ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основу цифровой трансформации бизнеса составляют процедуры перехода на новые IТ-технологии такие как телекоммуникационные сети, распределенные базы данных, экспертные системы, квантовое программирование, интерактивные видеодиски, автоматическое индексирование и отслеживание приводит к смене правил работы с информацией и правил работы всей компании, преобразуя до 80% повседневной рутинной работы в цифровой программный код (например, RPAтехнология, блокчейн технологии, NLP-технология, технологии имитационного моделирования, технологии семантического анализа-Simulation Modelling) воспринимаемый и обрабатываемый искусственным интеллектом и программными роботами.
Процесс цифровой трансформации бизнеса также включает в себя процедуру поэлементной замены традиционной оперативной модели управления через смену жесткой вертикали организационной структуры на более гибкую (например матричную, процессно-матричную и/или проектно-матричную), а также упразднения принципов существующей бизнес- культуры.
Следующим этапом цифровой трансформации бизнеса является цифровизация инфраструктуры с учетом особенностей деятельности, масштабов и финансовых возможностей компании. Основными элементами такой инфраструктуры выступают облачные технологии, программные роботы, мобильный рабочий офис, электронно-информационные системы планирования затрат, ресурсов, качества (MRP, CSRP и ERP), облачные сервисы и программные бизнес-приложения. После этого трансформации подлежат рабочие места, оборудование, штатный состав и численность сотрудников работающих удаленно.
-
Восстановление экономического роста на фоне пандемии коронавируса
Одним из основных направлений восстановления экономики, на которую негативно воздействовали кризисные процессы, спровоцированные коронавирусом, называют развитие цифровых технологий. Цифровизация и цифровые технологии, позволили снизить негативное влияние самоизоляции на экономические процессы. При этом, необходимость применения цифровых сервисов повлияла на перспективы развития сферы цифровых технологий и изменила рынок труда, сделав более востребованными инновации, связанные с цифровизацией и компьютеризацией рабочих мест.
Невозможно не выделить, то, что основной составляющей электронного бизнеса является электронная коммерция
, которая является его разновидностью. Здесь происходит процесс взаимодействия субъектов бизнеса купли- продажи товаров и услуг при помощи компьютерных сетей и мобильных гаджетов. То есть это не только операции купли-продажи, но и полное сопровождение процессов формирования спроса на продукцию и услуги, а также обработка заказов онлайн и обмен информацией между партнёрами.
На основе этого отметим, что объем рынка электронной коммерции России составил в 2019 году 30,6 млрд. долл.
Таким образом, рассматривая динамику функционирования электронного бизнеса в мире ключевые моменты его специфики, выделим, что данная сфера заслуживает большого и особого внимания, так как является уникальным явлением в экономике. Очевидно, что данный вид бизнеса, как и сам Интернет уже стал частью современного мире как на мировом, так и на региональном уровне.
Пандемия коронавируса привела к введению противоэпидемических мер в значительной части стран мира, что в большинстве случаев включало в себя приостановку или ограничение работы ряда предприятий. В краткосрочной перспективе это вызвало всплеск безработицы, сопоставимой по масштабу с ее приростом после мирового финансового кризиса в 2008 году. Так, к 2010 году безработица достигла пика в 8,5%, после чего начала снижаться и к концу 2019 года сократилась до 5% в среднем по странам ОЭСР. Но уже в первой половине 2020 года показатель безработицы в мире, по данным Международной организации труда, подскочил в среднем до 6,6%. Согласно прогнозу ОЭСР, эта цифра может продолжить расти, достигнет пика на уровне 12,6% к концу 2020 года и к концу 2021 года снизится только до 8,9%. В то же время пандемия привела не только к сокращению числа рабочих мест, но и ускорила их трансформацию.
Итак, как уже было отмечено ранее, осуществляемая большинством российских компаний частичная цифровая трансформация бизнеса, ввиду сложности, затратности и долговременности данной процедуры, «вероятнее всего, принесет владельцам бизнеса краткосрочный эффект, так как в данном случае будет нарушен принцип системности и комплексности, характерный для функционирования любой социально-экономической системы». При этом для оценки эффективности данной трансформации необходимо проанализировать качество экспериментального применения инновационной модели ведения бизнеса при использовании прорывных цифровых технологий. В то же время качество и успешность внедрения цифровых технологий зависит от готовности руководство компании разложить ее деятельность на отдельные, но взаимосвязанные бизнес-процессы, и от умения устанавливать и четко прописывать цель, задачи, критерии желаемого результата.
Между тем, все больше представителей консервативного высшего руководства и владельцев российских компаний рассматривают цифровую бизнес трансформацию, как единственную возможность «для своевременного и грамотного реагирования» на быстроизменяющиеся условия окружающей бизнес среды. Так как данные преобразования бизнеса способны решить три главные проблемы современной экономики - это снизить транзакционные издержки, оптимизировать конкурентные преимущества и компенсировать нехватку квалифицированных кадров.
Итак, подробный анализ развития современного этапа трансформации бизнеса в условиях всеобщей технологической модернизации и перехода к модели цифровой экономики показал, что выстраивание эффективной системы управления результатами бизнеса требует создания адекватной информационно-коммуникационной базы процессного управления. Сегодняшняя экономическая глобализация, технологическая гонка и ужесточающаяся конкуренция заставляют современные компании акцентировать свое внимание на возможностях цифрового реинжиниринга бизнес-процессов и трансформации модели управления бизнесом, т.е. подчеркивают «необходимость перехода к цифровому управлению (менеджменту)».
Сейчас можно сколь угодно рассуждать о достоинствах будущего развития бизнеса, общества и системы государственного управления, но следует напомнить, что за все улучшения, упразднения и удешевления труда приходиться платить ростом безработицы, увеличением объемов социальной несправедливости, нарастанием межклассового неравенства и формированием социальной трагедии разрушения духовно-этической общности человечества.
В конце 2020 г. был опубликован доклад Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs 2020», который прогнозирует развитие рынка труда до 2025 года. Доклад основан на результатах опроса бизнес-лидеров: генеральных директоров, главных стратегов и руководителей кадровых служб из крупных и средних компаний.
Среди опрошенных в ходе исследования респондентов свыше 80% сообщили, что их компании ускоряют автоматизацию своих рабочих процессов и будут расширять использование удаленной работы. Около 40% заявили о цифровизации процессов, связанных с обучением сотрудников.
В результате этих процессов, по оценке работодателей, к 2025 году число рабочих мест для выполнения рутинных обязанностей сократится с 15,4% до 9%, а доля рабочих мест, требующих инновационных навыков, увеличится с 7,8% до 13,5% от общей численности сотрудников.
Основываясь на этих цифрах, аналитики ВЭФ прогнозируют, что к 2025 году часть рабочих мест может быть вытеснена, но в то же время появятся новые роли, которые будут более приспособлены к новым реалиям.
Люди будут востребованы на постах, где необходимы навыки управления, консультирования, принятия решений, общения и взаимодействия. К основным навыкам, востребованность которых, по мнению работодателей, будет расти к 2025 году, относятся критическое мышление и анализ, а также решение проблем — из года в год они остаются на первом месте в повестке дня. В то же время в текущем году впервые респонденты заговорили о важности навыков самоуправления, таких как активное обучение, устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость. Среди специализированных навыков наиболее востребованными окажутся навыки в области продуктового маркетинга, цифрового маркетинга и взаимодействия человека с компьютером.
-
Трансформация обучения сотрудников организации в условиях цифровизации
Потенциал компаний в части трансформации производства с использованием новых технологий ограничен нехваткой навыков среди работников. Отсутствие готовых кадров вынудит работодателей расширять свои программы по переподготовке и повышению квалификации. Учебные программы организаций будут сочетать различные подходы: с привлечением внутренней и внешней экспертизы, новых образовательных технологий и инструментов в рамках как формальных, так и неформальных путей приобретения новых навыков. В то же время расширение доступности корпоративного образования может быть нивелировано ограниченным спросом на него со стороны самих работников.
Согласно данным исследования, работодатели рассчитывают в первую очередь на внутренний потенциал для проведения обучения: они надеются предоставить до 39% учебных курсов своими отделениями. Однако это обучение будет дополняться платформами онлайн-обучения (16% объема обучения) и внешними консультантами (11% объема обучения). Тенденция к использованию цифровой онлайн-переподготовки усилилась из-за ограничений на личное обучение с начала пандемии COVID-19. Число людей, ищущих возможности обучения в интернете по собственной инициативе, возросло в несколько раз.
В среднем, по оценкам респондентов исследования, около 40% работников потребуют переподготовки в течение шести месяцев или меньше.
В среднем большинство (66%) опрошенных работодателей ожидают окупаемости инвестиций в повышение квалификации и переподготовку сотрудников в течение одного года. Тем не менее почти 17% остаются неуверенными в получении какой-либо прибыли на свои инвестиции в принципе. Осуществляя цифровое управление бизнесом, компании получают следующие преимущества: - автоматизация; - режим удаленной работы; - управление бизнесом. Стандартизированные операции в производственном процессе, либо работы с клиентами могут реализовываться с помощью автоматизированных процессов. За счет этого высвобождается время сотрудников для решения других задач.
Хранение и обращение документов и рабочих материалов осуществляется в электронном виде, сотрудники имеют доступ к ним и могут выполнять работу удаленно. За счет этого организация может экономить на содержании офиса, оргтехники, оплате интернета и телефонной связи, а также находить лучших специалистов в своей сфере и взаимодействовать с ними.
Управленцы, использующие цифровые технологии в бизнесе, получают статистические данные ο своем бизнесе из различных источников и за счет этого могут принимать оптимальные управленческие решения. Инструментами цифровых технологий являются директ-маркетинг, служба поддержки, продающие сайты, автоматическое оповещение клиентов, облачные технологии, системы автоматизации документооборота, Яндекс метрика, Google Analytics, Alytics, SimilarWeb и др. Цифровые технологии в бизнесе являются необходимым элементом, без которой бизнес в современных условиях не может быть эффективным.
-
Характеристика процессов научно-технического прогресса
Таблица 1
Характеристика процессов научно-технического прогресса
| Характеристика | Инструменты |
Автоматизация | Применение саморегулирующихся технических средств и математических методов с целью освобождения человека от участия в процессах производства | Замена ручного труда машинным |
Электронизация | Применение в материальном производстве достижений современной электроники (электронно-вычислительной технике, микроэлектроники и созданием новых поколений электронно-вычислительных машин) | ЭВМ |
Информатизация | Процесс повышения эффективности применения информации в обществе с помощью перспективных информационных технологий, также процесс развития и превращения общества в информационное общество и главный фактор развития постиндустриального общества | Сотовая и электронная связь Телефония Электронная почта |
Цифровизация | Внедрение современных технологий в различные сферы жизни и производства | Облачные технологии, массивы данных, цифровая бизнес-модель с элементами риск-ориентированного управления |