Файл: Рабочая тетрадь практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 6. прочитайте высказывания. Объясните смысл определений, которые дают авторы экономике как науке. что в них общего? в чем состоит значениеэкономической науки? какое место она занимает среди других наук?
Р.Л. Хейлбронер: Экономика «…превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четырехтомного энциклопедического словаря, насчитывающего четыре миллиона слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права».

Экономика - универсальная наука. Она распространяется на все сферы жизни человека. Она не ограничивается лишь, допустим, государственным пространством, но, и как было, уже сказано, распространяется даже на семейные отношения. Экономика составляет часть “образцовой социальной теории”. Еще более показательно то, что экономическая наука заслужила честь стать примером для других социальных дисциплин. Строгая манера доказательств, применение математического аппарата, сжа­тость формулировок и точная логика. На нее равняются более "вольные" социальные науки

П.Самуэльсон: Экономика – это наука «о …путях использования ограниченных ресурсов, имеющих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей»; «Для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать оценку музыкальному произведению».

Экономика универсальна и используется нами повсеместно, даже если мы не замечаем этого. Человек, который не изучает экономическую теорию не занимается соизмерением полезности используемых им благ, а значит и не может обосновать свой выбор блага.
Л.Роббинс: «Именно формы, которые принимают человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляют единый предмет экономической науки… Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».


Экономическая теория занимается изучением деятельности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ при условии альтернативности целей и возможностей использования ограниченных ресурсов. Поэтому в ее интересах — поиск наиболее эффективного пути использования редких ресурсов, иными словами, такого их применения, благодаря которому будут достигнуты наивысшие желаемые результаты при минимуме издержек.

К.Макконнелл, С.Брю: «Экономика – это исследование людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов».


Экономическая теория занимается изучением деятельности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ при условии альтернативности целей и возможностей использования ограниченных ресурсов. Поэтому в ее интересах — поиск наиболее эффективного пути использования редких ресурсов, иными словами, такого их применения, благодаря которому будут достигнуты наивысшие желаемые результаты при минимуме издержек.

Т.Карлейль: «Экономика – наука зловещая…»




Экономисты придают большое значение рационализму, человеческому эгоизму и постоянной погоне за прибылью.

Общее у этих высказываний то, что экономика — это изучение деятельности именно человека. Экономика как наука — наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. По отношению к остальным наукам экономики экономическая теория является фундаментальной, так как раскрывает глубинную связь и закономерности хозяйственной деятельности, а также формулирует на их основе важнейшие выводы, используемые другими науками.

Задание 7.

У.Черчиль говорил: «Капитализм – несправедливое распределение благ, зато социализм – справедливое распределение нищеты».

Чем по мнению автора, отличаются капитализм (рыночная экономика) и социализм (административно - командная экономика)?

Согласны ли вы с ним?

Свой ответ обоснуйте, опираясь на материал о характерных чертах экономических систем.



У.Черчиль

был уверен, что наиболее эффективно работает экономика при капитализме , чем при социализме ,потому что люди получают доходы в зависимости от своего трудового вклада, образования и усердия, поэтому он и хотел сказать , что при капитализме производят блага, собственники при капитализме получают деньги, вкладывая свои капиталы, поэтому они получают большую долю доходов, а рабочие  - лишь заработную плату.  Капитализм с рыночной экономикой он считал способным производить все блага с наибольшей эффективностью, с большой производительностью труда, а частных владельцев и хозяев считал заинтересованными в результате , в хорошем ведении своего бизнеса, соответственно производится много нужных и полезных товаров. Также  он считал социалистическую систему хозяйствования крайне неэффективной, когда предприятиям присылают план сверху, навязывают поставщиков, командуют, где продавать товары, такая система не способна достигнуть высоких результатов, производится много товаров низкого качества и ненужных потребителю, а нужные не производятся, , но зато при социализме нет собственников , все получают заработную плату, пенсионеры от государства получают пенсию, таким образом и существует справедливое распределение нищеты. Я не согласна с автором и считаю социалистическую систему хозяйствования более справедливой, ее необходимо дополнять элементами рыночной системы, чтобы быстро и гибко реагировать на требования потребителей и позволять людям заниматься предпринимательством.
Практическая работа № 2 – 2 часа

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением
Пользование - это эксплуатация вещи, способность воздействовать на неё и извлекать пользу.

Объект собственности - это принадлежность вещи, чаще всего средств производства, определённому виду владельцев.

Собственность - это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности.

Субъект собственности - это конкретный человек, объединение людей, государство, в собственности которых находится объект собственности.

Форма собственности - это какая-либо вещь.

Присвоение - это экономическое отношение между субъектами, при котором нельзя воздействовать на объект
, не вступая в отношение с собственником.

Распоряжение - это право определять юридическую судьбу вещи, включая возможность её отчуждения, передачу другому владельцу или уничтожение.

Владение - это обладание вещью, проявляющееся в её фактическом присвоении либо юридическом закреплении прав на неё.

Отчуждение - это экономическое отношение, в результате которого субъект лишается права воздействия на объект.

Экономическое содержание собственности - это возможность присвоения и отчуждения средств производства и результатов производственной деятельности.

Приватизация - это процесс перехода собственности от государства в частные руки.

Национализация - это переход собственности из частных рук к государству.

Задание 2. Допишите недостающие понятия

Различают виды прав на имущество:

  • Владение.

  • Пользование.

  • Распоряжение.

В рыночной экономике можно выделить две основные формы собственности:

  • Частную.

  • Государственную.

Статья 8 Конституции РФ закрепило существование форм собственности:

  • Частной. 

  • Государственной.

  • Муниципальной.

Субъектами государственной собственности в Российской Федерации являются:

  • Государство в целом.

  • Субъекты Российской Федерации.

Различают способы приобретения и прекращения права собственности

  • Первоначальные.

  • Производные.


К первоначальным способам приобретения права собственности относятся:

  • Изготовление вещей.

  • Находка.

  • Обнаружение клада.

  • Приобретательская давность.

К производным способам приобретения права собственности относятся:

  • Покупка

  • Правопреемства в результате реорганизации юридического лица.

  • Получение по наследству и др.


Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях

• В ТРАДИЦИОННОЙ экономической системе экономика была многоукладной и отличалась многообразием форм собственности — собственность общины, частная собственность отдельных крестьянских хозяйств и ремесленников, храмовая и государственная собственность, которая представляла собой сочетание собственности государства как организации с личной собственностью монарха.
• В КОМАНДНОЙ экономической системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности государства и функционировавших в сельском хозяйстве колхозов; частная собственность, связанная с возможностью извлечения прибыли, отсутствовала; допускалось существование личной собственности граждан, к которой относилось имущество, необходимое для поддержания нормального уровня жизни.


• В РЫНОЧНОЙ экономике преобладает частная собственность, которая делится на индивидуальную и корпоративную.

• Законодательство НЕ ограничивает количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности.

• О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ способах приобретения права собственности говорят в тех случаях, когда возникновение права собственности не связано с правом другого лица, при ПРОИЗВОДНЫХ способах права на имущество нового собственника производны от прав прежнего собственника.
Задание 4. Заполнить таблицу



Первоначальные способы приобретения права собственности

Краткая характеристика

Хозяйственная и трудовая деятельность

Под таким способом приобретения понимается хозяйственная и трудовая деятельность граждан и организаций, в результате которой производится промышленная и сельскохозяйственная продукция, создаются новые объекты права собственности.

Находка

Право собственности можно приобрести на вещи, не имеющие собственника, от которых собственник отказался и на которые по иным основаниям утратил право собственности.

Сбор общедоступных вещей

Подразумевает собою применение определенных физических усилий на добычу плодов и продуктов. Многие наши соотечественники в качестве увлечения занимаются охотой, рыбалкой или же сборов ягод и грибов в лесах. Полученные от этих видов деятельности продукты (ягоды, рыба, мех и т.д.) становятся их полной собственностью.

Обнаружение клада

Способ приобретения, который состоит в нахождении клада, т. е. какой-либо ценной вещи (деньги, драгоценности), спрятанной где бы то ни было в незапамятные времена, так что установить ее собственника уже невозможно

Приобретательская давность

Способ приобретения права собственности требует длительного открытого и непрерывного владения вещью как собственным имуществом. В отношении недвижимого имущества установлен срок продолжительностью 15 лет, а для движимого имущества 5 лет. Приобрести право собственности по давности владения могут физические и юридические лица.