Файл: Познавательная деятельность ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности 10.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проанализировав таблицу, мы можем в общем дать краткую характеристику каждому уровню познавательной активности.
Низкий уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».
Средний уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Необходимым компонентом развития познавательной активности считается воспитание стойкого познавательного интереса, имеющего большую побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения возникающей жажды знаний. Известно, что под влиянием познавательного интереса учеба протекает плодотворнее, быстрее и с лучшими результатами.
В контексте нашей работы целесообразно уточнить такие понятия, как «познавательный интерес» и «познавательная потребность».
Для начала рассмотрим, что в психолого-педагогической литературе подразумевается под понятием «интерес».
«Интерес, – с точки зрения А.К. Марковой, – это сложное личностное образование, представляющее собой многообразие процессов мотивационной сферы».
Г.И. Щукина под интересом понимает «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной».
Важную особенность познавательного интереса А.З. Рахимов видит в том, что «в центре находится такая познавательная задача, которая требует от ученика активной творческой деятельности» [15].
Таким образом, познавательный интерес нами понимается, как один из важнейших мотивов учения школьника, как интерес к познанию и интеллектуальной деятельности.
Познавательная потребность – ощущаемая человеком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения поставленной цели при выполнении теоретического или практического задания [22].
В.С. Юркевич выделяет две формы познавательной потребности:
-
потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и потребность в накоплении знаний); -
потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания.
Первая – наименее активная форма познавательной потребности. В результате этой формы усваивается, но не создаётся новое знание. Вторая – более активная форма, прямо направленная на получение новых знаний. Учащиеся, обладающие той или другой формой познавательной потребности, заметно различаются. Школьники с потребностью в усвоении знаний склонны к запоминанию фактического материала, у них нередко обнаруживается особенно чёткая система в его хранении. Школьники с исследовательской потребностью старается сами доходить до правильного ответа, с интересом решают незнакомые задачи, любят задания «на смекалку». Эти формы отличаются именно степенью участия различных потребностей. Познавательная потребность способствует интенсивному развитию интеллектуальных процессов (восприятия, мышления, воображения). Из этого следует, что такие понятия как познавательная потребность и познавательная деятельность теснейшим образом связаны между собой.
Для успешного формирования познавательного интереса нужно создать необходимые условия. Щукина Г.И. выделила три главных условия, соблюдение которых учителем способствует управлению и развитию познавательной деятельности младших школьников.
Условие первое:опора на активную мыслительную деятельность
учащихся. Это:
-
ситуации решения познавательных задач; -
ситуации активного поиска; -
ситуации размышления и догадок; -
ситуации мыслительного напряжения; -
ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения; -
анализ; -
синтез; -
сравнение; -
обобщение; -
выделение главного и т.д.
Условие второе: создание эмоциональной атмосферы обучения.
На формирование положительного тонуса учебного процесса оказывает
десять эффектов, развивающих интерес:
-
эффект новизны; -
эффект разнообразия; -
эффект занимательности; -
эффект увлекательности форм и методов изложения; -
эффект использования ярких художественных средств; -
эффект образности; -
эффект игры; -
эффект удивления школьника; -
эффект поиска; -
эффект парадоксальности.
Условие третье:благоприятное общение, основанное на педагогике
сотрудничества:
-
диалог; -
субъект – субъектное общение; -
решение коллизии; -
постановка «открытых» вопросов; -
умышленная недоговоренность и т.д.
Именно благодаря этому, благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательной деятельности и личности ученика [3].
А теперь непосредственно обратимся к способам и приёмам активизации познавательной деятельности.
Способ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь [24].
Способы активизации обучения:
-
проблемный способ обучения; -
проработка материала в микрогруппах (интернет, книги, интересный материал); -
опережающее обучение (доклады); -
постановка вопроса на который надо ответить в конце занятия; -
составление опорного конспекта и плана лекций; -
визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы); -
интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретического обучения); -
приглашение на занятие компетентного специалиста; -
эвристическая беседа.
Приём – отдельное действие, движение [24].
Основные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся:
-
создание на уроке учебной проблемной ситуации; -
использование тестов; -
практические работы; -
использование опорных схем; -
использование информационных технологий; -
использование здоровье сберегающих технологий; -
использование исторического материала [11].
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе урока, употребляя для этого различные способы активизации учащихся, и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильнее для него задания. Одна из причин нежелание учиться заключается в том, что ребенку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, необходимо активизировать учащихся постепенно, учитывая его индивидуальные особенности. Нужно помочь каждому ученику, чтобы он проявил свою активность.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это и есть побуждение к активному познанию, расширению знаний.
Сущность активизации познавательной деятельности у учащихся определяется поэтапной организацией деятельности учения и деятельности обучающегося, направленной на перевод внешних ситуативных проявлений познавательного интереса во внутреннюю потребность осознания значимости изучаемого учебного материала для школьника:
-
мотивация учащихся; -
усвоение нового способа деятельности через практическую деятельность; -
переход от репродуктивного вида усвоения способа деятельности к
преобразующей деятельности самого учащегося;
-
усиления интеллектуальной активности учащихся через продуктивную деятельность самого учащегося [3].
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гаибова В.Е.Технология постановки познавательных задач / В.Е. Гаибова // Школьные технологии. – 2015. – № 2. – 96 с.
2 Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Ключко. – М . : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 264 с.
3 Иванова А.А. Условия активизации познавательной деятельности учащихся / А.А. Иванова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 2.
4 Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.
5 Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М. : Знание, 1991. – 80 с.
6 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М., 2001.
7Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознания. Личность/ А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 304 с.
8 Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: методическое пособие по спецкурсу / В.Н. Максимова. – Л. – 1973, – 82 с.
9 Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М. : Педагогика, 1995.
10 Маякова Е.В. Процесс познания у младших школьников / Е.В Маякова / Начальная школа. – 2015. – №4. – 11–12 с.
11 Методические рекомендации для преподавателей: Методические рекомендации – Белово: типография ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум», 2015. – 26 с. Составитель: Т.А. Мокрушина,
12 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
13 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
14 Педагогические технологии: Учебное для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ»: –Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.
15 Познавательный интерес как педагогическая проблема: [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/poznavatelniy-interes-kak-pedagogicheskaya-problema-664460.html
16 Розенберг А.Я. Развитие познавательной активности старшеклассников / А.Я. Розенберг. – Киев, 1990. – с.290.
17 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн – М., 1989. – Т.1. – 369 с.
18 Рындина Е.А. Проблемная ситуация как средство активизации
познавательной деятельности учеников младших классов: [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/index.php/10871
19 Симоненко В.Д. Современные педагогические технологии: Учебное пособие / Симоненко В.Д., Фомин Н.В. – Брянск: Издательство БГПУ, 2001. –395 с.
20 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
21 Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2016. – №4. – 30-34 с.