Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание применение структурно-логической схемы на обобщающем уроке
В ходе методического анализа учебного материала в среде Microsoft Word мною была составлена его структурно-логическая схема по теме «Фор- мализация и моделирование» (рис. 8 на следующей странице).
Данную структурно-логическую схему целесообразно использовать на обобщающем уроке. В виде макета, который нужно заполнить (вести основ- ные аспекты темы), после заполнения, использовать учащимся в виде памят- ки, для дальнейшего изучения в старших классах.
Структурно-логическая схема учебного материала по теме: «Формали- зация и моделирование» начинается с определений «моделирование и мо- дель». Модели бывают двух видов: натурные и информационные.
Далее рассматриваются модели объектов и процессов. Они делятся на графические, вербальные, табличные и математические. К графическим мо- делям относятся: карты, схемы, чертежи, графики, графы.
Сети
Деревья
Математические соотношения между количе- ственными харак- теристиками объ- екта моделирова- ния
Формализация и моделирование
Моделирование'>Моделирование это метод познания, состоящий в создании и ис-
следовании моделей
Модель это упрощенное подобие реального объекта
Натуральные модели
Информационные модели
Формализация – процесс построения информационных моделей с помо- щью формальных языков
Модели объектов и процессов
Графические
Вербальные
Табличные
Математические
Графы
Описанные на естествен- ном языке
Реляционные модели
Реализуются средствами электронных таблиц, математических пакетов, языков программирования
Реализуются в иерархических и сетевых базах дан- ных
Модель иерар- хической си- стемы
Реализуются в реляционных базах данных, электронных таблицах
Рис. 8. Структурно-логическая схема учебного материала по теме:
«Формализация и моделирование»
Графы состоят из сетей и деревьев. Деревья это модель иерархической системы. Графы реализуются в иерархических и сетевых базах данных. Вер- бальные модели описываются на естественном языке. Табличные модели – это реляционные модели, они реализуются в реляционных базах данных,
электронных таблицах. Математические модели это математические соотно- шения между количественными характеристиками объекта моделирования. Реализуются средствами электронных таблиц, математических пакетов, язы- ков программирования.
Разработка плана – конспекта урока по теме
«Формализация и моделирование»
План – конспект урока информатики в 9 классе Тема: «Формализация и моделирование».
Цели:
Обучающая: повторение и обобщение знаний, полученных при изуче- нии темы.
Развивающая: способствовать развитию алгоритмического, логическо- го мышлений, информационной культуры, умению обобщать.
Воспитательная: продолжить формирование интереса к предмету, фор-
мирование мировоззрения, умение слушать, формировать способность к са- мостоятельной работе, самоконтролю, смело высказывать свои идеи, защи- щать их.
Тип урока: обобщающий (урок – соревнование). Методыобучения: эвристическая беседа,
Оборудование: конверты с заданиями, структурно – логическая схема
«Формализация и моделирование».
Структураурока:
-
Организация начала занятия (старт). (1 мин) -
Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс). (5 мин) -
Обобщение и систематизация знаний (2, 3 конкурсы). (20 мин) -
Контроль и самопроверка знаний (4 конкурс). (10 мин) -
Подведение итогов (финиш). (2 мин)
Ход урока
-
Организация начала занятия (старт). (1 мин)
Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого меропри- ятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды:
и. Уважаемые гости, просим вас исполнить роль жюри. Конкурс будем оценивать по балам
-
Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс). (5 мин) Первый конкурс «Обязательная программа» - проверка домашнего за-
дания: участники стартов подготовили:
-
эмблему команды, выполненную в графическом редакторе Paint и описали ее значение в текстовом редакторе Microsoft Word; -
приветствие соперников и членов жюри - в произвольной форме.
Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).
-
Обобщение и систематизация знаний (2, 3 конкурсы). (20 мин) Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями".
Учитель: каждой команде в течение минуты задаются вопросы, за пра- вильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите «дальше», чем быстрее вы будете отвечать, тем больше балов вы сможете набрать, за быстроту пра- вильных ответов начисляются балы, в количестве правильных ответов. Кто из команд начнет первым решит жребий.
Вопросы для 1 команды:
-
Процесс построения моделей называется: (моделированием)
-
Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да) -
Модели, описывающие состояние системы в определенный мо- мент времени, называются: (статические информационные модели) -
Процесс построения информационных моделей с помощью фор- мальных языков называется: (формализацией) -
Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, назы- вается: (таблицей) -
Назовите программу, с помощью которой можно создавать опи- сательные модели. (текстовый редактор) -
Схема электрической цепи является материальной или информа- ционной моделью? (информационной) -
Что является материальной моделью Земли? (глобус) -
Какие пары объектов не находятся в отношении «объект - мо- дель»: «компьютер - его фотография» или «компьютер - его процессор»? (компьютер - его процессор) -
Как называются модели, в которых объекты распределены по уровням, каждый элемент более высокого уровня может состоять из несколь- ких элементов нижнего уровня, но не наоборот? (иерархические).
Вопросы для 2 команды:
-
Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется? (Моделью) -
Может ли один объект иметь несколько моделей? (Да) -
Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются? (Динамическими информационными моделями) -
Описание модели при помощи формального языка называется? (Формализацией) -
Модели, объекты и свойства которых представлены виде списка, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются? (Табличными). -
Назовите программу, с помощью которой можно создавать гра- фические модели? (Графический редактор)