Файл: Познавательная деятельность ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности 10.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Проблему активизации познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся изучали в различных аспектах: Б.П. Есипов, А.К. Громцева, М.А. Данилова, Н.А. Семенова, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и другие.
Познавательная деятельность – ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности [10].
Младший школьный возраст очень важен для психического развития ученика, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность. Продуктом познавательной деятельности в конечном итоге должны стать основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, рефлексия (личная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) [2].
Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе урока, употребляя для этого различные способы активизации учащихся, и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильнее для него задания. Следовательно, необходимо активизировать учащихся постепенно, учитывая его индивидуальные особенности. Нужно постараться помочь каждому ученику, чтобы он проявил свою активность.
О роли проблемных ситуаций в активизации познавательной деятельности говорили такие исследователи как Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская. Они утверждали, что для пробуждения мысли важно возникновение проблемной ситуации, так как без неё новая задача не в состоянии активизировать мышление [18]. Проблемная ситуация является одним из главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний.
Актуальность исследования определяется потребностью учителей начальных классов в выявлении теоретических основ активизации познавательной деятельности младших школьников.
Проблема исследования заключается в том, что в школьной практике недостаточно реализуются пути активизации познавательной деятельности младших школьников
, а в частности создание проблемных ситуаций, что в свою очередь снижает показатели успеваемости.
Цель исследования: определить роль проблемных ситуаций в активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.
Гипотеза исследования: возможно, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволит определить роль проблемных ситуаций в активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
-
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; -
Описать способы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов; -
Определить значение проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности младших школьников; -
Провести диагностику исходного уровня познавательной активности младших школьников;
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, естественный педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента), методы математической обработки результатов исследования.
База исследования:
1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников
-
Проблема активизации познавательной деятельности школьников в педагогической науке
Вопросу активизации познавательной деятельности школьников педагогическая и психологическая наука уделяла и уделяет много внимания. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Знаменитый древнегреческий философ Сократ создал свой собственный метод по добыванию истины и назвал его майевтикой. Суть метода заключалась в том, что философ с помощью наводящих вопросов помогал своему собеседнику самостоятельно «извлечь» необходимые знания. После этот прием стали активно использовать в пифагорейской и софистских школах.
В 17 в. появился один из самых первых приверженцев активного учения – знаменитый чешский педагог Я.А. Коменский. Этот выдающийся учёный выступал против словесно-догматического (схоластического) обучения, так как оно, по его мнению, вынуждает ребёнка «мыслить чужим умом» [5].
Другой не менее известный педагог уже 18 века – И.Г. Песталоцци утверждал, что для активизации познавательной деятельности школьников необходимо использовать принцип наглядности, а также развивать у учащихся творческое и самостоятельное мышление.
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж. Руссо [23]. «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял» [7]. В этих словах Ж.Ж. Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
К.Д. Ушинский, будучи также сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует», – писал ученый «передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания» [13].
Видный английский педагог Г.Э. Армстронг во второй половине 19-го века разработал принципиально новый способ активности учащихся на естественно-математических и общетехнических дисциплинах – эвристический метод обучения. Эвристический метод является альтернативным к проблемному методу обучения, так как в обоих случаях в основе лежит самостоятельное «добывание» учащимися знаний, то есть ученик выполняет роль исследователя, он сам делает необходимые выводы.
Поискам новых активных методов обучения предался и русский педагог А.Я. Герд, который формулировал значимые идеи развивающего обучения. Он уделял большое внимание процессу приобретения новых знаний путём сравнения различных предметов, окружающих младшего школьника в его повседневной жизни. Именно это сопоставление предметов живой природы, построенном на принципе наглядности, приводило к более интенсивной мыслительной деятельности учащихся.
Советские педагоги 20-х годов (В.З. Половцев, Г.Т. Ягодовский, С.Т. Шацкий) также пытались разобраться в проблеме активизации познавательной деятельности школьников, однако М.И. Махмутов, изучая их труды, сделал умозаключение о том, что им всё-таки не удалось в конце концов создать эффективную дидактическую систему проблемного обучения, которая была бы достаточно отработана на практике.
Некоторых результатов достиг в решении данной проблемы и знаменитый польский педагог – В. Оконь, который в своей книге «Основа проблемного обучения» анализировал проблемные ситуации, основываясь на материале всевозможных предметов. В сотрудничестве с Ч. Куписевечем он привёл доказательства практической пользы для развития интеллектуальных способностей учащихся при использовании проблемного обучения.
Во второй половине 60-х годов и начале 70-х годов в советской педагогике и педагогической психологии идея проблемного обучения начинает более широко разрабатываться. Появляется ряд статей, сборников, кандидатских диссертаций, посвященных отдельным его аспектам. Сущность проблемного обучения педагоги видят в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе. В этом определении ученик главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью). То есть настоятельно выдвигается деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.
В развитии теории проблемного обучения определенные достижения имеются у педагогов Польши, Германии, Чехословакии. Польский учитель Я. Бартецкий экспериментально доказал эффективность проблемного преподавания физики в сочетании упражнениями учащихся при групповой форме знаний.
Среди работ педагогов Чехословакии достойны внимания исследования М. Ципро и Л. Нечесаны по проблеме методов обучения и эффективности классно-групповых занятий в проблемном обучении. Германский ученый Х. Века в своей книге наметил интересный подход к систематизации учебных проблем и вариантов их решения на материале курса физики. Среди болгарских педагогов идея проблемного обучения пользуется большим авторитетом. В работах Н.А. Веткова, В.Н. Маркова и других рассматриваются главным образом вопросы прикладного характера, особое внимание болгарские педагоги уделяют вопросам проблемного обучения в начальной школе.
Таким образом, проблемой активизации познавательной деятельности занимались и продолжают заниматься педагоги и психологи разных стран, что доказывает ее значимость для педагогического процесса. Но какие бы пути выхода не искали ученые, педагоги, главная их цель –
улучшить качество образования, найти новые формы и методы активизации познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время.
-
Познавательная деятельность как одна из составляющих развития младшего школьника
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает период от
6–7 до 9–11 лет [6].
В этом возрасте совершается смена образа и стиля жизни: появляются иные требования и правила поведения, ребёнок выполняет новую социальную роль – ученик, ну и, конечно, появляется совершенно новый вид деятельности – учебная деятельность. Также в школе он получает не только знания, умения и навыки, но и определённый социальный статус, который полностью меняет социальную ситуацию развития младшего школьника (система отношений между ребёнком и взрослым). Этот возраст характеризует смена интересов, ценностей и всего уклада жизни.
Прежде чем говорить о познавательной деятельности младших школьников необходимо разобраться в таких дефинициях как: «деятельность», «познание». Приведём некоторые из них.
Немов Р.С. определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».
И.А. Зимняя в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».
Итак, можно прийти к выводу, что деятельность, с точки зрения психологии – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Стоит отметить, что каждому действию соответствует своя частная цель или задача.
Обычно в психологической литературе деятельность делят на материальную (которая направлена на изменение окружающего мира) и духовную (которая направлена на изменение индивидуального и общественного сознания). Структурными компонентами любой деятельности являются цель, мотив, способы, условия, результат.
Под познанием в психологии обычно понимают постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей неких явлений, процессов.
Таким образом, из вышесказанного можно прийти к выводу, что познавательная деятельность, с точки зрения психологии – «это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь». Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности [25].