Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание применение структурно-логической схемы на обобщающем уроке
В ходе методического анализа учебного материала в среде Microsoft Word мною была составлена его структурно-логическая схема по теме «Фор- мализация и моделирование» (рис. 8 на следующей странице).

Данную структурно-логическую схему целесообразно использовать на обобщающем уроке. В виде макета, который нужно заполнить (вести основ- ные аспекты темы), после заполнения, использовать учащимся в виде памят- ки, для дальнейшего изучения в старших классах.

Структурно-логическая схема учебного материала по теме: «Формали- зация и моделирование» начинается с определений «моделирование и мо- дель». Модели бывают двух видов: натурные и информационные.

Далее рассматриваются модели объектов и процессов. Они делятся на графические, вербальные, табличные и математические. К графическим мо- делям относятся: карты, схемы, чертежи, графики, графы.



Сети

Деревья

Математические соотношения между количе- ственными харак- теристиками объ- екта моделирова- ния


Формализация и моделирование


















Моделирование'>Моделирование это метод познания, состоящий в создании и ис-

следовании моделей

Модель это упрощенное подобие реального объекта

Натуральные модели

Информационные модели

Формализация – процесс построения информационных моделей с помо- щью формальных языков


Модели объектов и процессов

Графические

Вербальные

Табличные

Математические

Графы

Описанные на естествен- ном языке

Реляционные модели



Реализуются средствами электронных таблиц, математических пакетов, языков программирования

Реализуются в иерархических и сетевых базах дан- ных

Модель иерар- хической си- стемы

Реализуются в реляционных базах данных, электронных таблицах
Рис. 8. Структурно-логическая схема учебного материала по теме:

«Формализация и моделирование»

Графы состоят из сетей и деревьев. Деревья это модель иерархической системы. Графы реализуются в иерархических и сетевых базах данных. Вер- бальные модели описываются на естественном языке. Табличные модели – это реляционные модели, они реализуются в реляционных базах данных,
электронных таблицах. Математические модели это математические соотно- шения между количественными характеристиками объекта моделирования. Реализуются средствами электронных таблиц, математических пакетов, язы- ков программирования.
Разработка плана конспекта урока по теме

«Формализация и моделирование»
План – конспект урока информатики в 9 классе Тема: «Формализация и моделирование».

Цели:

Обучающая: повторение и обобщение знаний, полученных при изуче- нии темы.

Развивающая: способствовать развитию алгоритмического, логическо- го мышлений, информационной культуры, умению обобщать.

Воспитательная: продолжить формирование интереса к предмету, фор-
мирование мировоззрения, умение слушать, формировать способность к са- мостоятельной работе, самоконтролю, смело высказывать свои идеи, защи- щать их.

Тип урока: обобщающий (урок – соревнование). Методыобучения: эвристическая беседа,

Оборудование: конверты с заданиями, структурно логическая схема

«Формализация и моделирование».
Структураурока:

      1. Организация начала занятия (старт). (1 мин)

      2. Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс). (5 мин)

      3. Обобщение и систематизация знаний (2, 3 конкурсы). (20 мин)

      4. Контроль и самопроверка знаний (4 конкурс). (10 мин)

      5. Подведение итогов (финиш). (2 мин)

Ход урока

  1. Организация начала занятия (старт). (1 мин)

Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого меропри- ятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды:

и. Уважаемые гости, просим вас исполнить роль жюри. Конкурс будем оценивать по балам

  1. Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс). (5 мин) Первый конкурс «Обязательная программа» - проверка домашнего за-

дания: участники стартов подготовили:

  • эмблему команды, выполненную в графическом редакторе Paint и описали ее значение в текстовом редакторе Microsoft Word;

  • приветствие соперников и членов жюри - в произвольной форме.

Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).

  1. Обобщение и систематизация знаний (2, 3 конкурсы). (20 мин) Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями".


Учитель: каждой команде в течение минуты задаются вопросы, за пра- вильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите «дальше», чем быстрее вы будете отвечать, тем больше балов вы сможете набрать, за быстроту пра- вильных ответов начисляются балы, в количестве правильных ответов. Кто из команд начнет первым решит жребий.

Вопросы для 1 команды:

  1. Процесс построения моделей называется: (моделированием)




  1. Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да)

  2. Модели, описывающие состояние системы в определенный мо- мент времени, называются: (статические информационные модели)

  3. Процесс построения информационных моделей с помощью фор- мальных языков называется: (формализацией)

  4. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, назы- вается: (таблицей)

  5. Назовите программу, с помощью которой можно создавать опи- сательные модели. (текстовый редактор)

  6. Схема электрической цепи является материальной или информа- ционной моделью? (информационной)

  7. Что является материальной моделью Земли? (глобус)

  8. Какие пары объектов не находятся в отношении «объект - мо- дель»: «компьютер - его фотография» или «компьютер - его процессор»? (компьютер - его процессор)

  9. Как называются модели, в которых объекты распределены по уровням, каждый элемент более высокого уровня может состоять из несколь- ких элементов нижнего уровня, но не наоборот? (иерархические).

Вопросы для 2 команды:

  1. Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется? (Моделью)

  2. Может ли один объект иметь несколько моделей? (Да)

  3. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются? (Динамическими информационными моделями)

  4. Описание модели при помощи формального языка называется? (Формализацией)

  5. Модели, объекты и свойства которых представлены виде списка, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются? (Табличными).

  6. Назовите программу, с помощью которой можно создавать гра- фические модели? (Графический редактор)