сотрудник таможенного органа может дополнительно запросить документы, позволяющие установить достоверность и полноту указанных в таможенных документах данных, сравнить их с заявленными данными в таможенной декларации.
Перечислим основные документы, которые могут быть дополнительно запрошены в рамках таможенного контроля таможенной стоимости товаров:
-
прайс-листы производителя ввозимых товаров; -
таможенная декларация страны отправления товаров (экспортная декларация); -
документы об оплате ввозимых товаров.
Перечисленные документы могут использоваться в рамках таможенного контроля таможенной стоимости товаров для проверки достоверности заявленной декларантом стоимости ввозимых товаров. Например, прайс-листы производителя ввозимых товаров могут использоваться для сравнения заявленной стоимости с ценами на такие же или сопоставимые товары на рынке. Таможенная декларация страны отправления товаров (экспортная декларация) может содержать информацию о цене, которая может использоваться для сравнения с заявленной декларантом стоимостью. Документы об оплате ввозимых товаров могут использоваться для подтверждения заявленной стоимости или для определения, какие дополнительные расходы были учтены при определении стоимости товара. В целом, дополнительные документы могут использоваться для выявления и предотвращения подтасовки цен на ввозимые товары.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров представлен на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Схема контроля таможенной стоимости
В том случае, если нет возможности завершить в установленные сроки выпуска товаров проверку документов и сведений (ст. 119 ТК ЕАЭС), либо декларант не может представить запрошенные дополнительно документы, он получает от таможенного органа информационное сообщение о том, что можно выпустить товар согласно нормам ст. 121 ТК ЕАЭС (при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин).
При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка документов и сведений завершается после их выпуска. Максимальный срок проведения проверки документов и сведений составляет 100 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации. Например, в отношении ДТ №1 по результатам применения формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, на основании анализа представленных документов и сведений, таможенным органом сделан вывод о подтверждении достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: таможенная стоимость товара - это важный аспект внешнеэкономической деятельности, который используется для регулирования торговых отношений между странами и обеспечения соответствия таможенных правил и требований. Она является основой для расчета таможенных пошлин и других сборов, а также для применения различных ограничений на импорт и экспорт товаров. Таможенная стоимость товара определяется в процессе заключения внешнеторговой сделки, учитывая цену товара, затраты на заключение и исполнение сделки.
Контроль таможенной стоимости товаров необходим для обеспечения точности и достоверности данных о стоимости товаров, используемых для расчета таможенных пошлин и других сборов. Это включает проверку структуры таможенной стоимости и ее соответствия требованиям таможенного законодательства, а также проверку документального подтверждения данных о стоимости товаров. Такой контроль позволяет предотвратить возможные нарушения законодательства и обеспечить правильность расчетов таможенных пошлин и сборов.
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ, И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
2.1 Выявление проблем, возникающих при осуществлении контроля таможенной стоимости
Для выявления проблем, возникающих у должностных лиц при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, было проведено анкетирование среди должностных лиц центра электронного декларирования Южной электронной таможни, было опрошено 95 человек. Анкета представлена в приложении №1.
Анализ анкет должностных лиц выявил, что 10% опрошенных имеют стаж работы до 1 года, 47% – от 1 года до 3 лет и 43% – более 3 лет. Можно сделать вывод, что более половины опрошенных имеют небольшой опыт работы, что создаёт необходимость в дополнительно подготовке должностных лиц центра электронного декларирования для повышения уровня квалификации и как следствия повышения эффективности работы отдела, в частности контроля таможенной стоимости. Факт подтверждается тем, что 87% опрошенных отметили, что в процессе работы у них возникали проблемы при осуществлении контроля таможенной стоимости. У 71% респондентов выявлялись нарушения по решениям по направлению контроля таможенной стоимости.
Этапами, вызывающими трудности при осуществлении контроля таможенной стоимости, должностные лица называли контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости (45% опрошенных), анализ ценовой информации с помощью программных средств таможенных органов (40% опрошенных) и контроль правильности определения декларантом структуры таможенной стоимости (37% опрошенных).
Среди основных проблем, возникающих при осуществлении контроля таможенной стоимости, должностными лицами были выделены большой объём информации, поступающий для аналитической работы (61% опрошенных) и неудобное осуществление сверки сведений (28% опрошенных), заявленных в ДТ и в прилагаемых документах. Кроме того, анкетируемые выделили иные проблемы, такие как:
– отсутствие инструментов проверки заявленных в ДТ сведений о таможенной стоимости со сведениями в коммерческих документах на артикульном уровне;
– отсутствие строгого контроля на стороне программного обеспечения декларанта при формализации коммерческих документов и возможность отправки в ЕАИС ТО таких документов с ошибками;
– неудобная визуализация формализованных документов в АИС «АИСТ-М», отсутствие штатных инструментов выгрузки коммерческих документов (инвойсов) в табличные редакторы (Exel, Calc и т.д.);
– недокументированные параметры отбора сведений, поступающих из ИСС «Малахит» об уровне отклонения заявленной величины таможенной стоимости.
Стоит отметить, что 26% респондентов выделили «недостаточный уровень в области осуществления контроля таможенной стоимости» как основную причину возникающих проблем при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров
Среди наиболее частых нарушений таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости должностные лица выделили:
-
ненадлежащее проведение проверки заявленной таможенной стоимости товаров (35% опрошенных); -
принятие необоснованного решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (18% опрошенных); -
нарушение срока принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (28% опрошенных).
Основными причинами нарушений, допускаемых должностным лицом таможенного органа при совершении контроля таможенной стоимости анкетируемые считают:
-
высокую загрузку на работе (80% опрошенных); -
недостаточные знания действующих норм права в сфере таможенного регулирования, сложность толкования и применения соответствующих норм (34% опрошенных); -
недостаточные сроки для принятия решения при осуществлении таможенного контроля (31% опрошенных).
Следует отметить, что должностные лица ЦЭД действительно имеют большую продолжительность рабочего дня, и к концу его второй половины эффективность работы может существенно снижаться по объективным причинам (усталость, истощение, переутомление). Данную проблему можно решить изменив график работы, сократив рабочий день или создав дополнительные перерывы.
Иными причинами нарушений, допускаемых должностным лицом таможенного органа при совершении контроля таможенной стоимости анкетируемые считают:
– крайне низкую автоматизацию процессов контроля таможенной стоимости, требующую от должностных лиц совершение большинства операций вручную;
– необязательное применение мер по минимизации рисков, которое предполагают большинство профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости, что влечёт с одной стороны широкий охват СУР, с другой – ослабление контроля со стороны должностных лиц;
– малопригодную для практического применения форму справочной информации о ценах и стоимости различных товаров;
– отсутствие наработок в сфере внедрения гибких семантических индикаторов профилей рисков, позволяющих выявить рисковую ситуации более точно по сравнению с применением только кода ТН ВЭД ЕАЭС.
Должностные лица отметили, что считают анализ ценовой информации с помощью программных средств таможенных органов (40% опрошенных), документальное подтверждение таможенной стоимости (58% опрошенных), условия поставки ИНКОТЕРМС (33% опрошенных) и структуру таможенной стоимости (45% опрошенных) ключевыми направлениями, по которым необходимо проводить углубленное обучение должностных лиц поста по направлению контроля таможенной стоимости.
Среди наиболее частых нарушений участников ВЭД в части заявления таможенной стоимости, анкетируемые выделили:
– недостоверное заявление таможенной стоимости с целью меньшей уплаты таможенных платежей (44% опрошенных);
– предоставление неполного пакета документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости (91% опрошенных).
Как видно из ответов опрошенных, участники ВЭД нередко сознательно занижают таможенную стоимость для того чтобы снизить размер подлежащих уплате таможенных платежей, что является огромной проблемой, ведь подобные нарушения неизбежно ведут к снижению доходной части бюджета РФ, что сказывается на всей экономике в целом. Также участники ВЭД зачастую предоставляют неполный комплект документов, одной из причин подобного явления является намеренное утаивание сведений, позволяющих сделать объективные выводы о точности определения заявленной таможенной стоимости. Конечно, нередки случаи, когда декларант действительно не имеет доступ к запрашиваемым документам.
Анализ анкет должностных лиц выявил, что одной из главных проблем должностных лиц, осуществляющих контроль таможенной стоимости, является нехватка опыта и практических навыков по направлению контроля таможенной стоимости.
Кроме того, сложность и неудобность отдельных программных средств таможенных органов ещё сильнее усугубляют ситуацию и понижают эффективность и результативность должностных лиц по направлению контроля таможенной стоимости товаров.
2.2. Предложения по повышению результативности контроля таможенной стоимости