Файл: Экономика и менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Термины «автоматизация» и «цифровизация» часто отождествляют, что в корне не верно. Цифровизация – это не только процесс автоматизации производственных операций, сколько изменение самой бизнес-модели компании. Эффект цифровизации будет иметь место тогда, когда внедрение будет происходить на макроуровне, массово. Кулагина Н.А. отмечает, что любое институциональное изменение повлечет за собой не только пересмотр характера процесса, но и отношения между всеми задействованными в нем участниками (Kulagina, Chepikova, Logacheva, 2021).

Цифровизация должна затрагивать все бизнес-процессы современной компании, соответственно, предполагается повышение их эффективности. Характеристика инструментов цифровизации и их влияние на некоторые бизнес-процессы компании рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2

Цифровизация бизнес-процессов компании

Бизнес процесс

Цель цифровизации процесса

Инструменты

Технологический процесс

Создание единой цифровой сети технологических данных которая позволит:
- анализировать состояние оборудования;
- прогнозировать вероятность сбоя работы, необходимость замены оборудования
- предвидеть и предотвращать производственные простои
- автоматический расчет основных производственных показателей

Единая цифровая модель
Интеграция информационных систем, обеспечивающих обмен данными
Big Data
Цифровые двойники

Закупочная деятельность

- оптимизация процессов закупок
- проведение закупочных процедур, выбор оптимальных решений на основе искусственного интеллекта
- автоматизированные системы управления ресурсами

Технологии искусственного интеллекта
Big Data

Кадровое обеспечение

- развитие компетенций персонала
- электронное делопроизводство
-автоматизированная кадровая отчетность

Big Data

Управление рисками

- риск-ориентированное управление компанией на основе анализа больших данных
- формирование системы рисков с возможностью мониторинга рисков в режиме онлайн
- нивелирование рисков

Облачные технологии
Big Data

Финансы и экономика

- автоматизированное формирование отчетности
- автоматизированная система контроля отклонений от бизнес-планов

Big Data



Одним из наиболее распространенных инструментов цифровизации является Big Data – область IT-сферы, направленная на изучение, анализ, структурирование и обработку больших объемов данных (рис. 1).



Рисунок 1. Структурные элементы Big Data
Принципы работы с Big Data:

1. Система работы с неограниченным количеством данных должна быть расширяемой.

2. Отказоустойчивость – возможность работы систем при выводе из строя некоторой части оборудования без значительных последствий.

3. Принцип локальности данных.

Помимо ожидаемых положительных эффектов в части повышения производительности труда и эффективности бизнес-процессов компании следует отметить ряд рисков, которые могут возникнуть в процессе цифровизации современных компаний. Все риски компаний укрупненно можно разделить на внешние и внутренние, которые также разделены на подгруппы. Систематизация рисков современной компании в процессе цифровизации рассмотрена в таблице 3.

Таблица 3

Внешние и внутренние риски компании в процессе цифровизации

Внешние

Внутренние

Экономические

· разрыв связей с внешними рынками
· санкционные меры со стороны других стран
· Монополизация рынков, препятствие конкуренции

· высокие пошлины на импортные цифровые продукты
· Отсутствие средств, высокая стоимость кредитных продуктов
· Недостаточное инвестирование

Природного характера

· повреждение основного оборудования природными и стихийными явлениями
· сокращение природных топливно-энергетических ресурсов
· экологические

Интеллектуальные в области управления персоналом

· отток квалифицированных кадров
· недостаточная укомплектованность персоналом;
· критическое положение научно-проектного комплекса в отрасли

· оптимизация персонала, возможное сокращение рабочих мест
· повышение затрат на обучение, повышение квалификации специалистов, для работы с цифровыми инструментами
· консервативные принципы руководства

Технологические

· конкурентные преимущества импортных цифровых технологий,
· замедленное развития отечественного рынка цифровых продуктов

· риски в области охраны труда и производственного травматизма
· высокие затраты на приобретение и внедрение цифровых технологий
· низкий уровень автоматизации



Анализ рисков как элемент риск-ориентированного управления компанией направлен на ускорение процессов цифровизации и достижение поставленных стратегических целей. Эффективным инструментом выступает создание «центра компетенций», состоящего из специалистов – представителей различных структурных подразделений, совместно работающих над проектом цифровизации в конкретной компании. Выделены некоторые направления формирования стратегии цифровизации компании, направленные на максимизацию положительного эффекта:

1) формулировка целей, выбор конкретных показателей эффективности и их целевых значений в соответствии со стратегией компании;

2) планы управления рисками следует разрабатывать до начала реализации проектов цифровизации в компании;

3) четкое распределение ролей и обязанностей между структурными подразделениями компании;

На более глобальном уровне процессам цифровизации может способствовать соблюдение следующих «условий» формирования комфортного цифрового пространства:

1) эффективное регулирование сети Интернет и обеспечение общей его доступности, в том числе и в ценовом контексте;

2) формирование нормативно-правовой базы, контролирующей процессы монополизации цифрового рынка и вопросы кибербезопасности;

3) сотрудничество государств с целью создания глобального цифрового рынка и его регулирования на благо общества.


Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что Российские компании стали чаще использовать цифровые технологии в работе. Больше компаний завели собственные сайты (75 % в 2020 г. против 54 % в 2019 г.).

Выросла доля предпринимателей, считающих, что цифровизация повышает удобство ведения бизнеса (с 33 % до 53 %) и улучшает клиентский сервис (с 15 % до 22 %).

Не все российские компании уделяют достаточное внимание вопросам информационной безопасности. Интерес к специализированным средствам защиты растет, но их использование не очень распространено: доля имеющих центр мониторинга сетевых атак увеличилась с 1 % до 7 %; имеющих специализированные программы для защиты бизнеса – с 9 % до 14 %. Доля тех, кто не использует никаких инструментов, упала с 23 % до 17 %.

По мнению предпринимателей, основной фактор, препятствующий цифровизации бизнеса – недостаток средств, бюджетные ограничения (24 %). Особенно часто говорят об этом предприниматели из регионов.


Другой важный препятствующий фактор – незаинтересованность в цифровизации руководителей компаний (14 %), низкий уровень их знаний и навыков в цифровой среде (9 %). Не все руководители осознают преимущества, которые цифровизация открывает перед их предприятиями.

В целях ускорения цифровизации бизнеса в условиях пандемии, на наш взгляд, необходимо:

– повышать уровень знаний и навыков в цифровой среде персонала и руководителей организаций;

– усилить государственную поддержку в виде выделения бюджетных средств на цифровизацию бизнеса;

– повышать уровень информационной безопасности на предприятиях различных размеров и форм собственности.

Таким образом, в основе цифровизации лежит совершенствование единой технической политики компании с учетом необходимых изменений технологических и корпоративных процессов, разработки новых стандартов обслуживания. Опыт условий, которые создала пандемия коронавируса в 2020 году, доказал актуальность цифровизации: те компании, которые смогли адаптироваться к условиям пандемии и внедрить цифровые технологии в свою деятельность, незначительно снизили показатели эффективности и стабильности своей деятельности. Отмечается положительная тенденция внедрения цифровых технологий в условиях пандемии, многие компании ускорили темпы цифровизации и добились повышения лояльности потребителей.

Список использованных источников

  1. Макаркин Н.П., Горина А.П., Алферина О.Н., Корнеева Н.В. ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-1. – С. 80-85

  2. Аношина Ю.Ф., Гужина Г.Н. Цифровая экономика – новые возможности для бизнеса // Российское предпринимательство: от мануфактуры к цифровой экономике и кластерным конструкциям: сборник материалов II Всероссийских Морозовских Чтений. Орехово-Зуево, 2019. С. 6-11.

  3. Бадалова М.В. Некоторые аспекты психологической безопасности личности в информационной среде // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1. С. 5-12. 3. Брок Е.С., Гужин А.А. Проблемы становления инновационной экономики в современной России. В сборнике: Студенческая наука Подмосковью Материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2018. - С. 81-83.

  4. Дунаевский А.С. Цифровизация как новый метод формирования информационных технологий, влияющих на экономику// В сборнике: World science: Problems and innovations сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. Пенза, 2019. С. 103-105.

  5. Комарова О.М. К вопросу об установках и концепции понимания процессов воспроизводства и развития цифрового общества // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 1555-1558

  6. Назаров А.Н., Гужина Г.Н. Развитие бизнеса в цифровом пространстве // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей. / Под ред. Г.Н. Гужиной. М., 2020. С. 170-176.

  7. Шаповалова Г.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: цифровая культура как новый культурный феномен в предотвращении информационных вызовов и угроз // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток, 2017. Т. 9. № 1 (36). С. 101-107.