Файл: План работы Введение Глава Манипуляционные технологии в арсенале современных сми.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников («К барьеру», НТВ).

«На основе контраста построен известный прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Телевидение использует время после паузы либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче (часто прием используется в конце новостного блока)» [9, с. 25].

«Контрастность также может проявляться в использовании цвета. Сочетание красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывают неудовольствие» [11].

2. Немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную.

3. Прием "спираль умолчания". Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов [9, с. 23].

Чаще всего этот прием используется СМИ накануне различных выборов. Телекомпании, ангажированные кандидатами, представляют в своих материалах предвыборные рейтинги, где на одном из первых мест, как правило, находится фамилия их кандидата. Опросы общественного мнения нередко недостоверны. В качестве примера можно привести интерактивный опрос телезрителей в передаче на канале НТВ «К барьеру».


4. То, как будет выглядеть политик по телевидению, во многом зависит от отношения к нему журналистов, готовящих материал. В работе «Манипулятивный потенциал СМИ» [10] перечисляется ряд факторов, которые позволяют журналистам манипулировать политиком или его высказываниями:

1) Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т.д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т.д., когда политик импровизирует перед камерой).

2) Характер передачи:

- прямой эфир. В прямом эфире политик застрахован от искажения своих высказываний, но в то же время он должен проявить себя умелым оратором и не позволить журналисту загнать себя в угол на глазах у телезрителей;

- передача в записи. Если передача дается без купюр, то для политика это даже комфортнее, чем прямой эфир, т.к. постоянное давление отсутствует. С другой стороны, журналист может добавить после официальной записи свои комментарии, на которые политик уже не в состоянии отреагировать. Если же интервью дается отдельными кусками вперемешку с комментариями журналиста и различными дополнительными сюжетными ходами, то здесь политик находится полностью во власти телевидения.

- атмосфера интервью: формальная – неформальная, доверительная – враждебная, агрессивная – доброжелательная и т.д. Атмосфера задает тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет дальнейшие оценки зрителей. Если журналист говорит: «А сейчас посмотрите интервью с лидером так называемых патриотов N», то зрителю уже задаются оценочные рамки, и он еще до интервью принимает ту или иную сторону, что лишает смысла весь разговор. Когда журналист представляет «виднейшего деятеля движения X», то зрителю через СМИ дается сигнал благожелательно отнестись ко всему, что скажет данный собеседник.

5. Прием «непривлекательного ракурса». Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры. Например, выискивают, снимают, а затем систематически показывают, как ведущий оппозиционный политик вытирает пот (в душном помещении или в жару, о чем умалчивается). Тем самым в ходе многократно повторяющегося показа кадров с вытиранием пота в подсознании многих избирателей, особенно женщин, формируется психологическая установка на личностное неприятие этого лидера. Часто используется этот прием во время трансляции демонстраций коммунистов, когда их лидеров показывают с самого неблагоприятного ракурса, чтобы вызвать у аудитории неприятие [9, с. 25].



Телевизионные репортажи о событиях, которые нужно представить в негативном свете, несут в себе элемент документальности, но внимание сосредоточено на кадрах, выхватывающих из большой массы людей трудных подростков, «лиц не русской национальности», нелепые лозунги.

6. Значительную роль в формировании установок потребителей информации играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений. А.Е. Левченко в работе «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание» [9] выделяется два основных эффекта:

1) Эффект очередности информации. Информация, непосредственно направленная на изменение установок, должна предшествовать любой другой, не связанной с решением этой задачи. Действие данного феномена основано на существующей психологической закономерности, называемой «краевой эффект памяти». Согласно ей лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного блока (например, сообщения об украинских президентских выборах всегда располагались в начале новостного блока).

2) Эффект первичности коммуникационного воздействия. Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Если в последующем появляются факты, которые противоречат первому впечатлению, то реципиент неохотно отказывается от того, во что уже поверил.

7. Кроме важности расположения сюжета в блоке информационных сообщений необходимым условием воздействия является речевое построение сообщения. Существует множество специальных приемов лингвистического манипулирования. Информация о них содержится в работе «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание» [11]:

1) Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации. Например, слово «диктатор» и «уголовный» (однозначно отрицательное значение). Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения («эмбарго»).

2) Учет особенностей речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, т.к. высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего. Возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа речи активизирует непроизвольное внимание аудитории. Все эти техники используются ведущими на канале ОРТ в программе «Время», в результате чего информация воспринимается как достоверная и крайне важная.


3) Подкрепление речевой динамики соответствующей мимикой и жестами. Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение. Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно избегать отрицательных частиц и слова «нет».

8. Ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или же фильмы, содержащие элементы насилия. Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве (часто транслируются «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Девчата» и т.д.).

9. Использование приема упрощения при составлении телепрограммы. Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности (например, на ОРТ доля развлекательных передач за неделю составляет примерно 48% от общего объема вещания, а доля программ интеллектуальной направленности – примерно 17%). Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем. Зрители подсознательно начинают жить жизнью героев телесериалов, а не своей собственной. Предлагаются готовые модели поведения и ценности.

10. Особое место в процессе манипулирования занимают новости и информационные программы. Используются прием фабрикации фактов, дезинформации, замалчивания важной информации и выпячивания малозначительной (принцип демократии шума). Во время предвыборных кампаний информационная подборка основана на создании и удержании положительного имиджа государства или его руководителей. Приемы ссылки на авторитетных экспертов для подтверждения информации, использование языка как инструмента социальной власти применяются регулярно. Цель всех этих действий одна - прогнозируемая реакция получателей информации.

Наличие в информационной программе прямого диалога с каким-либо политиком или государственным деятелем в большинстве случаев можно рассматривать как имитацию объективности. Острые и неудобные вопросы просто не задаются. В случаях, когда они имеются, чиновник, обладающий психологической подготовкой, часто использует увертки, уклончивые ответы или ответы на совершенно другую тему. Естественно, все это существенно снижает достоверность информации. Случаи открытого конструктивного диалога или интервью по существу события достаточно редки.


«Очень часто манипулирование применяется в репортажах «с места событий». Они создают у зрителя ощущение достоверности и сопричастности, поэтому практически гарантируют то, что зритель поверит в передаваемую информацию» [9, с. 24]. Здесь может применяться такой прием, как трансляция видеоматериалов из архива.

Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает - «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда - образов, снятых «на месте событий».

11. Многие телеканалы изобилуют ток-шоу, которые посвящены различным темам – от насилия до оптимального количества детей в семье. Объединяет их ряд свойств: а) ток-шоу предлагают готовые модели поведения, навязывают обществу определенные ценности; б) несмотря на представление различных мнений, непосредственные реакции и эмоции участников, у зрителя создается ощущение наигранности, спланированности, разыгрываемого спектакля; в) хотя ток-шоу предлагают зрителям делиться своими мнениями посредством звонков в студию, часто ведется рейтинг, все ток-шоу заранее отсняты. За подготовкой этих программ обычно стоят профессиональные психологи. В результате влияния ток-шоу снижаются нравственные и моральные нормы, поскольку в них можно увидеть драки и бранные ссоры между участниками (что тоже спланировано, ведь подробности из жизни людей, особенно неприглядные, всегда интересовали массовую аудиторию). Ярким примером скандального ток-шоу является отшумевшие «Окна» на ТНТ. У каждого человека на протяжении жизни происходят определенные ситуации, которые происходят также и в жизни других людей. Интерес к ток-шоу высок, поскольку они предлагают своим зрителям готовые модели поведения в ситуациях, которые знакомы каждому. Ток-шоу рассказывают о подробностях личной жизни своих героев, затрагивая при этом стремление людей быть членом общества и чувствовать, что такие же проблемы существуют и у других людей.

12. Тенденция последних лет – появление реалити-шоу («Дом-2», «Фабрика Звезд», «За стеклом», «Кремлевская диета»). Свойства и их построение такие же, как и у ток-шоу.

Итак, телевидение на сегодняшний день является самым мощным оружием манипулирования общественным мнением. По словам С.Г. Кара-Мурза [7], оно обладает «убаюкивающим эффектом», обеспечивающим пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ. Информация, полученная по радио или из печатных СМИ (только по одному каналу восприятия), требует того, чтобы люди «додумывали» ее, включая при этом свое воображение. Телевидение же воздействует и на слух, и на зрение одновременно, поэтому критическое восприятие человека притупляется и увеличивается возможность воздействия на него.