ВУЗ: Санкт-Петербургский государственный университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Русский язык
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 2841
Скачиваний: 17
11
признаки, их количество, действие, состояние, составляют семан-
тику предложения. Они выражают речевой смысл, делают предло-
жение информативным. Но в соединении слов друг с другом в
предложение главную роль выполняют служебные части речи (пред-
логи, союзы, частицы): она всматривалась в лица (без предлога
невозможно соединение лексемы с объектным значением и дан-
ного глагола) людей, но (противительный сочинительный союз ука-
зывает на смысловые отношения между сказуемыми) никого не уз-
навала (отрицательная частица вносит противоположное семанти-
ке глагола значение).
Именно на синтаксическом уровне становятся особо значимы
слова, выражающие субъективную модальность (по-видимому, на-
верное и т.п.), статус которых в морфологии спорен: лекции завтра,
наверное / видимо / к счастью, не будет. Междометия как средство
передачи эмоций также становятся значимыми именно в предло-
жении, в то время как в морфологии они не относятся ни к зна-
менательным, ни к служебным частям речи: Ах, что это я опять
сбилась на продовольствие? Ну, не буду, не буду. … Ах, боже мой, я
опять о продовольствии!.. Ох, что это я опять? Ради бога, простите,
я же дала слово. будем говорить о любви, об искусстве (Тэффи).
Предмет изучения синтаксиса. Приведенные примеры иллюстри-
руют неразрывную связь морфологии и синтаксиса и первичность
синтаксиса для изучения морфологии. Различие между двумя час-
тями грамматики заключается в предмете изучения (табл. 1).
Если морфология исследует отдельное слово и систему его форм
(например, осень — сущ. ж.р. 3-го скл.), то синтаксис анализиру-
ет устройство и функционирование единиц более сложных, чем
слово (например, осень как предложение с интонацией закончен-
ного сообщения, особый тип односоставных предложений).
Т а б л и ц а 1
Предмет изучения морфологии и синтаксиса
Предмет изучения
морфологии
Предмет изучения синтаксиса
1. Части речи
а) знаменательные:
имена (существительное,
прилагательное, местоиме-
ние, числительное);
глагол (все формы);
наречие;
б) служебные (предлоги, со-
юзы, частицы);
в) модальные слова;
г) междометия
Единицы синтаксиса
(структура, значение, функция):
а) синтаксема (грамматическая форма
слова в аспекте ее связей с другими
словами);
б) словосочетание;
в) простое предложение;
г) сложное предложение;
д) сложное синтаксическое целое
(ССЦ)
12
Для морфологии предметом всестороннего изучения служит
слово с его грамматическими категориями и системой граммати-
ческих форм, а для синтаксиса форма слова — предмет изучения
со стороны связей с другими словами и функции в предложении,
т.е. в качестве одного из элементов синтаксической системы. Син-
таксис изучает состав синтаксических единиц; структуру, значе-
ние, функции синтаксических единиц с точки зрения их участия
в акте коммуникации, иерархию компонентов синтаксической си-
стемы.
Таким образом, синтаксис качественно новая ступень грамма-
тики в сопоставлении с описательной морфологией.
§ 3. общая сравнительная характеристика
единиц синтаксиса
Словосочетание — простое предложение — сложное предложе-
ние. Традиционно в русском синтаксисе выделяются две основные
единицы: словосочетание и простое предложение. Акад. А.А.Шах-
матов основной единицей синтаксической системы считал простое
Предмет изучения
морфологии
Предмет изучения синтаксиса
2. Морфологические катего-
рии частей речи:
категории рода, числа, па-
дежа имен существительных;
категории рода, числа, па-
дежа имен прилагательных,
степени сравнения качествен-
ных прилагательных;
категория вида, лица, чис-
ла у глагола и др.
2. Синтаксические связи между компо-
нентами синтаксических единиц:
присловные связи на уровне словосо-
четания (подчинительные: согласова-
ние, управление, примыкание);
связи на уровне простого предложе-
ния (координация подлежащего и ска-
зуемого, сочинение и т.д.);
связи между компонентами сложного
предложения (сочинение, подчинение,
бессоюзная связь);
связи между самостоятельными пред-
ложениями в составе ССЦ (последова-
тельная, параллельная связь)
3. Система форм слов (пара-
дигма) и значения форм слов:
типы склонения имен
существительных и значения
падежей;
типы спряжения личных
форм глагола, значения форм
лица и числа и т.д.
3. Взаимодействие единиц синтаксиса:
соотношение словосочетания и просто-
го предложения;
предикативные части в составе слож-
ного предложения;
самостоятельные предложения в со-
ставе ССЦ
окончание табл. 1
13
предложение, словосочетание — второстепенным конструктивным
элементом предложения
1
. Развивая идеи А. А. Шахматова, акад.
В.В.Виноградов определил словосочетание как синтаксическую
единицу, состоящую не менее чем из двух полнозначных слов, ор-
ганизованную по законам данного языка и выражающую цельное
значение
2
, противопоставленную коммуникативной единице —
простому предложению. Третья единица синтаксической си-
стемы — сложное предложение.
В.В.Виноградовым были сформулированы дифференциальные
признаки синтаксических единиц, определяющие их соотношение:
номинативная/предикативная функции, наличие/отсутствие пре-
дикативности, интонационная оформленность. Так сложилась тра-
диция противопоставления: словосочетание — простое предложе-
ние — сложное предложение.
Словосочетание акад. В.В.Виноградов относил, как и слова, к об-
ласти номинативных средств языка (обозначают предметы, явле-
ния, процессы, признаки) и рассматривал словосочетания как
строительный материал для предложения, подчеркивая, что для
структуры словосочетания нехарактерны «так называемые субъек-
тивно-объективные синтаксические категории (вроде категорий
лица, времени и модальности), которые обусловливают относи-
тельную законченность сообщаемой мысли в речи»
3
(см. раздел
«Словосочетание», § 1 «Понятие словосочетания»).
Для предложения в качестве дифференцирующих признаков им
были выделены предикативность («Общее грамматическое значе-
ние отнесенности основного содержания предложения к действи-
тельности выражается в синтаксических категориях модальности,
а также времени и лица»
4
) и интонация законченного сообщения.
Интонация законченного сообщения, оформляя предложение, яв-
ляется сигналом его завершенности, самодостаточности, конкре-
тизирует предложение с точки зрения целеполагания (см. раздел
«Простое предложение», § 1 «Определение понятия “предложе-
ние”»).
В свою очередь, простое предложение, по определению В.В.Ви-
ноградова, строительный материал для сложного предложения
5
.
При этом сложное предложение, как и простое, характеризуется
единой интонацией законченного сообщения. Различие этих син-
таксических единиц проявляется в расчлененной концентрации
форм выражения категорий времени, модальности и лица, их в
сложном предложении несколько. Самостоятельность предикатив-
1
шахматов а.а. Синтаксис русского языка. — С. 17.
2
Виноградов В.В. Словосочетание как предмет синтаксиса // Грамматика рус-
ского языка. — Т. II. — Ч. 1. — М., 1954. — С. 10.
3
Указ. соч. — С. 11.
4
Там же. — C. 80.
5
Там же. — С. 99.
14
ных частей в составе сложного предложения относительна, а грам-
матическое значение всей единицы определяется в соответствии
со способом связи частей и выраженных этой связью синтакси-
ческих отношений.
Таким образом, в середине ХХ в. синтаксис представал как уче-
ние об иерархии трех синтаксических единиц: словосочетания,
простого предложения и сложного (табл. 2).
Вопрос о минимальной синтаксической единице. В конце 60-х гг.
ХХ в. был поставлен вопрос о существовании синтаксической еди-
ницы, меньшей, чем словосочетание. Г.А.Золотова в статье 1969 г.
поставила под сомнение возможность выделения словосочетания
в качестве минимальной синтаксической единицы: «…целесооб-
разно признать именно синтаксические формы слов, нераспро-
страненные и распространенные (а не слова и словосочетания),
строительным материалом для предложения, элементами, из ко-
торых предложение строится
1
». Синтаксическое слово, или син-
таксему, Г.А.Золотова охарактеризовала как первоэлемент, соеди-
1
золотова Г.а. О синтаксической форме слова // Мысли о современном рус-
ском языке: сб. статей. — М., 1969. — С. 66.
Т а б л и ц а 2
Сопоставительная характеристика единиц синтаксиса
Признаки
синтаксической
единицы
Единицы синтаксиса
Словосочетание
Простое
предложение
Сложное предложение
Категория пре-
дикативности
нет
есть
(монопредика-
тивная единица)
есть
(полипредикативная
единица)
Функция
номинативная
коммуникатив-
ная
коммуникативная
(в целом)
Интонация
законченного
сообщения
нет
есть
есть
(у сложного предло-
жения в целом)
Грамматиче-
ское значение
синтаксические
отношения
между компо-
нентами
предикатив-
ность
синтаксические
отношения между
частями
Примеры
теплый вечер
встретить друга
дом напротив
Теплым вечером
она встретила
друга у дома на-
против.
Теплым вечером она
встретила друга
у дома напротив,
и эта встреча изме-
нила всю ее жизнь.
15
нивший в себе критерии значения, формы и функции, чего недо-
ставало синтаксической теории
1
: «…носителями элементарного
смысла в русском синтаксисе служат слова — синтаксемы, или
синтаксические формы слова»
2
.
Г.А.Золотова предложила четкое разграничение значений сло-
ва
3
: лексическое, грамматическое, синтаксическое, продемонстри-
ровав на примерах — в саду, на окне и в сад, на окно — совпадение
лексического значения данных словоформ (имя предмета), одина-
ковость морфологических форм (в, на + пр.п. и в, на + в.п.) и раз-
личающие такие формы синтаксические значения — в саду, на окне
обозначают место (локатив), а в сад, на окно — направление (ди-
ректив). Обычное вычленение лексического и грамматического
значений слова упускает производное от этих величин значение,
что и реализуется в синтаксических конструкциях. Иными слова-
ми, синтаксема — языковое обеспечение перехода от лексической
единицы к синтаксической.
Деление именных синтаксем на предметные (по пыльной доро
ге) и признаковые (дом у дороги) становится в данной концепции
принципиальным для выделения структурных компонентов пред-
ложения: «…многообразие явлений действительности обобщено
человеческим сознанием в определенных категориях — лица, пред-
мета, действия, состояния, качества, количества, времени, места,
причины и т.д.»
4
. Так, в предложении старик ловил неводом рыбу
выделяется четыре синтаксемы: старик — именная (деятель), ло-
вил — глагольная (действие), неводом — именная (орудие), рыбу —
именная (объект).
Выделение синтаксем как элементарных единиц в структуре
предложении основано на главенстве коммуникативной функции
для синтаксической единицы: во-первых, синтаксема вступает с
другими единицами в отношения часть/целое (словосочетания и
предложения составляются из синтаксем), во-вторых, она элемент
построения и носитель элементарного смысла в предложении.
Описание в «Синтаксическом словаре» Г.А.Золотовой
5
беспред-
ложных и предложных именных, глагольных синтаксем, синтаксем
имени прилагательного и наречия убедительно показало, что роль
строительного материала для предложения принадлежит им, а не
1
золотова Г.а. Функционализм в современной русистике // Современный рус-
ский литературный язык: учебник / под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. —
М., 2003. — С.658—659.
2
золотова Г.а., онипенко н.К., сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика
русского языка. — М., 2004. — С. 37.
3
Там же. — С. 43, 37—38.
4
золотова Г.а. Функционально-коммуникативная грамматика: Учебник. — М.,
2003. — С. 661.
5
золотова Г.а. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц рус-
ского синтаксиса. — 2-е изд. — М., 2001.