Файл: Курсовая работа по специальности 31. 02. 01 Лечебное дело Койкова Валерия Сергеевна, 3 курс, группа Б.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский медицинский колледж»

Роль фельдшера в профилактике и лечении миопии как основной причины снижения зрения у детей школьного возраста

Курсовая работа

по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Выполнила: Койкова Валерия Сергеевна, 3 курс, группа Б

Руководитель: Тарзян Наталья Борисовна

Работа защищена с оценкой____________

Дата защиты_________________________

Киров 2023

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты миопии 5

1.1 Особенности строения глаза 5

1.2 Школьная миопия: понятие, признаки и классификация 7

1.3 Причины и особенности развития миопии у детей школьного возраста 10

1.4 Факторы риска возникновения школьной миопии 12

1.5 Методы лечения миопии 13

Глава 2. Роль фельдшера в лечении миопии

2.1 Анализ степени информированности детей школьного возраста о миопии и её лечении

2.2. Рекомендации по профилактике школьной миопии

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Зрение - способность глаз воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве.

Актуальность проблемы нарушения остроты зрения, на сегодняшний день занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространённых болезней, как среди детей, так и взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информированная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться о своем здоровье и здоровье своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.

По последним данным, во всём мире от нарушения зрения страдают около 300 миллионов человек, из них 19 миллионов - это дети! Ещё 40 миллионов не видят вовсе. Отдельно по России статистика ещё более страшная: снижение зрения наблюдается у каждого второго жителя нашей страны, в том числе у детей.


Тенденция к ухудшению зрения у людей связана с резким увеличением зрительной нагрузки. По мнению специалистов, причина заключается в масштабном развитии современных технологий и повсеместном использовании электронных девайсов - планшетов, смартфонов, компьютерных мониторов и т.д. Виноваты, конечно, не сами изобретения, а неконтролируемый контакт человека с ними

Статистика утверждает, что среди школьников становится все больше детей со слабым зрением. Согласно ежегодным медицинским осмотрам, перед поступлением в школу снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей, среди школьников - более чем 20%.

Цель курсовой работы: изучить роль фельдшера в лечении школьной миопии.

Объект исследования: школьная миопия.

Предмет исследования: роль фельдшера в профилактике и лечении миопии как основной причины снижения зрения у детей школьного возраста

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать материал, изучить причины и виды возникновения миопии.

2) Рассмотреть симптоматику и причины миопии у детей среднего школьного возраста

3) Изучить методы лечения, профилактику заболевания и ознакомиться с рекомендациями для больного.

Методы исследования: изучение литературы и других источников информации, анализ и синтез полученных данных, обобщение полученной информации.

Глава 1. Теоретические аспекты миопии

1.1 Особенности строения глаза

Человеческий глаз является сложным парным органом, который дает возможность получать большую часть информации об окружающем мире. Глаз каждого человека обладает уникальными характеристиками, но имеет особенности строения (Приложение 1). Знание строения глаза позволяет понять, как работает зрительный анализатор.

Человеческий глаз имеет шарообразную или сферическую форму, поэтому его и назвали «глазным яблоком». Глазное яблоко располагается в глазнице – костной структуре черепа, благодаря чему защищено от повреждений. Переднюю его поверхность защищают веки.

Движения глазного яблока обеспечиваются шестью наружными мышцами. Их слаженная работа обеспечивает возможность бинокулярного зрения - зрения двумя глазами. Это позволяет получать трехмерное изображение (стереокопическое зрение).



Поверхность глазного яблока постоянно увлажняется слезой, продуцируемой слезными железами. Отток слезной жидкости осуществляется через слезоотводящие пути. Слеза образует защитную пленку на поверхности глаза.

Склера – это внешняя оболочка глаза, которая по передней части глаза имеет дополнительный защитный слой конъюнктивы. На задней поверхности склеры находится сосудистая оболочка, которая обеспечивает кровоснабжение глаза.

К сосудистой оболочке тесно прилегает сетчатка. Ткани сетчатки состоят из светочувствительных рецепторов (палочек и колбочек), а также нервных окончаний. Колбочки обеспечивают цветное видение объектов, а палочки помогают человеку видеть в сумеречное время при недостаточной освещенности. Палочек в сравнении с колбочками значительно больше. Для передачи нервных импульсов от сетчатки ведут отростки нейронов, формирующие зрительный нерв. При помощи зрительного нерва обеспечивается передача информации от глаза к мозгу.

Стекловидное тело является внутренней основой глаза. Оно поддерживает его форму и отвечает за обменные процессы.

Роговица – прозрачная передняя оболочка глаза, расположенная перед зрачком и радужкой. Роговица является важным элементом, обеспечивающим преломление световых лучей во время зрительной функции и фокусировку их на сетчатке.

Радужная оболочка регулирует светопоток. При сокращении мышц меняется размер расположенного в центре зрачка, который уменьшается при большом количестве света. В зависимости от количества пигментных клеток в радужке определяется цвет глаза человека.

Хрусталик – это природная линза, которая у здорового человека эластичная и прозрачная. Для фокусировки зрения на объекте хрусталик под воздействием глазных мышц выгибается и меняет свою форму, чтобы человек мог видеть вблизи и вдаль.

Интересные факты о глазах человека

  • Вес одного глаза взрослого человека составляет 8 г, а диаметр – 2,5 см.

  • 1/6 часть глаза видна, остальное скрыто веками и находится внутри глазницы.

  • Радужная оболочка имеет 256 уникальных характеристик, а в отпечатках пальцев их всего лишь 40.

  • Глаз моргает со скоростью 5 раз в секунду.

  • Глаз может сфокусироваться в течение одной секунды на 50 объектах.

  • Из-за гравитации в космосе астронавты не могут плакать.


1.2 Школьная миопия: понятие, признаки и классификация


Миопия (миопия, от греческого myo – щурю и ops – глаз) или близорукость – это несоразмерный вид рефракции глаза, при котором параллельные лучи света фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке формируется круг светорассеяния. Миопия – наиболее частая причина ухудшения остроты зрения вдаль. При неблагоприятном течении миопия становится причиной развития осложнений: косоглазия, снижения остроты зрения, в тяжелых случаях ведет к инвалидности в трудоспособном возрасте.

Признаки близорукости у детей

Поскольку миопия может проявить себя в любом возрасте, взрослым важно следить за поведением детей и вовремя распознать первые «звоночки». Помните, что ребенок может не осознавать свои проблемы со зрением, просто не понимая, каким оно должно быть в норме. Поэтому в идеале дети должны проходить профилактический осмотр у офтальмолога хотя бы раз в год, а взрослые – оперативно реагировать на тревожные симптомы:

  • Ребенок часто щурится, когда рассматривает предметы вдали;

  • Появляются регулярные жалобы на головную боль, особенно после зрительного напряжения – чтения, выполнения домашней работы, использования компьютера или мобильных гаджетов;

  • Ребенок подносит книгу близко к глазам, низко склоняется над тетрадью, подходит ближе к телевизору, чтобы рассмотреть изображение;

  • Учащается моргание, ребенок постоянно трет глаза.

Если вы замечаете один или несколько симптомов, незамедлительно отведите ребенка к офтальмологу! Напомню, что даже при отсутствии жалоб следует посещать врача для плановых осмотров, т.к. не всегда родители могут вовремя заметить возникающие проблемы.

Классификация:

В клинической практике чаще используется классификация, предложенная профессором Э.С. Аветисовым.

По степени:

• Слабой степени (до 3,0 дптр)

• Средней степени (3,25-6,0 дптр)

• Высокой степени (более 6,25 дптр)

По возрастному периоду возникновения (клинические формы близорукости):

• Врожденная

• Раноприобретённая (в дошкольном возрасте)

• Приобретенная в школьном возрасте

• Поздно приобретенная (во взрослом состоянии)

По разнице рефракции двух глаз:

• Изометропическая

• Анизометропическая

По наличию или отсутствию астигматизма:

• Без астигматизма

• С астигматизмом

По течению:

• Стационарная;

• Медленно прогрессирующая (менее 1,0 дптр в течение года)

• Быстро прогрессирующая (1,0 дптр и более в течение года)


По наличию или отсутствию осложнений:

• Неосложненная

• Осложненная

По стадии функциональных изменений при осложненном течении:

I. Острота зрения 0,8 - 0,5

II. Острота зрения 0,4 - 0,2

III. Острота зрения 0,1 - 0,05

IV. Острота зрения 0,04 и ниже.

1.3 Причины и особенности развития миопии у детей школьного возраста

Близорукость, или миопия, это заболевание, при котором человек очень плохо различает предметы, расположенные на расстоянии. Как правило, развивается она именно в школьные годы - от 7 до 15 лет.

По итогам Всероссийской диспансеризации заболеваемость детей и подростков миопией за последние 10 лет выросла в 1,5 раза. Причем процент детей с нарушениями зрения увеличивается, если речь идет о школьниках. Иногда заболевание обнаруживается случайно, во время планового осмотра у офтальмолога. А иногда ребенок сам начинает жаловаться на дискомфорт в глазах и проблемы со зрением.

Как правило, миопия в школьном возрасте возникает вследствие:

1) Интенсивного роста ребенка, когда происходит чрезмерный рост глазного яблока в передне-заднем его размере. Ситуацию усугубляют большие нагрузки на зрительную систему, так как современные школьники практически не выпускают из рук смартфоны и планшеты, часами проводят время за компьютером. Если добавить к этому еще и напряжение, которое глаза получают во время школьного процесса, выполнения домашних заданий, становится очевидно, что зрительная система просто не справляется с нагрузкой.

В настоящее время существенно возросла зрительная нагрузка за счет увеличения школьных программ, особенно в образовательных учреждениях нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), что приводит к высокой зрительной и эмоциональной нагрузке. Хорошо известно, что стрессовая ситуация является одной из основных причин развития многих заболеваний и органа зрения в частности. Широкое распространение близорукости среди школьников можно объяснить тем, что с физиологических позиций учебный процесс есть не что иное, как разновидность умственного зрительно-напряженного труда.

2) Причинами близорукости часто являются недоношенность, нарушения во время внутриутробного развития, родовые травмы. Миопия часто возникает у детей, родители которых тоже близоруки.

3) Большую роль играют сопутствующие заболевания, например, альбинизм, синдромы Дауна и Марфана. Нередко окулисты диагностируют миопию в дошкольном возрасте. Пик развития близорукости у детей приходится на школьные годы.