Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 2443

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

признаки, их количество, действие, состояние, составляют семан-

тику предложения. Они выражают речевой смысл, делают предло-

жение  информативным.  Но  в  соединении  слов  друг  с  другом  в 

предложение главную роль выполняют служебные части речи (пред-

логи,  союзы,  частицы):  она  всматривалась  в  лица  (без  предлога 

невозможно соединение лексемы с объектным значением и дан-

ного глагола) людейно (противительный сочинительный союз ука-

зывает на смысловые отношения между сказуемыми) никого не уз-

навала (отрицательная частица вносит противоположное семанти-

ке глагола значение).

Именно на синтаксическом уровне становятся особо значимы 

слова, выражающие субъективную модальность (по-видимомуна-

верное и т.п.), статус которых в морфологии спорен: лекции завтра

наверное / видимо / к счастьюне будет. Междометия как средство 

передачи эмоций также становятся значимыми именно в предло-

жении, в то время как в морфологии они не относятся ни к зна-

менательным, ни к служебным частям речи: Ахчто это я опять 

сбилась на продовольствие? Нуне будуне буду Ахбоже мойя 

опять о продовольствии!.. Охчто это я опять? Ради богапростите

я же дала словобудем говорить о любвиоб искусстве (Тэффи).

Предмет изучения синтаксиса. Приведенные примеры иллюстри-

руют неразрывную связь морфологии и синтаксиса и первичность 

синтаксиса для изучения морфологии. Различие между двумя час-

тями грамматики заключается в предмете изучения (табл. 1).

Если морфология исследует отдельное слово и систему его форм 

(например, осень — сущ. ж.р. 3-го скл.), то синтаксис анализиру-

ет устройство и функционирование единиц более сложных, чем 

слово (например, осень как предложение с интонацией закончен-

ного сообщения, особый тип односоставных предложений).

Т а б л и ц а  1

Предмет изучения морфологии и синтаксиса

Предмет изучения 

морфологии

Предмет изучения синтаксиса

1. Части речи

а) знаменательные:

имена (существительное, 

прилагательное, местоиме-

ние, числительное);

глагол (все формы);

наречие;

б) служебные (предлоги, со-

юзы, частицы);

в) модальные слова;

г) междометия

Единицы синтаксиса

(структура, значение, функция):

а) синтаксема (грамматическая форма 

слова в аспекте ее связей с другими 

словами);

б) словосочетание;

в) простое предложение;

г) сложное предложение;

д) сложное синтаксическое целое 

(ССЦ)


background image

12

Для  морфологии  предметом  всестороннего  изучения  служит 

слово с его грамматическими категориями и системой граммати-

ческих форм, а для синтаксиса форма слова — предмет изучения 

со стороны связей с другими словами и функции в предложении, 

т.е. в качестве одного из элементов синтаксической системы. Син-

таксис изучает состав синтаксических единиц; структуру, значе-

ние, функции синтаксических единиц с точки зрения их участия 

в акте коммуникации, иерархию компонентов синтаксической си-

стемы.

Таким образом, синтаксис качественно новая ступень грамма-

тики в сопоставлении с описательной морфологией.

§ 3. общая сравнительная характеристика 

единиц синтаксиса

Словосочетание  простое предложение  сложное предложе-

ние. Традиционно в русском синтаксисе выделяются две основные 

единицы: словосочетание и простое предложение. Акад. А.А.Шах-

матов основной единицей синтаксической системы считал простое 

Предмет изучения 

морфологии

Предмет изучения синтаксиса

2. Морфологические катего-

рии частей речи:

категории рода, числа, па-

дежа имен существительных;

категории рода, числа, па-

дежа имен прилагательных, 

степени сравнения качествен-

ных прилагательных;

категория вида, лица, чис-

ла у глагола и др.

2. Синтаксические связи между компо-

нентами синтаксических единиц:

присловные связи на уровне словосо-

четания (подчинительные: согласова-

ние, управление, примыкание);

связи на уровне простого предложе-

ния (координация подлежащего и ска-

зуемого, сочинение и т.д.);

связи между компонентами сложного 

предложения (сочинение, подчинение, 

бессоюзная связь);

связи между самостоятельными пред-

ложениями в составе ССЦ (последова-

тельная, параллельная связь)

3. Система форм слов (пара-

дигма) и значения форм слов:

типы склонения имен 

существительных и значения 

падежей;

типы  спряжения  личных 

форм глагола, значения форм 

лица и числа и т.д.

3. Взаимодействие единиц синтаксиса:

соотношение словосочетания и просто-

го предложения;

предикативные части в составе слож-

ного предложения;

самостоятельные предложения в со-

ставе ССЦ

окончание табл. 1


background image

13

предложение, словосочетание — второстепенным конструктивным 

элементом  предложения

1

.  Развивая  идеи  А. А. Шахматова,  акад. 

В.В.Виноградов  определил  словосочетание  как  синтаксическую 

единицу, состоящую не менее чем из двух полнозначных слов, ор-

ганизованную по законам данного языка и выражающую цельное 

значение

2

,  противопоставленную  коммуникативной  единице  — 

простому  предложению.  Третья  единица  синтаксической  си-

стемы — сложное предложение.

В.В.Виноградовым были сформулированы дифференциальные 

признаки синтаксических единиц, определяющие их соотношение: 

номинативная/предикативная функции, наличие/отсутствие пре-

дикативности, интонационная оформленность. Так сложилась тра-

диция противопоставления: словосочетание — простое предложе-

ние — сложное предложение.

Словосочетание акад. В.В.Виноградов относил, как и слова, к об-

ласти номинативных средств языка (обозначают предметы, явле-

ния,  процессы,  признаки)  и  рассматривал  словосочетания  как 

строительный  материал  для  предложения,  подчеркивая,  что  для 

структуры словосочетания нехарактерны «так называемые субъек-

тивно-объективные  синтаксические  категории  (вроде  категорий 

лица, времени и модальности), которые обусловливают относи-

тельную  законченность  сообщаемой  мысли  в  речи»

3

  (см.  раздел 

«Словосочетание», § 1 «Понятие словосочетания»).

Для предложения в качестве дифференцирующих признаков им 

были выделены предикативность («Общее грамматическое значе-

ние отнесенности основного содержания предложения к действи-

тельности выражается в синтаксических категориях модальности, 

а также времени и лица»

4

) и интонация законченного сообщения. 

Интонация законченного сообщения, оформляя предложение, яв-

ляется сигналом его завершенности, самодостаточности, конкре-

тизирует предложение с точки зрения целеполагания (см. раздел 

«Простое  предложение»,  §  1  «Определение  понятия  “предложе-

ние”»).

В свою очередь, простое предложение, по определению В.В.Ви-

ноградова,  строительный  материал  для  сложного  предложения

5

При этом сложное предложение, как и простое, характеризуется 

единой интонацией законченного сообщения. Различие этих син-

таксических  единиц  проявляется  в  расчлененной  концентрации 

форм выражения категорий времени, модальности и лица, их в 

сложном предложении несколько. Самостоятельность предикатив-

шахматов а.а. Синтаксис русского языка. — С. 17.

Виноградов В.В. Словосочетание как предмет синтаксиса // Грамматика рус-

ского языка. — Т. II. — Ч. 1. — М., 1954. — С. 10.

Указ. соч. — С. 11.

Там же. — C. 80.

Там же. — С. 99.


background image

14

ных частей в составе сложного предложения относительна, а грам-

матическое значение всей единицы определяется в соответствии 

со способом связи частей и выраженных этой связью синтакси-

ческих отношений.

Таким образом, в середине ХХ в. синтаксис представал как уче-

ние  об  иерархии  трех  синтаксических  единиц:  словосочетания, 

простого предложения и сложного (табл. 2).

Вопрос о минимальной синтаксической единице. В конце 60-х гг. 

ХХ в. был поставлен вопрос о существовании синтаксической еди-

ницы, меньшей, чем словосочетание. Г.А.Золотова в статье 1969 г. 

поставила под сомнение возможность выделения словосочетания 

в качестве минимальной синтаксической единицы: «…целесооб-

разно  признать  именно  синтаксические  формы  слов,  нераспро-

страненные и распространенные (а не слова и словосочетания), 

строительным материалом для предложения, элементами, из ко-

торых предложение строится

1

». Синтаксическое слово, или син-

таксему, Г.А.Золотова охарактеризовала как первоэлемент, соеди-

золотова Г.а. О синтаксической форме слова // Мысли о современном рус-

ском языке: сб. статей. — М., 1969. — С. 66.

Т а б л и ц а  2

Сопоставительная характеристика единиц синтаксиса

Признаки 

синтаксической 

единицы

Единицы синтаксиса

Словосочетание

Простое 

предложение

Сложное предложение

Категория пре-

дикативности

нет

есть

(монопредика-

тивная единица)

есть

(полипредикативная 

единица)

Функция

номинативная

коммуникатив-

ная

коммуникативная 

(в целом)

Интонация 

законченного 

сообщения

нет

есть

есть

(у сложного предло-

жения в целом)

Грамматиче-

ское значение

синтаксические 

отношения 

между компо-

нентами

предикатив-

ность

синтаксические

отношения между 

частями

Примеры

теплый вечер

встретить друга

дом напротив

Теплым вечером 

она встретила 

друга у дома на-

против.

Теплым вечером она 

встретила друга 

у дома напротив, 

и эта встреча изме-

нила всю ее жизнь.


background image

15

нивший в себе критерии значения, формы и функции, чего недо-

ставало  синтаксической  теории

1

:  «…носителями  элементарного 

смысла  в  русском  синтаксисе  служат  слова  —  синтаксемы,  или 

синтаксические формы слова»

2

.

Г.А.Золотова предложила четкое разграничение значений сло-

ва

3

: лексическое, грамматическое, синтаксическое, продемонстри-

ровав на примерах — в садуна окне и в садна окно — совпадение 

лексического значения данных словоформ (имя предмета), одина-

ковость морфологических форм (вна + пр.п. и вна + в.п.) и раз-

личающие такие формы синтаксические значения — в садуна окне 

обозначают место (локатив), а в садна окно — направление (ди-

ректив).  Обычное  вычленение  лексического  и  грамматического 

значений слова упускает производное от этих величин значение, 

что и реализуется в синтаксических конструкциях. Иными слова-

ми, синтаксема — языковое обеспечение перехода от лексической 

единицы к синтаксической.

Деление именных синтаксем на предметные (по пыльной доро­

ге) и признаковые (дом у дороги) становится в данной концепции 

принципиальным для выделения структурных компонентов пред-

ложения:  «…многообразие  явлений  действительности  обобщено 

человеческим сознанием в определенных категориях — лица, пред-

мета, действия, состояния, качества, количества, времени, места, 

причины и т.д.»

4

. Так, в предложении старик ловил неводом рыбу 

выделяется четыре синтаксемы: старик — именная (деятель), ло-

вил — глагольная (действие), неводом — именная (орудие), рыбу — 

именная (объект).

Выделение  синтаксем  как  элементарных  единиц  в  структуре 

предложении основано на главенстве коммуникативной функции 

для синтаксической единицы: во-первых, синтаксема вступает с 

другими единицами в отношения часть/целое (словосочетания и 

предложения составляются из синтаксем), во-вторых, она элемент 

построения и носитель элементарного смысла в предложении.

Описание в «Синтаксическом словаре» Г.А.Золотовой

5

 беспред-

ложных и предложных именных, глагольных синтаксем, синтаксем 

имени прилагательного и наречия убедительно показало, что роль 

строительного материала для предложения принадлежит им, а не 

золотова Г.а. Функционализм в современной русистике // Современный рус-

ский литературный язык: учебник / под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. — 

М., 2003. — С.658—659.

золотова Г.а., онипенко н.К., сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика 

русского языка. — М., 2004. — С. 37.

Там же. — С. 43, 37—38.

золотова Г.а. Функционально-коммуникативная грамматика: Учебник. — М., 

2003. — С. 661.

золотова Г.а. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц рус-

ского синтаксиса. — 2-е изд. — М., 2001.