Файл: План работы Введение Глава Манипуляционные технологии в арсенале современных сми.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
участвовало в политической жизни страны, сыграло определяющую роль в выборе Б.Н. Ельцина на второй срок, а также в создании «коллективного врага» в виде Чечни для отвлечения населения от других государственных проблем. Затем ОРТ перешло под государственный контроль.

Руководство ОРТ: Константин Эрнст - генеральный директор; Александр Файфман - первый заместитель генерального директора, генеральный продюсер; Марат Гельман - заместитель генерального директора. Акционеры: уставный капитал - 10 млн руб, разделен на акции номиналом 10 тыс. руб. Основные акционеры - Министерство имущественных отношений РФ (38,9%), ЗАО "ОРТ-КБ" (24%) [19].

Аудитория ОРТ.

Социальный состав. Программы канала рассчитаны на все социальные группы, но основной целевой аудиторией являются люди трудоспособного возраста, с высшим образованием, имеющие средний и высокий доход, пенсионеры и домохозяйки. Доля молодежи среди аудитории ОРТ невелика, поскольку для них более привлекательными альтернативами являются музыкальные каналы Муз-TV и МTV, да и в программной политике ОРТ передач, рассчитанных на молодежь, немного

Демографические характеристики аудитории телеканала ОРТ.

1. Гендерный состав аудитории. По данным www.brandmedia.ru, доля женской аудитории канала ОРТ на 2005г. составляет 62%, мужской – 38%, т.е. наблюдается некоторое смещение в сторону женской аудитории.

2. Возрастной состав аудитории: 1) утренний эфир – аудитория в возрасте 25-35 лет; 2) дневной эфир – аудитория в возрасте 45-55 лет; вечерний эфир – аудитория в возрасте 35-65 лет, а также подростки; 4) ночной эфир – аудитория в возрасте 18-25 и 35-45 лет. Средний возраст аудитории ОРТ находится в диапазоне 42-46 (по данным www.1tv.ru).

Характеристика групп, входящих в целевую аудиторию ОРТ. Самым устойчивым сегментом целевой аудитории ОРТ являются пенсионеры. Они неохотно меняют свои предпочтения, достаточно консервативны. Канал, который располагается на первой кнопке, является самым старым. Поэтому, не изменяя своим привычкам, пенсионеры смотрят его. В данной группе высока степень доверия к новостной информации, передаваемой по ОРТ. Для пенсионеров ОРТ представляет собой авторитетный источник информации. Данный эффект достигается не только посредством консервативности группы, но и с помощью имиджа ведущих. Их внешний вид и манера подавать новости влияет на восприятие телезрителем информации,
одно может раздражать, а другое – настраивать важность и серьезность того или иного события. Ведущие ОРТ сдержанны, их одежда официальна и строга, преобладает серый и черный цвет, темп речи высок, мимика минимальна, но используется выделение особо важных мест в сообщении тоном голоса. Домохозяйки преимущественно смотрят ток-шоу и сериалы, их интересуют темы отцов и детей, женской доли, взаимоотношений полов, роли женщины в семье и обществе, а также подробности из личной жизни звезд. Им предлагаются готовые модели поведения, мнения и ценности. Люди трудоспособного возраста в основном смотрят новости, а также различные развлекательные программы с целью расслабиться и отдохнуть после рабочего дня. Степень доверия к новостной информации достаточно велика, но присутствует склонность к осмыслению полученной информации.

Программная политика: на официальном сайте канала ОРТ www.1tv.ru заявлено, что приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения. Основой структуры ОРТ является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа «Время».

Если провести анализ программы передач ОРТ, можно проследить следующую тенденцию:

1) преобладают передачи развлекательного содержания (примерно 48% от общего объема вещания). К ним относятся: ток-шоу (8,15%), игровые передачи (2,71%), сериалы (5,43%), кинопоказ (19,56%), музыкальные передачи (2,17%), собственно развлекательные (10,32%; например, «Смак», «Весна» с Иваном Ургантом, «Большие гонки»).

2) доля телепередач интеллектуальной направленности составляет всего около 18% (среди них: док. фильмы -3,26%, док. программы - 7,06%, познавательные программы – 5,43%, публицистические – 1,63%, просветительские – 0,54%).

3) доля информационных передач (24,45%) намного превышает долю информационно-аналитических (3,26%; «Однако», «Времена», «Воскресное «Время»).

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что при составлении программы передач на телеканале ОРТ используется механизм упрощения, сведения интеллектуального развития аудитории до возможного минимума. Эти меры не способствуют работе критического мышления и приучают человека бездумно потреблять предлагаемую информацию. Поскольку ОРТ является государственным каналом, можно сказать, что он действует в интересах государства, формируя ему положительный имидж у населения. Несомненно, в интересах государства, чтобы общество обладало высокой степенью внушаемости и минимальной критичностью. Программа передач ОРТ – важный этап в решении данной задачи.



По материалам www.comcon-2.ru на 1-ое полугодие 2005г., передачи по популярности у телевизионной аудитории располагаются следующим образом: на первом месте – развлекательные, юмористические передачи (43,2%), на втором – новости (39,6%), на третьем – музыкальные (39,4%).

Как можно увидеть из анализа программы передач ОРТ, интеллектуальные программы сведены до минимума, основной же блок передач рассчитан на удовлетворение интересов массового зрителя.

Итак, поскольку канал ОРТ является государственным, он удовлетворяет интересы государства. Программа передач ОРТ рассчитана на массового зрителя, в ней использован механизм упрощения, который заключается в преимуществе развлекательных передач над передачами интеллектуальной направленности, что не способствует развитию критического мышления у аудитории. Это важный этап в работе манипуляторов по созданию легко внушаемого общества.
3.2 Применение манипулятивных приемов на канале ОРТ на примере программы «Однако»
Важной частью в государственной информационной политике является обеспечение общества, а также различных организаций аналитическими материалами. В этом случае государство снабжает общество не отражающей реальность информацией, а выгодной для себя, формирующей положительный образ государства.

Обоснованность выбора для анализа использования манипулятивных технологий на ОРТ программы «Однако» заключается в том, что она относится к разряду информационно-аналитических, а, следовательно, предоставляет интерпретацию различных событий, мнения и оценки.

Программа выходит в эфир с понедельника по четверг в 21:30 после программы «Время». У программы «Время» высокий рейтинг, в среднем он составляет 8% при доле от 17% до 24% (доля показывает, какое количество телезрителей включило тот или иной телеканал во время начала какой-либо программы) [19]. Рейтинг отражает, насколько тот или иной канал или программа привлекательны и интересны для аудитории. Поскольку рейтинг программы «Время» высок, можно сделать вывод, что она удовлетворяет телезрителей, а, следовательно, они ей доверяют. Рейтинг «Однако» схож с рейтингом программы «Время». Он составляет в среднем 7% при доле от 16% до 20% [19], что позволяет программе «Однако» регулярно находится в первой пятерке рейтинга. Популярность «Однако» в первую очередь обусловлена тем, что она выходит в эфир непосредственно после программы «Время», у которой существует постоянная аудитория. В сознании телезрителей «Однако» воспринимается как логическое завершение новостного блока, сопровожденное острыми комментариями на злободневные темы. Это обуславливает доверие к мнениям и комментариям,
которые высказывает ведущий, что и отражается в рейтинге. Ведущий программы - Михаил Леонтьев, который ведет ее с 15 марта 1999г. Производство: ДИП Первого канала. Координаты: 127000, Москва, ул. Академика Королева, 19, ДИП Первого канала, программа «Однако». Телефон: 8(495) 217-94-72.

Высокий рейтинг «Однако» также можно объяснить тем, что она выходит в эфир в наиболее популярное у зрителей время просмотра телевизора с 20:00 до 00:00, когда у экрана находится почти 90% населения РФ [по данным TNS Gallup Media].

Аудитория информационно-аналитической программы «Однако». В аудитории преобладают мужчины, их на 3-4% больше, чем женщин. Другой характеристикой аудитории является то, что большинство зрителей – это люди старше 54 лет (по данным TNS Gallup Media, их доля составляет 34%). Доля людей в возрасте от 35 до 54 лет составляет 16%, а доля тех, кому от 16 до 25 лет – 7%. манипуляция общественное мнение телеканал

Немаловажным является имидж ведущего Михаила Леонтьева. Он представляется рядовым зрителям высоко образованным человеком, рассудительным и здравым, имеющим собственное мнение, а чрезвычайно острые комментарии и шутки, которые он иногда выдает («папа повесился не для того, чтобы вы качались на нем, а чтобы было тихо»), относят к сфере наиболее наболевших, когда даже ведущий не может сдерживать эмоции.

В итоге создается иллюзия авторитетности, объективности и важности той интерпретации событий, которая подается программой «Однако». Тем не менее, в реальности об объективности и достоверности интерпретации речи не идет. Каждая программа содержит набор манипулятивных приемов, которые направляют мысль телезрителей в определенном направлении. Мысли и оценки высказываются в форме утверждения, не требующего сомнений и вселяющих доверие.

В основном в программе «Однако» используются методы, относящиеся к манипулированию посредством формирования и распространения образов. Это отвечает общей цели передачи – созданию образа коллективного врага, который представлен в «Однако» в виде США. Во-первых, это обстоятельство отвлекает аудиторию от реальных внутригосударственных проблем (например, от отмены льгот для пенсионеров или демографического кризиса). Во-вторых, военная и финансовая мощь США, а также их стремление овладеть всем миром, о котором постоянно упоминается в программе
, позволяет оправдать бессилие России в этом плане и крайнюю сложность каких-либо перемен. Проанализировав выпуски «Однако» за последние семь месяцев, которые представлены на сайте ОРТ www.1tv.ru, приходим к выводу, что большинство передач посвящено теме «дружбы» США с близкими к России государствами – Украиной и Грузией. Причем выпуск за 15 мая, посвященный ежегодному обращению Президента РФ к Федеральному Собранию, опять-таки заостряет внимание на теме военного могущества США и гонке вооружений, оставляя без внимания главную тему обращения – демографический кризис в стране.

Итак, к наиболее часто используемым манипулятивным приемам в программе «Однако» относятся перенос негативного образа и наклеивание ярлыков. В том выпуске «Однако» за 15 мая на США переносился образ волка, к которому существует негативное отношение. В программе давалась яркая характеристика этого животного, причем, каких-либо положительных характеристик волка не было, а, наоборот, использовались понятные для аудитории и крайне негативные эпитеты: «Волки практически всеядны, им свойственен и каннибализм. Волк известен прожорливостью, однако в обычных условиях суточная норма составляет 2 килограмма, остальное он прячет про запас, съедая позднее, что способствует преувеличенным представлениям о его прожорливости». Одновременно с характеристикой волка транслировались кадры, показывающие Президента США Д. Буша. Естественно, что негативный образ волка сразу же переносился на США как на страну, для которой важно лишь мировое господство, а какими способами и с помощью каких стран оно достигается, не имеет значения.

Часто в «Однако» используются сравнения с героями художественной литературы, преимущественно отрицательными и пронырливыми, а также приводятся кадры из фильмов, которые комментируют то или иное утверждение автора или поведение героев программы. Здесь мы имеем дело с манипулятивной интертекстуальностью и интермедиальностью. Например, в программе за 2 мая, посвященной «дружбе» США и Грузии, а в частности участию в такого рода отношениях министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, используются прием манипулятивной интермедиальности: «В это сложное время осетинской милицией зафиксирован первый интерес Окруашвили к употреблению наркотических препаратов. (Кадр из фильма):

- А когда ты там у себя на колонке бензин ослиной мочой разбавлял, не был паршивым.

- То бензин, а то дети». Данный прием ярко и емко выразил ту иронию, которую которая вкладывалась во все утверждения