Файл: Реферат Методика обучения информатике в рамках содержательной линии "Формализация и моделирование" Краснодар.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказы- ваются от менее существенных.




  1. Объект очень велик, очень мал

  • Глобус, модель Солнечной системы, модель атома

  1. Процесс протекает очень быстро или очень медленно

  • Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель

  1. Исследование объекта может привести к разрушению

  • Модель самолета, автомобиля

Вы часто в детстве моделировали сами того не замечая, играли в куби- ки, обыкновенная палка заменяла вам коня и т. д.

Учитель: ребята, а что понимают под моделированием? (Моделирова- ние это метод познания, состоящий в создании и исследование моделей) (Слайд 8) Запишите это определение в тетрадь.

Учитель: а теперь давайте представим, что каждый из вас является мо- дельером.

Перед вами лежит кусочек пластилина: попробуйте слепить из него модель яблока. Можем ли мы потрогать эту модель, сказать какая она на ощупь? (да) Такая модель называется материальной. Запишите в тетрадь. Она всегда имеет реальное воплощение. Приведите примеры материальных моде- лей. (глобус, корабль, муляж и т. д)

Возьмите карандаши и нарисуйте модель яблока. Можем ли мы дотро- нуться до этой модели? Эта модель – образная. А теперь напишите несколько слов, отражающих ваше представление о яблоке. Это тоже модель, но уже знаковая, то есть представленная при помощи букв русского алфавита. Зна- ковые и образные модели образуют информационный класс моделей. Эти модели содержат информацию об объекте, представленную в той или иной форме. А теперь закройте глаза и представьте перед собой корзину полную спелых ароматных яблок. Чувствуете, как они пахнут? Ваши умозаключения,
воображение, идеи, образы тоже являются моделями - мысленными.

Информационные и мысленные модели нельзя потрогать, они не имеют вещественного воплощения. Этот класс моделей называется абстрактным.


  • Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты).

  • Информационные (Строятся на информации). Запишите в тетрадь.

Информационная модель - описание реального объекта (процесса, яв- ления) на одном из языков (разговорным или формальном).

Формы представления информационных моделей:

  1. Словесные модели (устные и письменные описания, с использо- ванием иллюстраций).

  2. Математические модели (формулы, отражающие связь различных параметров объектов и процессов).

  3. Геометрические модели (графические формы и объемные кон- струкции).

  4. Структурные модели (схемы, графики, таблицы).

  5. Логические модели (выбор действий на основе умозаключений и анализе условий)

  6. Специальные модели (ноты, химические формулы)

  1. Усвоение (закрепление нового материала).

Выполнение теста в программе MyTest. Учащиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют тест (10 заданий). По итогу тестирования выстав- ляются оценки в журнал.

Оценивание теста:

1) 1 – 4 (оценка 2);

2) 5 – 7 (оценка 3);

3) 8 – 9 (оценка 4);

4) 10 (оценка 5).

  1. Подведение итогов урока (рефлексия).

Учитель: ребята ответим на вопросы, которые ставились в самом нача- ле. (Слайд 2) Какие вопросы вызвали затруднение? Какое задание вызвало затруднение?
Подводятся итоги выполнения теста. Выставляются оценки.

  1. Задание на дом.

Учитель: запишите домашнее задание: в

учебнике (Гл. 5, п 5.2.1. стр.

142 148) читать, все определения выучить.

Учитель: в электронном документе Microsoft Word, имеются 2 задания выполнить их в тетрадях.

Задание 1. Ниже приведены некоторые виды моделей, с которыми че- ловеку нередко приходится иметь дело. Укажите у каждой модели, к какому виду она относится.

  1. План местности.

  2. Формула химического вещества.

  3. Литературная повесть.

  4. Формула равноускоренного движения.

  5. Классный журнал.

  6. Железнодорожное расписание движения поездов.

  7. Электрическая схема.

  8. Второй закон Ньютона.

  9. Прямоугольный параллелепипед.

Задание 2. Заполните таблицу, вписав модели к каждому объекту:

Таблица 1

Незаполненная таблица объектов и их моделей


Объект

Человек

Земля

Автомобиль


Модели








































Возможное решение:
Заполненная таблица объектов и их моделей
Таблица 2




Объект

Человек

Земля

Автомобиль


Модели

Кукла

Глобус

Игрушечный

Манекен

Географический атлас

Сувенир

Скелет

Карта

Опытный образец

Скульптура

Макет местности

Тренажер для водителя


Описание методики применение интерактивной доски на уроке по теме «Построение и исследование физических

моделей»
Для данной темы мною был разработан урок с применением интерак- тивной доски Hitachi Starboard. Тип этого урока: закрепление новых знаний. Он направлен на поэтапный процесс построение модели и еѐ исследование на компьютере, c помощью программного обеспечения (ПО) Microsoft Excel.

Учащиеся самостоятельно изображают, описательную модель в про- грамме Starboard Software, с помощью страницы, фона «Сетка» и «умного пера». На наглядном примере учащиеся смогут исследовать модель, коррек- тировать результат.

Также с помощью программы Power Point учащиеся могут акцентиро- вать внимание на важные факты (этапы, формулы).

Интерактивная доска помогает быстро переходить со страницы на пре- зентацию, с презентации в Microsoft Excel, возвращаться к описательной мо- дели, добавлять или исправлять данные и т.д.


План-конспект урока по теме «Построение и исследование физических моделей»
План – конспект урока информатики в 9 классе Тема: «Построение и исследование физических моделей» Цели:

Обучающая: формирование умения исследования физических моделей; умение описывать окружающую действительность с помощью различных информационных объектов; уметь выделять существенные признаки модели- руемого объекта исходя из условий задачи; умение применять полученные знания, используя программу Microsoft Excel.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, вни- мательности, информационной культуры.

Воспитательная: формировать познавательный интерес школьников, продолжение формирования и развития информационного видения окружа- ющего мира, формирование эмоционально-ценностного отношения к резуль- татам интеллектуального
труда.

Типурока: урок закрепления знаний (урок исследование).

Методыобучения: эвристическая беседа, объяснительно- иллюстративный метод.

Оборудование и ПО: учебник (Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ для 9 класса), мультимедийный проектор, интерактивная доска Hitachi Starboard, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Starboard Software.

Структураурока:

    1. Оргмомент (1 мин).

    2. Актуализация ЗУН. Введение цели урока. (10 мин).

    3. Практическая работа (25 мин). 10.Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин). 11.Задание на дом (1 мин).

Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Актуализация ЗУН. Введение цели урока.

Учитель: ребята как вы выяснили на прошлом уроке, процесс разработ- ки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на несколько основных этапов (моделей) перечислите их.

  1. Описательная информационная модель.

  2. Формализованная модель.

  3. Компьютерная модель.

  4. Компьютерный эксперимент.

  5. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.

Учитель: сегодня мы будем заниматься построением и исследованием модели движения тела, брошенного под углом к горизонту при помощи ин- терактивной доски. Ребята сформулируем цель урока. (Построение модели, визуализирующей траекторию движения тела брошенного под углом к гори- зонту, и ее исследование).

Объявление и запись темы урока.

Учитель: ребята откройте тетради, запишите число, тему урока: «По- строение и исследование физических моделей.

  1. Практическая работа. Учитель:

Задача: выяснить, при каких углах мячик попадает в зону 30 – 32 метра от точки броска при заданной начальной скорости мячика. Запишите формулировку