Файл: «Характеристика объектов коммерческой деятельности в торговле».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 8557
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности и ее объектов в торговле.
Сущность и классификация коммерческой деятельности.
Глава 2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
2.1. Характеристика внутренней торговли, ее особенности и виды.
2.2. Характеристика внешней торговли и ее особенности.
2.3. Современные проблемы розничной и оптовой торговли и предложения по их устранению.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. В России коммерция представляет собой самый распространенный вид предпринимательства. Коммерческая деятельность оказывает непосредственное влияние на эффективное производство и воздействует на различные показатели деятельности предприятия: объем реализации товара, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.
В широком смысле, коммерческая деятельность – это вид предпринимательской деятельности. «Коммерция» в переводе с латинского языка означает «торговля», но является более объемным понятием. В узком смысле под коммерческой деятельностью понимается совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. Ключевым отличием коммерческой деятельности от прочих видов деятельности, является извлечение прибыли в процессе взаимоотношений между субъектами, которые реализуют свои действия через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды и товарно-материальные ценности. Основную роль в коммерческой деятельности помимо прочего, разумеется, играют ее объекты. Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере товарного обращения. В настоящее время качество коммерческой работы зависит от умения активно осуществлять поиск товаров и услуг, необходимых потребителям, заинтересовывать предприятия в изготовлении нужных обществу товаров.
Говоря о торговле, следует раскрыть ее основные разновидности и дать характеристику в целом.
Данная работа имеет своей целью изучение объектов коммерческой деятельности в торговле.
Задачи работы заключаются в следующем:
- Проанализировать теоретические положения о коммерческой деятельности и ее основных объектах;
- Охарактеризовать торговлю и ее роль в сфере товарного обращения.
Объектом данной работы является коммерческая деятельность, в частности, торговля.
Предмет исследования – объекты коммерческой деятельности в сфере торговли.
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности и ее объектов в торговле.
Сущность и классификация коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность рассматривается как деятельность на рынках товаров, услуг и работ. Главной целью такой деятельности является, в первую очередь, в извлечении прибыли и дохода. Однако, второй главной целью является реализация миссии – главной цели компании помимо получения доходов.
Примером такой миссии может быть желание обеспечить территорию рабочими местами, качественными продуктами, конкурентными товарами или услугами. В последнее время появляется концепция, в основе которой заложен такой факт, успешная коммерческая деятельность, то есть прибыльная возможна лишь при установлении эффективной, рациональной, полезной миссии и верой в миссию предприятия на начальных этапах становления. Так, главными объектами такой деятельности являются товары и услуги. На рисунке 1 указаны основные действующие субъекты и объекты такой деятельности, а также цель и базис.
Также понятие «коммерции» все больше уступает место понятию «бизнес», превращая любую коммерческую детальность в первую очередь в бизнес. Поэтому данные термины и определения все чаще воспринимаются как синонимы, также как и предпринимательство. Однако, отличие все же есть. Так как деятельность коммерческая – это такая часть бизнес деятельности, в которую не входит процесс производства товаров и услуг.
Важно учитывать, что коммерческая деятельность – это та часть деятельности предприятия, которая охватывает реализацию товаров и услуг.
Так, основные направления такой деятельности состоят в следующем:
- процесс реализации, продажи произведенных или полученных товаров и услуг;
- снабженческая деятельность, которая обеспечивает предприятие необходимыми ресурсами;
- деятельность, которая связана с осуществлением торговых и посреднических операций;
- работа с банковскими учреждениями и клиентами, поставщиками и другими контрагентами;
- выявление потребительских предпочтений; заключение и реализация контрактов.
Есть различные классификации. Так в видах коммерческой деятельности обычно выделяются следующие типы, представленные ниже.
Деление, основанное на характере предприятия или виде хозяйственной деятельности:
- предприятия производственного характера и коммерческая деятельность на таких предприятиях;
- коммерческая деятельность на предприятиях инновационных;
- коммерческая деятельность на предприятиях сельскохозяйственных;
- коммерческая деятельность на предприятиях, которые задействованы в секторе услуг.
Деление, основанное на характере, совершаемых операций: сбытовая, закупочная деятельность, торговая, посредническая деятельность. Деление, основанное на виде организации, осуществляющей хозяйственную деятельности в аспекте формы хозяйствования (товарищество, кооператив, индивидуальное предпринимательство, ПАО, НАО и другие). Деление, основано на этапах коммерческой деятельности: управление товарными запасами, ассортиментом товаров, рекламная и информационная работа, оказание услуг, розничная и оптовая продажа товаров.
Также виды рассматриваемой деятельности могут различаться и в аспекте хозяйствующих субъектов – то есть форм организации такой деятельности. Формы, то есть виды коммерческой деятельности, в Российской Федерации устанавливает Гражданский Кодекс РФ.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, к коммерческим, предпринимательским производствам относятся:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- хозяйственные товарищества (полные и на вере) и общества (публичные и непубличные акционерные общества, ООО;
- производственные кооперативы, артели.
Таким образом, область понимания коммерческой деятельности, несомненна, широка. Она включает в себя множество факторов, сфер и форм, которые в целом составляют всю структуру и основу коммерческой деятельности, эффективности ее проявления, а также устанавливают тенденции ее развития в будущем.
Товары как объект торговли.
Эффективность работы организаций торговли во многом зависит от того, насколько набор товаров и услуг, предлагаемых покупателям, соответствует их потребностям. В условиях конкуренции на рынке правильный их выбор играет особую роль.
Товары как объект коммерческой деятельности. Товар — это произведенный для продажи продукт труда. Им может быть любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от продавца к покупателю по договору купли-продажи.
В зависимости от целей, с которыми приобретаются товары, они могут быть разделены на две группы:
- товары народного потребления;
- товары производственного назначения.
Товары народного потребления предназначены для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, то есть не связанного с предпринимательской деятельностью.
Товары производственного назначения реализуются различным организациям или индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. Такими товарами являются, к примеру, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т. п.
Все товары обладают потребительскими свойствами, то есть способностью удовлетворять те или иные потребности человека. Совокупностью потребительских свойств товара определяется его качество. Таким образом, потребительная стоимость товара – это свойство товара удовлетворять человеческие потребности, т.е. быть общественно полезным благом. В этой связи следует различать и иную стоимость товара – меновую. Меновая стоимость товара – это свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных количественных размерах.
У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Покупатель ищет ценность товара в его полезности для себя (предельная полезность блага — это наименьшая полезность данного вида продукта из имеющегося запаса). Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода.
Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т. е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.
Являясь объектом коммерческих операций, товар характеризуется количественными и качественными параметрами. Поэтому в сделках по купле-продаже товара, заключенных в письменной или устной форме, предусматривается как количество, ассортимент поставляемого товара, так и его качество.
Каждое предприятие должно иметь определенный перечень товаров, образующих ассортимент.
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Главными основаниями для классификации товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.
По сырьевому признаку товары подразделяются (в зависимости от сырья, из которого изготовлены) на продовольственные и непродовольственные. Эта группировка затем детализируется: товары мясные, рыбные, молочные и т. д. В результате НТО на рынок вышли товары, изготовленные из заменителей натурального сырья и комбинированного сырья. Поэтому товары различают по сырьевому признаку исходя из их основного сырьевого компонента. Классификация по сырьевому признаку необходима, чтобы можно было обеспечить соответствующие условия хранения товаров, его реализации и эксплуатации. Иногда сырьевой признак служит характеристикой качества и безопасности товара.
По производственному признаку товар рассматривают с двух точек зрения:
- с точки зрения сложности его изготовления и эксплуатации (сложнотехнические товары, для реализации которых требуются определенные знания и, несложнотехнические, для продажи которых специальная подготовка не нужна);
- с точки зрения условий формирования ассортимента.
По условиям формирования ассортимент товаров можно подразделить на производственный и торговый.
Производственный ассортимент — номенклатура товаров, выпускаемых предприятиями. Он узкоспециализированный. Специализация производства на выпуске определенного изделия предопределяет необходимость подсортировки товаров с учетом требований торговли (преимущественно на предприятиях оптовой торговли).
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в оптовой или розничной торговле.
Ассортимент товаров группируется также по товарным группам (это товары, объединенные по ряду признаков — однородности сырья и материалов, потребительскому назначению и т. д. Например, мясопродукты — сырьевой признак, радиотовары — потребительское назначение).
По потребительским характеристикам товар можно классифицировать по ряду признаков. Здесь приводится только та классификация, которая необходима для анализа коммерческой деятельности, правильного подбора ассортимента реализуемого товара. В частности, в зависимости от режима и сроков хранения товары делятся на скоропортящиеся и длительного хранения (нескоропортящиеся). Для скоропортящихся товаров при транспортировке, хранении и реализации предусматриваются особые температурные условия.
Различают товары гигроскопичные (соль, сахар и др.) и товары с высоким содержание воды (мясо, рыба), которые хранятся и реализуются на расстоянии (не менее 10 метров) и в разных помещениях.
С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся товары, состоящие из небольшого количества видов (хлеб, овощи и т. д.), а к товарам сложного — товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам: размеру, сезону и т. д. (одежда, обувь и т. п.). У товаров сложного ассортимента особые условия реализации (широкий выбор данного товара, вида, доступ к нему покупателя, возможность примерки и т. д.).
Каждая группа (подгруппа) товаров включает их различные виды, т. е. одинаковые товары разного назначения (мебель для кухни, офисов и т. д.). Виды товаров подразделяются на разновидности, различающиеся по особым признакам (сорта, артикулы и т. д.).