Файл: 3 1 Теоретические основы изучения лидерства в организации 6 1 Сущность лидерства и основные подходы к его изучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.
Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.
Руководство – способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации
9
Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.
Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.
Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).
Она выделяет три стиля лидерства: авторитарный стиль лидерства – характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов; демократический стиль лидерства – опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
9
Савинова С. Ю. Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. С. 108.

22 либеральный стиль лидерства – отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Исследование К. Левина дало основу для поисков стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.
Значительное внимание исследованию стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г. предложил континуум стилей руководств. Его крайними позициями являются руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между ними расположены все другие типы лидерского поведения.
Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:
Эксплуататорско–авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул – страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.
Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений.
Вознаграждение действительное, а наказание – потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.
Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным.
Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.


23
Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.
Стиль управления – представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.
Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель–подчиненный», стили руководства.
Предпосылкой постановления различных «одномерных» стилей управления стали теории «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории «Х», люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководителями, не брать на себя ответственность и искать защиты у сильных. Что бы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний. Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины ХХ в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается уже другой теорией – «Y». В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а так же в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных

24 целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.
Характеристика «одномерных» стилей управления была предположена отечественным исследователем Э.Старобинским.
В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. «Теория Х» и
«Теория У», представленные в книге «Человеческая сторона предприятия», завоевали широкое признание у менеджеров.
Теория Х
Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
Теория У
Работа так же естественна, как игра для ребенка.
Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда
– результат, связанный с достижением цели.
Средний человек стремится к ответственности.
Таким образом, формируются два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
Управленческая решетка Блейка и Мутон
На смену «одномерным» стилям управления в настоящее время пришли «многомерные». Для успешной деятельности организации уже недостаточно только каких-то определенных отношений между


25 руководителем и его подчиненными, есть еще множество различных обстоятельств, которые также должны приниматься во внимание
10
Первой среди
«многомерных» стилей управления стала
«управленческая решетка», разработанная в начале 80–х годов американскими специалистами в теории менеджмента Робертом Блейком и
Джейн Мутон (в некоторых источниках Моутон). Управленческая решетка – это своего рода теоретическая матрица, которая определяет методы управления, используемые руководителями всех уровней с целью урегулирования внутригрупповых взаимодействий. Данная «решетка» позволяет подобрать наиболее эффективные для деятельности организации приемы и методы управленческого влияния.
Управленческая решетка представляет из себя достаточно наглядную схему, состоящую из 81 квадрата: 9 вертикальных столбцов и 9 горизонтальных. По вертикальной оси управленческой решетки происходит ранжирование «заботы о человеке», а по горизонтальной – «заботы о производстве». Стиль управления определяется по обоим данным критериям.
Р. Блейк и Дж. Мутон подробно описали 4 крайние позиции
«управленческой решетки» и одну среднюю следующим образом:
1. «Нулевое управление» (примитивное руководство, «отдых на работе» или страх перед бедностью).
Квадрат 1.1 управленческой решетки.
Руководителя, использующего данный стиль управления, не интересуют ни производственные результаты, ни его подчиненные. Он уверен в том, что всегда может обратиться за помощью к независимому эксперту. Все это позволяет ему избегать конфликтов, создавать для себя благоприятные условия работы. Однако лидером такой руководитель не является, он, скорее, «хранитель своего портфеля и кресла».
10
Ильин В. А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.:
Юрайт, 2019. С.31.

26 2. Социальное руководство (управление в духе загородного клуба, дом отдыха).
Квадрат 1.9 управленческой решетки (1 – «забота о производстве», 9 –
«забота о человеке»).
При данном стиле управления руководитель уделяет особое внимание потребностям и нуждам своих подчиненных, оставаясь в стороне от вопросов, касающихся деятельности организации. По его мнению, чтобы добиться эффективной работы организации, абсолютно достаточно благоприятного микроклимата в рабочем коллективе. Также его любят подчиненные, готовы ему помогать. Однако сильно полагаясь на них, руководитель способен принимать часто непродуманные решения, наносящие вред организации.
3.Авторитарное руководство (авторитет – подчинение).
Квадрат 9.1 управленческой решетки (9 – «забота о производстве», 1 –
«забота о человеке»).
Этот стиль управления предполагает ориентированность руководителя, прежде всего, на решение производственных задач. Социальная деятельность руководителем практически не осуществляется, в виду чего между ним и его подчиненными сохраняется дистанция, а также отсутствует взаимопонимание. Но есть в данном стиле управления и положительные моменты, а именно: руководитель достаточно ответственен и обладает хорошими организаторскими способностями.
4. Производственно-социальное управление (организация).
Квадрат 5.5 управленческой решетки.
Руководитель, ориентирующийся на данный стиль управления, умеет сочетать решение как производственных задач, так и социальных проблем подчиненных, и к тому же он всегда идет на компромисс. Принятые им решения не только обсуждаются с подчиненными, но и вполне могут быть откорректированы ими.


27 5. Командное руководство (групповое управление или управление
«лицом к лицу»).
Квадрат 9.9 управленческой решетки.
Руководитель, придерживающийся командного стиля управления, прилагает максимум усилий как в принятии производственных вопросов, так и в решении вопросов подчиненных. Он пытается сплотить всех работников, вовлечь их в процесс принятия основных решений, направленных на достижение целей, стоящих перед организацией. Благодаря этому значительно повышается удовлетворенность подчиненных своей работой, а также достигается высокая эффективность деятельности всей организации.
В отличие от менеджера позиции (5.5), который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий как в сфере социальной политики, так и в самом производстве.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.
Матрица стилей руководства несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

28
1   2   3

2 Практическое исследование стиля лидерства и его влияния на
поведение сотрудников в организации
2.1 Общая характеристика деятельности и организационной
структуры Анапского археологического музея-филиал ГБУК КК
«КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицина»
Основными видами деятельности организации
Анапский археологическим музеем – филиалом ГБУК КК «КГИАМЗ им.
Е.Д.Фелицина» являются:
1) публикация музейных предметов, музейных коллекций путем публичного показа в экспозициях, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других носителях, в виртуальном режиме;
2) разработка научных концепций учетно
– хранительской, собирательской, экспозиционной, выставочной, исследовательской, реставрационной, культурно – просветительской, образовательной и издательской деятельности;
3) проведение научных исследований, организация научных экспедиций с целью выявления и собирания музейных предметов и музейных коллекций;
4) формирование, учет, обработка и систематизация архивного фонда, кино-фото документов и других материалов, обеспечение их сохранности;
5) изготовление и реализация сувениров; воспроизведение и реставрация произведений искусств.
Государственное бюджетное учреждение культуры действует в соответствии с основами законодательства РФ о культуре, кодексом законов о труде и другими законодательными актами РФ, регионального и местного значения, и на основании устава.
Структурное подразделение состоит из:
Административно управленческого персонала, планово-экономического отдела, отдела фондов,

29 отдела археологии, отдела краеведения, отдела по общим организационно- хозяйственным вопросам.
Все подразделения прикреплены к АУП, при этом не связаны между собой отчетность. Их совместная работа заключается только в решении внутренних задач, таких как выставки, мероприятия, проведение лекций.
Списочный состав персонала предприятия представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Списочный состав персонала Анапского археологического музея-филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицина»
Должность
Кол–во
Заведующий филиалом
1
Заместитель заведующего филиала
1
Заведующий отделом
3
Специалист по кадрам
1
Экономист по закупкам
2
Экономист
1
Инженер – электроник
1
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электорооборудования
1
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
2
Старший научный сотрудник
3
Начальник отдела
2
Смотритель музейный
6
Научный сотрудник
5
Кассир–билетный
3
Младший научный сотрудник
3
Художник–реставратор
1
Комендант
1
Сторож
6
Водитель автомобиля
1
Уборщик территории
4
Уборщик служебных помещений
3
Всего:
51 мужчины
19 женщины
32
Основную работу, связанную с персоналом предприятия выполняет отдел кадров:
-обработка поступающей документации;