Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказы- ваются от менее существенных.
-
Объект очень велик, очень мал
-
Глобус, модель Солнечной системы, модель атома
-
Процесс протекает очень быстро или очень медленно
-
Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель
-
Исследование объекта может привести к разрушению
-
Модель самолета, автомобиля
Вы часто в детстве моделировали сами того не замечая, играли в куби- ки, обыкновенная палка заменяла вам коня и т. д.
Учитель: ребята, а что понимают под моделированием? (Моделирова- ние это метод познания, состоящий в создании и исследование моделей) (Слайд 8) Запишите это определение в тетрадь.
Учитель: а теперь давайте представим, что каждый из вас является мо- дельером.
Перед вами лежит кусочек пластилина: попробуйте слепить из него модель яблока. Можем ли мы потрогать эту модель, сказать какая она на ощупь? (да) Такая модель называется материальной. Запишите в тетрадь. Она всегда имеет реальное воплощение. Приведите примеры материальных моде- лей. (глобус, корабль, муляж и т. д)
Возьмите карандаши и нарисуйте модель яблока. Можем ли мы дотро- нуться до этой модели? Эта модель – образная. А теперь напишите несколько слов, отражающих ваше представление о яблоке. Это тоже модель, но уже знаковая, то есть представленная при помощи букв русского алфавита. Зна- ковые и образные модели образуют информационный класс моделей. Эти модели содержат информацию об объекте, представленную в той или иной форме. А теперь закройте глаза и представьте перед собой корзину полную спелых ароматных яблок. Чувствуете, как они пахнут? Ваши умозаключения,
воображение, идеи, образы тоже являются моделями - мысленными.
Информационные и мысленные модели нельзя потрогать, они не имеют вещественного воплощения. Этот класс моделей называется абстрактным.
-
Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты). -
Информационные (Строятся на информации). Запишите в тетрадь.
Информационная модель - описание реального объекта (процесса, яв- ления) на одном из языков (разговорным или формальном).
Формы представления информационных моделей:
-
Словесные модели (устные и письменные описания, с использо- ванием иллюстраций). -
Математические модели (формулы, отражающие связь различных параметров объектов и процессов). -
Геометрические модели (графические формы и объемные кон- струкции). -
Структурные модели (схемы, графики, таблицы). -
Логические модели (выбор действий на основе умозаключений и анализе условий) -
Специальные модели (ноты, химические формулы)
-
Усвоение (закрепление нового материала).
Выполнение теста в программе MyTest. Учащиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют тест (10 заданий). По итогу тестирования выстав- ляются оценки в журнал.
Оценивание теста:
1) 1 – 4 (оценка 2);
2) 5 – 7 (оценка 3);
3) 8 – 9 (оценка 4);
4) 10 (оценка 5).
-
Подведение итогов урока (рефлексия).
Учитель: ребята ответим на вопросы, которые ставились в самом нача- ле. (Слайд 2) Какие вопросы вызвали затруднение? Какое задание вызвало затруднение?
Подводятся итоги выполнения теста. Выставляются оценки.
-
Задание на дом.
Учитель: запишите домашнее задание: в
учебнике (Гл. 5, п 5.2.1. стр.
142 – 148) читать, все определения выучить.
Учитель: в электронном документе Microsoft Word, имеются 2 задания выполнить их в тетрадях.
Задание 1. Ниже приведены некоторые виды моделей, с которыми че- ловеку нередко приходится иметь дело. Укажите у каждой модели, к какому виду она относится.
-
План местности. -
Формула химического вещества. -
Литературная повесть. -
Формула равноускоренного движения. -
Классный журнал. -
Железнодорожное расписание движения поездов. -
Электрическая схема. -
Второй закон Ньютона. -
Прямоугольный параллелепипед.
Задание 2. Заполните таблицу, вписав модели к каждому объекту:
Таблица 1
Незаполненная таблица объектов и их моделей
Объект | Человек | Земля | Автомобиль |
Модели | | | |
| | | |
| | | |
| | |
Возможное решение:
Заполненная таблица объектов и их моделей
Таблица 2
Объект | Человек | Земля | Автомобиль |
Модели | Кукла | Глобус | Игрушечный |
Манекен | Географический атлас | Сувенир | |
Скелет | Карта | Опытный образец | |
Скульптура | Макет местности | Тренажер для водителя |
Описание методики применение интерактивной доски на уроке по теме «Построение и исследование физических
моделей»
Для данной темы мною был разработан урок с применением интерак- тивной доски Hitachi Starboard. Тип этого урока: закрепление новых знаний. Он направлен на поэтапный процесс построение модели и еѐ исследование на компьютере, c помощью программного обеспечения (ПО) Microsoft Excel.
Учащиеся самостоятельно изображают, описательную модель в про- грамме Starboard Software, с помощью страницы, фона «Сетка» и «умного пера». На наглядном примере учащиеся смогут исследовать модель, коррек- тировать результат.
Также с помощью программы Power Point учащиеся могут акцентиро- вать внимание на важные факты (этапы, формулы).
Интерактивная доска помогает быстро переходить со страницы на пре- зентацию, с презентации в Microsoft Excel, возвращаться к описательной мо- дели, добавлять или исправлять данные и т.д.
План-конспект урока по теме «Построение и исследование физических моделей»
План – конспект урока информатики в 9 классе Тема: «Построение и исследование физических моделей» Цели:
Обучающая: формирование умения исследования физических моделей; умение описывать окружающую действительность с помощью различных информационных объектов; уметь выделять существенные признаки модели- руемого объекта исходя из условий задачи; умение применять полученные знания, используя программу Microsoft Excel.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, вни- мательности, информационной культуры.
Воспитательная: формировать познавательный интерес школьников, продолжение формирования и развития информационного видения окружа- ющего мира, формирование эмоционально-ценностного отношения к резуль- татам интеллектуального
труда.
Типурока: урок закрепления знаний (урок – исследование).
Методыобучения: эвристическая беседа, объяснительно- иллюстративный метод.
Оборудование и ПО: учебник (Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ для 9 класса), мультимедийный проектор, интерактивная доска Hitachi Starboard, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Starboard Software.
Структураурока:
-
Оргмомент (1 мин). -
Актуализация ЗУН. Введение цели урока. (10 мин). -
Практическая работа (25 мин). 10.Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин). 11.Задание на дом (1 мин).
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие. -
Актуализация ЗУН. Введение цели урока.
Учитель: ребята как вы выяснили на прошлом уроке, процесс разработ- ки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на несколько основных этапов (моделей) перечислите их.
-
Описательная информационная модель. -
Формализованная модель. -
Компьютерная модель. -
Компьютерный эксперимент. -
Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.
Учитель: сегодня мы будем заниматься построением и исследованием модели движения тела, брошенного под углом к горизонту при помощи ин- терактивной доски. Ребята сформулируем цель урока. (Построение модели, визуализирующей траекторию движения тела брошенного под углом к гори- зонту, и ее исследование).
Объявление и запись темы урока.
Учитель: ребята откройте тетради, запишите число, тему урока: «По- строение и исследование физических моделей.
-
Практическая работа. Учитель:
Задача: выяснить, при каких углах мячик попадает в зону 30 – 32 метра от точки броска при заданной начальной скорости мячика. Запишите формулировку