Файл: Учебная программа по учебному предмету Информатика для 59 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типовая учебная программа по учебному предмету «Информатика»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
-
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. -
Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся. -
Учебная программа по предмету разработана на основе принципа «спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним. -
Учебная программа реализуется в соответствии с долгосрочным планом, определяющим последовательность изучения разделов программы в течение учебного года. Распределение часов, а также последовательность изучения тем в четверти может варьироваться по усмотрению учителя. Долгосрочный план может являться основой для разработки календарно-тематического планирования. -
Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве. -
Учебная программа включает традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету. -
Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучащегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучащегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта. -
Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся. -
Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. -
Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества. -
В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности, учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм. -
В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений. -
В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения. -
Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета. -
Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы. -
Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность. -
Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни. -
Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность. -
Целью изучения учебного предмета «Информатика» является обеспечение обучающихся базовыми знаниями, умениями и навыками работы с современными информационными технологиями для их эффективного использования. -
Основные задачи:
-
формирование у обучающихся понимания роли информационных процессов в обществе, технических возможностей и перспектив использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности; -
развитие умений эффективно использовать информационные технологии в повседневной жизни, в учебе и дальнейшей трудовой деятельности; -
осознание обучающимися базовых принципов работы компьютеров для анализа системы, разработки решения, программного приложения, развития и улучшения их, а также оценки своей продукции; -
развитие умения решать разнообразные задачи посредством анализа, абстракций, моделирования и программирования; -
развитие у обучающихся логического, алгоритмического, а также вычислительного мышления, включающего способность к обобщению и аналогии, разложению задачи на составные части и выделению общих закономерностей, нахождению эффективных и рациональных способов решения поставленных задач; -
формирование у обучающихся информационной культуры – соблюдение общепринятых правил, учет интересов личности и всего казахстанского общества; -
обогащение понятийного аппарата по предмету и овладение обучающимися академическим языком.
-
Обучение информатике направлено на осознание обучающимися следующих положений:
-
навыки вычислительного мышления и моделирования, приобретенные в курсе информатики, используются при анализе различных ситуаций; -
системы моделируются посредством абстракции, алгоритмов и программирования; -
применение знаний из курса информатики имеет ключевое влияние на развитие науки, техники, медицины, образования и культуры; -
использование навыков программирования позволяет создавать приложения, которые могут улучшить текущую деятельность, и обеспечивает возможность появления новых идей.
Глава 2. Организация содержания предмета «Информатика»
-
Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Информатика» составляет:
1) в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
2) в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
3) в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
4) в 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
5) в 9 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
23. Содержание учебного предмета организовано по разделам обучения. Разделы разбиты на подразделы, которые отражают цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.
24. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.
25. Содержание учебного предмета включает 4 раздела:
1) Компьютерные системы;
2) Информационные процессы;
3) Компьютерное мышление;
4) Здоровье и безопасность.
26. Раздел «Компьютерные системы» включает следующие подразделы: 1) Устройства компьютера
2) Программное обеспечение
3) Компьютерные сети
27. Раздел «Информационные процессы» включает следующие подразделы:
1) Представление и измерение информации
2) Создание и преобразование информационных объектов
28. Раздел «Компьютерное мышление» включает следующие подразделы:
1) Моделирование
2) Алгоритмы
3) Программирование
29. Раздел «Здоровье и безопасность» включает следующие подразделы:
1) Эргономика
2) Информационная и онлайн безопасность
30. Базовое содержание учебного предмета:
1) 5 класс
-
Введение. Компьютер и безопасность:
техника безопасности и организация рабочего места; основные устройства компьютера (процессор и жесткий диск).
-
Безопасность в Интернете:
незаконность копирования чужой работы; установка паролей на документы; работа с файлами общего доступа (размещение, редактирование, скачивание).
-
Информация и ее обработка:
информация; представление информации в разных формах; программное обеспечение; создание и редактирование растровых изображений.
-
Алгоритмы:
алгоритм; исполнитель, система команд исполнителя; предствление алгоритма в словесной форме.
-
Программирование:
игровая среда программирования (Лого, Scratch); ветвление; цикл.
-
Разработка проекта:
создание анимации объектов и событий в игровой среде программирования (Лого, Scratch);
подготовка документа к печати (установка параметров страницы, предварительный просмотр); представление проекта.
2) 6 класс
-
Компьютерные системы и сети:
эргономика, техника безопасности; история развития вычислительной техники; взаимодействие основных устройств компьютера; основные функции операционной системы; беспроводные сети.
-
Организация ссылок в текстовых документах:
сноски; гиперссылки; оглавление; создание реферата.
-
Представление текстовой информации:
передача информации; шифрование текстовой информации; двоичное представление информации.
-
Компьютерная графика:
создание векторных изображений; сравнение растровых и векторных изображений.
-
Разработка компьютерных игр:
этапы решения задач на компьютере; представление алгоритма в виде блок-схем; концепция компьютерной игры.
-
Создание компьютерной игры:
разработка и реализация сценария в игровой среде программирования; компоненты, используемые на стадии разработки игры; выявление и исправление ошибок в программе; документация для игры; организация ссылок (гиперссылки, оглавления, названия, сноски); ссылки на использованные ресурсы.
3) 7 класс
-
Измерение информации и компьютерная память:
единицы измерения информации, перевод из одних единиц измерения информации в другие;
виды памяти компьютера (ОЗУ, ПЗУ, внешняя память, кеш-память);
сравнение размеров файлов разных форматов, хранящих одинаковую информацию;
сжатие информации, программы-архиваторы; создание и распаковка архивов.
-
Сети и безопасность:
назначение, классификация компьютерных сетей (по масштабу, по топологии, по принадлежности);
защита информации от вредоносных программ.
-
Решение задач с помощью электронных таблиц:
создание, редактирование и форматирование таблиц в текстовом процессоре;
электронные таблицы, основные понятия электронных таблиц; ввод, редактирование и форматирование данных, маркер заполнения;
типы данных;
ввод формул;
условное форматирование; создание диаграмм.
-
Программирование решений (один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus):
система программирования; иязык программирования; типы данных;
интерфейс проекта; программирование линейных алгоритмов; программирование разветвляющихся алгоритмов, вложенных и составных условий.
-
Моделирование объектов и событий:
3D-редакторы; трехмерные модели объектов; трехмерные модели событий; создание и редактирование трехмерных объектов и событий.
4) 8 класс
-
Технические характеристики компьютера и сетей:
алфавитный подход к оценке количества информации;
основные характеристики процессора;
пропускная способность компьютерной сети.
-
Здоровье и безопасность:
влияние электронных устройств на организм человека, способы защиты от негативного влияния электронных устройств;
безопасность пользователя в сети: мошенничество, агрессия в интернете.
-
Обработка информации в электронных таблицах:
форматы данных в электронных таблицах;
абсолютная и относительная ссылки;
построение графиков функций;
использование встроенных функций: математические (СУММ, ПРОИЗВЕД, СТЕПЕНЬ), статистические (МИН, МАКС, СРЗНАЧ, СЧЕТ, СЧЕТЕСЛИ), логические (ЕСЛИ).
-
Интегрированные среды разработки программ ( один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus):
классификация программного обеспечения по назначению;
компоненты интегрированной среды разработки приложений;
оператор выбора;
операторы цикла (цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием);
трассировка алгоритма.
-
Решение задач в интегрированной среде разработки:
моделирование решений прикладных задач в интегрированной среде разработки.
5) 9 класс
-
Работа с информацией:
эргономика (оценка времени работы за компьютером);
свойства информации;
совместная работа с документами с использованием облачных технологий;
этические и правовые нормы работы в сети.
-
Конфигурация компьютера:
выбор конфигурации компьютера (аппаратного и программного обеспечения) в зависимости от его назначения.
-
Базы данных:
база данных, поле, запись; создание базы данных в электронных таблицах; поиск, сортировка и фильтрация данных.
-
Массивы данных (один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus):
одномерный массив;
основные алгоритмы обработки массивов: поиск, сортировка, перестановка, удаление и вставка элементов массива.
-
Моделирование процессов в электронных таблицах:
разработка модели и ее исследование (базы данных в электронной таблице);
решение задачи различными способами, с определением наиболее эффективного способа ее решения;
исследование моделей процессов (физических, биологических, экономических и других) в электронных таблицах.