Файл: Экономика и менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основу цифровой трансформации бизнеса составляют процедуры перехода на новые IТ-технологии такие как телекоммуникационные сети, распределенные базы данных, экспертные системы, квантовое программирование, интерактивные видеодиски, автоматическое индексирование и отслеживание приводит к смене правил работы с информацией и правил работы всей компании, преобразуя до 80% повседневной рутинной работы в цифровой программный код (например, RPAтехнология, блокчейн технологии, NLP-технология, технологии имитационного моделирования, технологии семантического анализа-Simulation Modelling) воспринимаемый и обрабатываемый искусственным интеллектом и программными роботами.

Процесс цифровой трансформации бизнеса также включает в себя процедуру поэлементной замены традиционной оперативной модели управления через смену жесткой вертикали организационной структуры на более гибкую (например матричную, процессно-матричную и/или проектно-матричную), а также упразднения принципов существующей бизнес- культуры.

Следующим этапом цифровой трансформации бизнеса является цифровизация инфраструктуры с учетом особенностей деятельности, масштабов и финансовых возможностей компании. Основными элементами такой инфраструктуры выступают облачные технологии, программные роботы, мобильный рабочий офис, электронно-информационные системы планирования затрат, ресурсов, качества (MRP, CSRP и ERP), облачные сервисы и программные бизнес-приложения. После этого трансформации подлежат рабочие места, оборудование, штатный состав и численность сотрудников работающих удаленно.

  1. Восстановление экономического роста на фоне пандемии коронавируса


Одним из основных направлений восстановления экономики, на которую негативно воздействовали кризисные процессы, спровоцированные коронавирусом, называют развитие цифровых технологий. Цифровизация и цифровые технологии, позволили снизить негативное влияние самоизоляции на экономические процессы. При этом, необходимость применения цифровых сервисов повлияла на перспективы развития сферы цифровых технологий и изменила рынок труда, сделав более востребованными инновации, связанные с цифровизацией и компьютеризацией рабочих мест.

Невозможно не выделить, то, что основной составляющей электронного бизнеса является электронная коммерция
, которая является его разновидностью. Здесь происходит процесс взаимодействия субъектов бизнеса купли- продажи товаров и услуг при помощи компьютерных сетей и мобильных гаджетов. То есть это не только операции купли-продажи, но и полное сопровождение процессов формирования спроса на продукцию и услуги, а также обработка заказов онлайн и обмен информацией между партнёрами.

На основе этого отметим, что объем рынка электронной коммерции России составил в 2019 году 30,6 млрд. долл.

Таким образом, рассматривая динамику функционирования электронного бизнеса в мире ключевые моменты его специфики, выделим, что данная сфера заслуживает большого и особого внимания, так как является уникальным явлением в экономике. Очевидно, что данный вид бизнеса, как и сам Интернет уже стал частью современного мире как на мировом, так и на региональном уровне.

Пандемия коронавируса привела к введению противоэпидемических мер в значительной части стран мира, что в большинстве случаев включало в себя приостановку или ограничение работы ряда предприятий. В краткосрочной перспективе это вызвало всплеск безработицы, сопоставимой по масштабу с ее приростом после мирового финансового кризиса в 2008 году. Так, к 2010 году безработица достигла пика в 8,5%, после чего начала снижаться и к концу 2019 года сократилась до 5% в среднем по странам ОЭСР. Но уже в первой половине 2020 года показатель безработицы в мире, по данным Международной организации труда, подскочил в среднем до 6,6%. Согласно прогнозу ОЭСР, эта цифра может продолжить расти, достигнет пика на уровне 12,6% к концу 2020 года и к концу 2021 года снизится только до 8,9%. В то же время пандемия привела не только к сокращению числа рабочих мест, но и ускорила их трансформацию.

Итак, как уже было отмечено ранее, осуществляемая большинством российских компаний частичная цифровая трансформация бизнеса, ввиду сложности, затратности и долговременности данной процедуры, «вероятнее всего, принесет владельцам бизнеса краткосрочный эффект, так как в данном случае будет нарушен принцип системности и комплексности, характерный для функционирования любой социально-экономической системы». При этом для оценки эффективности данной трансформации необходимо проанализировать качество экспериментального применения инновационной модели ведения бизнеса при использовании прорывных цифровых технологий. В то же время качество и успешность внедрения цифровых технологий зависит от готовности руководство компании разложить ее деятельность на отдельные, но взаимосвязанные бизнес-процессы, и от умения устанавливать и четко прописывать цель, задачи, критерии желаемого результата.



Между тем, все больше представителей консервативного высшего руководства и владельцев российских компаний рассматривают цифровую бизнес трансформацию, как единственную возможность «для своевременного и грамотного реагирования» на быстроизменяющиеся условия окружающей бизнес среды. Так как данные преобразования бизнеса способны решить три главные проблемы современной экономики - это снизить транзакционные издержки, оптимизировать конкурентные преимущества и компенсировать нехватку квалифицированных кадров.

Итак, подробный анализ развития современного этапа трансформации бизнеса в условиях всеобщей технологической модернизации и перехода к модели цифровой экономики показал, что выстраивание эффективной системы управления результатами бизнеса требует создания адекватной информационно-коммуникационной базы процессного управления. Сегодняшняя экономическая глобализация, технологическая гонка и ужесточающаяся конкуренция заставляют современные компании акцентировать свое внимание на возможностях цифрового реинжиниринга бизнес-процессов и трансформации модели управления бизнесом, т.е. подчеркивают «необходимость перехода к цифровому управлению (менеджменту)».

Сейчас можно сколь угодно рассуждать о достоинствах будущего развития бизнеса, общества и системы государственного управления, но следует напомнить, что за все улучшения, упразднения и удешевления труда приходиться платить ростом безработицы, увеличением объемов социальной несправедливости, нарастанием межклассового неравенства и формированием социальной трагедии разрушения духовно-этической общности человечества.

В конце 2020 г. был опубликован доклад Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs 2020», который прогнозирует развитие рынка труда до 2025 года. Доклад основан на результатах опроса бизнес-лидеров: генеральных директоров, главных стратегов и руководителей кадровых служб из крупных и средних компаний.

Среди опрошенных в ходе исследования респондентов свыше 80% сообщили, что их компании ускоряют автоматизацию своих рабочих процессов и будут расширять использование удаленной работы. Около 40% заявили о цифровизации процессов, связанных с обучением сотрудников.

В результате этих процессов, по оценке работодателей, к 2025 году число рабочих мест для выполнения рутинных обязанностей сократится с 15,4% до 9%, а доля рабочих мест, требующих инновационных навыков, увеличится с 7,8% до 13,5% от общей численности сотрудников.


Основываясь на этих цифрах, аналитики ВЭФ прогнозируют, что к 2025 году часть рабочих мест может быть вытеснена, но в то же время появятся новые роли, которые будут более приспособлены к новым реалиям.

Люди будут востребованы на постах, где необходимы навыки управления, консультирования, принятия решений, общения и взаимодействия. К основным навыкам, востребованность которых, по мнению работодателей, будет расти к 2025 году, относятся критическое мышление и анализ, а также решение проблем — из года в год они остаются на первом месте в повестке дня. В то же время в текущем году впервые респонденты заговорили о важности навыков самоуправления, таких как активное обучение, устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость. Среди специализированных навыков наиболее востребованными окажутся навыки в области продуктового маркетинга, цифрового маркетинга и взаимодействия человека с компьютером.


  1. Трансформация обучения сотрудников организации в условиях цифровизации

Потенциал компаний в части трансформации производства с использованием новых технологий ограничен нехваткой навыков среди работников. Отсутствие готовых кадров вынудит работодателей расширять свои программы по переподготовке и повышению квалификации. Учебные программы организаций будут сочетать различные подходы: с привлечением внутренней и внешней экспертизы, новых образовательных технологий и инструментов в рамках как формальных, так и неформальных путей приобретения новых навыков. В то же время расширение доступности корпоративного образования может быть нивелировано ограниченным спросом на него со стороны самих работников.

Согласно данным исследования, работодатели рассчитывают в первую очередь на внутренний потенциал для проведения обучения: они надеются предоставить до 39% учебных курсов своими отделениями. Однако это обучение будет дополняться платформами онлайн-обучения (16% объема обучения) и внешними консультантами (11% объема обучения). Тенденция к использованию цифровой онлайн-переподготовки усилилась из-за ограничений на личное обучение с начала пандемии COVID-19. Число людей, ищущих возможности обучения в интернете по собственной инициативе, возросло в несколько раз.

В среднем, по оценкам респондентов исследования, около 40% работников потребуют переподготовки в течение шести месяцев или меньше.

В среднем большинство (66%) опрошенных работодателей ожидают окупаемости инвестиций в повышение квалификации и переподготовку сотрудников в течение одного года. Тем не менее почти 17% остаются неуверенными в получении какой-либо прибыли на свои инвестиции в принципе. Осуществляя цифровое управление бизнесом, компании получают следующие преимущества: - автоматизация; - режим удаленной работы; - управление бизнесом. Стандартизированные операции в производственном процессе, либо работы с клиентами могут реализовываться с помощью автоматизированных процессов. За счет этого высвобождается время сотрудников для решения других задач.


Хранение и обращение документов и рабочих материалов осуществляется в электронном виде, сотрудники имеют доступ к ним и могут выполнять работу удаленно. За счет этого организация может экономить на содержании офиса, оргтехники, оплате интернета и телефонной связи, а также находить лучших специалистов в своей сфере и взаимодействовать с ними.

Управленцы, использующие цифровые технологии в бизнесе, получают статистические данные ο своем бизнесе из различных источников и за счет этого могут принимать оптимальные управленческие решения. Инструментами цифровых технологий являются директ-маркетинг, служба поддержки, продающие сайты, автоматическое оповещение клиентов, облачные технологии, системы автоматизации документооборота, Яндекс метрика, Google Analytics, Alytics, SimilarWeb и др. Цифровые технологии в бизнесе являются необходимым элементом, без которой бизнес в современных условиях не может быть эффективным.


  1. Характеристика процессов научно-технического прогресса

Таблица 1

Характеристика процессов научно-технического прогресса




Характеристика

Инструменты

Автоматизация

Применение саморегулирующихся технических средств и математических методов с целью освобождения человека от участия в процессах производства

Замена ручного труда машинным

Электронизация

Применение в материальном производстве достижений современной электроники (электронно-вычислительной технике, микроэлектроники и созданием новых поколений электронно-вычислительных машин)

ЭВМ

Информатизация

Процесс повышения эффективности применения информации в обществе с помощью перспективных информационных технологий, также процесс развития и превращения общества в информационное общество и главный фактор развития постиндустриального общества

Сотовая и электронная связь
Телефония
Электронная почта

Цифровизация

Внедрение современных технологий в различные сферы жизни и производства

Облачные технологии, массивы данных, цифровая бизнес-модель с элементами риск-ориентированного управления