Файл: 3 1 Теоретические основы изучения лидерства в организации 6 1 Сущность лидерства и основные подходы к его изучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3 1 Теоретические основы изучения лидерства в организации
6 1.1 Сущность лидерства и основные подходы к его изучению
6 1.2 Теории и концепции лидерства
13 1.3 Типы и функции лидеров в организации
15 2 Практическое исследование стиля лидерства и его влияния на поведение сотрудников в организации
28 2.1 Общая характеристика деятельности и организационной структуры
Анапского археологического музея-филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им.
Е.Д.Фелицина».
28 2.2 Анализ стиля управления в Анапском археологическом музее- филиале им. Е.Д.Фелицина и его связь с поведением сотрудников.
30 3 Рекомендации по оптимизации руководства коллективом в Анапском археологическом музее-филиале им. Е.Д.Фелицина
34
Заключение
37
Список использованных источников.
39
Приложение
42

3
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство является одним из тех явлений, которое всегда вызывает интерес у каждого человека, особенно у тех, кто имеет отношение к управлению и руководству персонала.
До сих пор ученые изучают различные закономерности, которые определяют процессы развития и осуществления лидерства, условия и факторы повышения его эффективности. Люди, которые стремятся к лидерству, стараются отыскать способы, позволяющие им добиться успеха и занять лидерские позиции.
Специалисты в области подбора персонала, психологи разрабатывают инструменты для выявления потенциальных лидеров, а также создают новые технологии для развития лидерских качеств, умений.
Люди, которые идут за лидером, слушаются и подчиняются ему, желают понять, что заставляет их подчиняться его власти, как они сами могут влиять на его действия. При этом любой человек, даже об этом не задумываясь, оказывается вовлечен в отношения «лидер – последователи» во всех сферах своей жизни, не только в профессиональной деятельности, но и в семье, дружбе, саморазвитии. Включаясь в политические, экономические, культурные процессы, человек тем более сталкивается с проблемами лидерства, которое сильно оказывает на него влияние.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Успешная деятельность любой организации связана с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными, способами управления, существует лидер в организации или нет.
Становление и функционирование лидеров рассматривается как: объективное и универсальное явление.


4
Объективное явление –любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Данные функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные, уверенные в себе и своих действиях.
Универсальное явление – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения.
С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых.
Главными составными частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; найти правильное решение стоящих задач; воздействовать на умы и энергию людей; лидерство, как особый механизм взаимодействия лидера и членов той или иной общности, предполагает, что последние принимают и активно поддерживают его решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему.
Актуальность данной темы заключается в том, что лидерство сложное, динамичное явление, при котором используется различные виды влияния, для того, чтобы обеспечить эффективную работу персонала, а также деятельность предприятия в целом.
Современные условия предоставляют радикальное изменение роли человека в системе управления организации. Он перестаѐт быть частью технологического процесса, и превращается в важнейший ресурс организации, следовательно, основной задачей управления становится обеспечение необходимых условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека, получения максимальной отдачи в соответствии с целями и стратегией организации. Решение данной задачи выдвигает требования изучения личностных качеств и компетентности руководителей, обеспечивающих успешное существование организаций.
Базой курсового исследования является Анапский археологический музей – филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицина».

5
Объект исследования – лидерство, основные подходы и влияние на поведение людей в организации.
Предмет исследования – стиль лидерства руководителя в организации.
Цель курсовой работы – подробное изучение понятия лидерство, рассмотрение основных подходов лидерства, способность влиять на людей на примере организации Анапского археологического музея – филиале ГБУК
КК «КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицина».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы лидерства;
2) раскрыть значение лидера в управлении организации;
3) изучить теории лидерства и лидерских качеств;
4) провести анализ стилей лидерства на примере Анапского археологического музея – филиале ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицина».
В ходе выполнения работы использовались такие методы как: логический анализ, изучение и анализ документации, сравнительный анализ, статистический анализ, наблюдение, беседа с сотрудниками Анапского археологического музея.
Теоретическую основу исследования составляют работы авторов
Архиповой Н. И., Бойчук А. А.,
Веснин В. Р., Замулин А.Л., Кибанова А. Я.,
Коноваленко В. А., Корягиной Н. А., Литвинюк А. А., Лехтянской Л. В.,
Масловой В. М.,
Селезневой Е. В., Спивака В. А., Щербатых Ю.В. и других.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, сделанные в ходе подготовки курсового проекта, могут быть использованы в качестве рекомендаций для данного предприятия, что улучшит эффективность деятельности организации.
Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение, список использованных источников, приложение.


6
1 Теоретические основы изучения лидерства в организации
1.1 Сущность лидерства и основные подходы к его изучению
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем наличие лидера, который будет способствовать эффективной работе. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер это ведущий, идущий впереди. Лидер член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
1
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа
(руководящий состав), либо же процесс, обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.
Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и тоже.
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений
1
Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем. М.: Феникс. 2018. С. 85.

7 управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.
В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства.
Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих.
Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
2
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство –
это воздействие на группы людей, побуждающие их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей цели.
2
Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем. М.: Феникс. 2018. С. 87.


8
Рассматривая различные подходы к изучению лидерства в рамках психологии, менеджмента и политологии, прежде всего следует отметить, что они во многом базируются на общих теоретических концепциях, которые с известной степенью условности можно разделить на традиционные и инновационные.
Исследование действий руководителя с целью выявления эффективного управленческого стиля начались еще в древности, но только в период между 1930-1950 гг. впервые было предпринято изучение лидерства в крупном масштабе и на систематической основе. Изучения теории лидерства велись в нескольких разных направлениях, которые сформировались затем в четыре подхода: личностный, поведенческий, ситуационный, комплексный.
Основные научные подходы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Подходы в изучении теории лидерства
Научный подход
Период Авторы и исследователи
Базовые положения
Личностный
1930-
1950 гг.
Строгилл,
Бэрд, Гизелли,
Манн и др.
Утверждение, что существует опреденного набора личностных качеств руководителя, который бы определял эффективность руководства
Поведенческий 1949-
1970 гг.
МакГрегор,
Левин,
Лайкерт,
Блейк, Мутон и др.
Предположение о том, что имеется один наиболее эффективный стиль руководства, который основан на некотором поведении руководителя
Ситуационный 1960-
1990 гг.
Фидлер,
Митчел,
Врум, Йеттон,
Херси и
Бланшар и др.
Определение влияния разных факторов на действия руководителей в зависимости от управленческой ситуации
Комплексный Конец
20в.
Керр и
Джермейер.
Манц, Симе и др.
Определение специфичности появления лидерских качеств и поведения руководителей в конкретной ситуации
Самые ранние теории лидерских черт восходят к Древней Греции и
Риму и утверждают, что лидером рождаются, а не становятся. Например,

9
Самые ранние теории лидерских черт восходят к Древней Греции и Риму и утверждают, что лидером рождаются, а не становятся. Например, теория
«великой личности» утверждает, что индивид рождается или с качествами, для лидера необходимыми, или без них. Согласно данной теории лучшие руководители обладают определенным, общих для всех набором личных качеств, среди которых: уровень интеллекта, запоминающаяся внешность, инициативность, здравый смысл, экономическое и социальное образование, уверенность в себе. Со временем данные взгляды уступают место более реалистическим подходам
3
Подходы к изучению лидерства:
Подход с позиции личных качеств (1930- е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств.
Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.
Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления.
Стиль лидерства отражает: степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным; используемый тип власти; методы работы с внешней средой; способы влияния на персонал; привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным
4
К числу основных поведенческих моделей лидерства относятся теория
«X» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса.
3
Корягина Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация: учебник и практикум для вузов. М: Юрайт, 2019. С.84.
4
Кибанов А. Я. Управление персоналом. Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. С. 14.


10
Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Основными ситуационными теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В.
Врума и П. Йеттона и другие.
В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.
Модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):
А1 – менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;
А2 – менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;
С1 – менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;
С2 – аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;
G2 – решение принимает группа, в которой менеджер играет роль
«председателя».
Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации (проблемы), для оценки которой разработаны семь последовательно используемых в процессе принятия решения критериев: значение качества решения; наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия эффективного решения; степень структурированности проблемы; значение

11 причастности подчиненных для принятия эффективного решения; вероятность поддержки автократического решения руководителя; степень мотивации подчиненных при решении проблемы; вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей.
Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.
Современные подходы постулируют эффективность адаптивного руководства – руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. Это позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство управления
5
Предлагается несколько новых идей управления и лидерства: поддержка только высокоприбыльных проектов – активность внутри фирмы для повышения ее прибыльности; введение полной автономии линейных менеджеров, находящихся в контакте с потребителями, разрешение им организовывать работу по своему усмотрению, изменять технологии для удовлетворения запросов клиентов; управление помимо существующей иерархии; использование формальной и неформальной информационных сетей, объединяющих автономные элементы.
5
Бояцис Р. Резонансное лидерство. Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. С.30.