Файл: Учебная программа по учебному предмету Информатика для 59 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типовая учебная программа по учебному предмету «Информатика»

для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

Глава 1. Общие положения


  1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

  2. Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.

  3. Учебная программа по предмету разработана на основе принципа «спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним.

  4. Учебная программа реализуется в соответствии с долгосрочным планом, определяющим последовательность изучения разделов программы в течение учебного года. Распределение часов, а также последовательность изучения тем в четверти может варьироваться по усмотрению учителя. Долгосрочный план может являться основой для разработки календарно-тематического планирования.

  5. Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве.

  6. Учебная программа включает традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.

  7. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучащегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучащегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.

  8. Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  9. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

  10. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.

  11. В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности, учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.

  12. В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.

  13. В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.

  14. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.

  15. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.

  16. Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.

  17. Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.

  18. Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.

  19. Целью изучения учебного предмета «Информатика» является обеспечение обучающихся базовыми знаниями, умениями и навыками работы с современными информационными технологиями для их эффективного использования.

  20. Основные задачи:


  1. формирование у обучающихся понимания роли информационных процессов в обществе, технических возможностей и перспектив использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности;

  2. развитие умений эффективно использовать информационные технологии в повседневной жизни, в учебе и дальнейшей трудовой деятельности;

  3. осознание обучающимися базовых принципов работы компьютеров для анализа системы, разработки решения, программного приложения, развития и улучшения их, а также оценки своей продукции;

  4. развитие умения решать разнообразные задачи посредством анализа, абстракций, моделирования и программирования;

  5. развитие у обучающихся логического, алгоритмического, а также вычислительного мышления, включающего способность к обобщению и аналогии, разложению задачи на составные части и выделению общих закономерностей, нахождению эффективных и рациональных способов решения поставленных задач;

  6. формирование у обучающихся информационной культуры – соблюдение общепринятых правил, учет интересов личности и всего казахстанского общества;

  7. обогащение понятийного аппарата по предмету и овладение обучающимися академическим языком.

  1. Обучение информатике направлено на осознание обучающимися следующих положений:

  1. навыки вычислительного мышления и моделирования, приобретенные в курсе информатики, используются при анализе различных ситуаций;

  2. системы моделируются посредством абстракции, алгоритмов и программирования;

  3. применение знаний из курса информатики имеет ключевое влияние на развитие науки, техники, медицины, образования и культуры;

  4. использование навыков программирования позволяет создавать приложения, которые могут улучшить текущую деятельность, и обеспечивает возможность появления новых идей.


Глава 2. Организация содержания предмета «Информатика»

  1. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Информатика» составляет:

1) в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

2) в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;



3) в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

4) в 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

5) в 9 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

23. Содержание учебного предмета организовано по разделам обучения. Разделы разбиты на подразделы, которые отражают цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.

24. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.

25. Содержание учебного предмета включает 4 раздела:

1) Компьютерные системы;

2) Информационные процессы;

3) Компьютерное мышление;

4) Здоровье и безопасность.

26. Раздел «Компьютерные системы» включает следующие подразделы: 1) Устройства компьютера

2) Программное обеспечение

3) Компьютерные сети

27. Раздел «Информационные процессы» включает следующие подразделы:

1) Представление и измерение информации

2) Создание и преобразование информационных объектов

28. Раздел «Компьютерное мышление» включает следующие подразделы:

1) Моделирование

2) Алгоритмы

3) Программирование

29. Раздел «Здоровье и безопасность» включает следующие подразделы:

1) Эргономика

2) Информационная и онлайн безопасность

30. Базовое содержание учебного предмета:

1) 5 класс

  1. Введение. Компьютер и безопасность:

техника безопасности и организация рабочего места; основные устройства компьютера (процессор и жесткий диск).

  1. Безопасность в Интернете:

незаконность копирования чужой работы; установка паролей на документы; работа с файлами общего доступа (размещение, редактирование, скачивание).

  1. Информация и ее обработка:

информация; представление информации в разных формах; программное обеспечение; создание и редактирование растровых изображений.

  1. Алгоритмы:

алгоритм; исполнитель, система команд исполнителя; предствление алгоритма в словесной форме.

  1. Программирование:

игровая среда программирования (Лого, Scratch); ветвление; цикл.

  1. Разработка проекта:

создание анимации объектов и событий в игровой среде программирования (Лого, Scratch);

подготовка документа к печати (установка параметров страницы, предварительный просмотр); представление проекта.

2) 6 класс

  1. Компьютерные системы и сети:


эргономика, техника безопасности; история развития вычислительной техники; взаимодействие основных устройств компьютера; основные функции операционной системы; беспроводные сети.

  1. Организация ссылок в текстовых документах:

сноски; гиперссылки; оглавление; создание реферата.

  1. Представление текстовой информации:

передача информации; шифрование текстовой информации; двоичное представление информации.

  1. Компьютерная графика:

создание векторных изображений; сравнение растровых и векторных изображений.

  1. Разработка компьютерных игр:

этапы решения задач на компьютере; представление алгоритма в виде блок-схем; концепция компьютерной игры.

  1. Создание компьютерной игры:

разработка и реализация сценария в игровой среде программирования; компоненты, используемые на стадии разработки игры; выявление и исправление ошибок в программе; документация для игры; организация ссылок (гиперссылки, оглавления, названия, сноски); ссылки на использованные ресурсы.

3) 7 класс

  1. Измерение информации и компьютерная память:

единицы измерения информации, перевод из одних единиц измерения информации в другие;

виды памяти компьютера (ОЗУ, ПЗУ, внешняя память, кеш-память);

сравнение размеров файлов разных форматов, хранящих одинаковую информацию;

сжатие информации, программы-архиваторы; создание и распаковка архивов.

  1. Сети и безопасность:

назначение, классификация компьютерных сетей (по масштабу, по топологии, по принадлежности);

защита информации от вредоносных программ.

  1. Решение задач с помощью электронных таблиц:

создание, редактирование и форматирование таблиц в текстовом процессоре;

электронные таблицы, основные понятия электронных таблиц; ввод, редактирование и форматирование данных, маркер заполнения;

типы данных;

ввод формул;

условное форматирование; создание диаграмм.

  1. Программирование решений (один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus):

система программирования; иязык программирования; типы данных;

интерфейс проекта; программирование линейных алгоритмов; программирование разветвляющихся алгоритмов, вложенных и составных условий.

  1. Моделирование объектов и событий:

3D-редакторы; трехмерные модели объектов; трехмерные модели событий; создание и редактирование трехмерных объектов и событий.


4) 8 класс

  1. Технические характеристики компьютера и сетей:

алфавитный подход к оценке количества информации;

основные характеристики процессора;

пропускная способность компьютерной сети.

  1. Здоровье и безопасность:

влияние электронных устройств на организм человека, способы защиты от негативного влияния электронных устройств;

безопасность пользователя в сети: мошенничество, агрессия в интернете.

  1. Обработка информации в электронных таблицах:

форматы данных в электронных таблицах;

абсолютная и относительная ссылки;

построение графиков функций;

использование встроенных функций: математические (СУММ, ПРОИЗВЕД, СТЕПЕНЬ), статистические (МИН, МАКС, СРЗНАЧ, СЧЕТ, СЧЕТЕСЛИ), логические (ЕСЛИ).

  1. Интегрированные среды разработки программ ( один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus):

классификация программного обеспечения по назначению;

компоненты интегрированной среды разработки приложений;

оператор выбора;

операторы цикла (цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием);

трассировка алгоритма.

  1. Решение задач в интегрированной среде разработки:

моделирование решений прикладных задач в интегрированной среде разработки.

5) 9 класс

  1. Работа с информацией:

эргономика (оценка времени работы за компьютером);

свойства информации;

совместная работа с документами с использованием облачных технологий;

этические и правовые нормы работы в сети.

  1. Конфигурация компьютера:

выбор конфигурации компьютера (аппаратного и программного обеспечения) в зависимости от его назначения.

  1. Базы данных:

база данных, поле, запись; создание базы данных в электронных таблицах; поиск, сортировка и фильтрация данных.

  1. Массивы данных (один из: С/С++, Python, Delphi, Lazarus):

одномерный массив;

основные алгоритмы обработки массивов: поиск, сортировка, перестановка, удаление и вставка элементов массива.

  1. Моделирование процессов в электронных таблицах:

разработка модели и ее исследование (базы данных в электронной таблице);

решение задачи различными способами, с определением наиболее эффективного способа ее решения;

исследование моделей процессов (физических, биологических, экономических и других) в электронных таблицах.