Файл: Интегрированный урок Полна загадок чудесницаприрода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегрированный урок «Полна загадок чудесница-природа» (8класс)

(технология деятельностного подхода)

ПироговаТ.Г., учитель физики

МБОУ «СОШ №56» г. Чебоксары

Денисова Л.А., учитель биологии

МБОУ «СОШ №56» г. Чебоксары

Тип урока: интегрированный (физика и биология) урок обобщения и систематизации изученного материала с технологией деятельностного подхода.

Цель: формирования в сознании учащихся единой естественнонаучной картины мира.

Задачи:

- содействовать формированию интереса к предметам физики и биологии;

- выработать умение работать с источниками информации;

- закрепить понятия: «движение», «трение», «барометр», «давление», «оптическая система глаза»;

- повторить принцип работы насоса, оптической системы глаза, принцип работы слухового анализатора;

- совершенствовать умение решать задачи по физике;

- раскрыть сущность экологических проблем;

- развить умение анализировать и выполнять творческие задания;

- воспитывать ответственное отношение к природе.

Планируемые результаты:

- предметные: расширение знаний по применению законов физики в живой природе, знание физических терминов;

-метапредметные: умение работать с информацией, развитие интерес с предметами естественного цикла, выработать умение анализировать изучаемые процессы по законам физики и биологии;

-личностные: воспитание этики командной работы и чувства товарищеской взаимовыручки, формирование культуры речи, воспитание ответственного отношения к природе, формирование умения использовать полученные знания на практике.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Полна загадок чудесница-природа», фотографии живой природы, модели сердца, глаза, уха, комплект по геометрической оптике, сосуды с водой, деревянные бруски, жетоны формы ракет, самолетов, корабликов и живых организмов, макет земли, терминологические карточки, опорная информация по страницам книги «Полна загадок чудесница-природа», таблички с названиями команд «Физис», «Биос», «Экос».


Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Работа команд «Физис», «Биос», «Экос». Основной принцип работы на уроке: в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все являются активными участниками урока. В течение урока команды зарабатывают и приклеивают на макет Земли жетоны с физическим и биологическим содержанием за правильные ответы.

Повторение и актуализация опорных знаний. На доске закреплены фотографии живой природы. На презентации выведена информация «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (И.В.Гете). Озвучивание цели урока учащимися. Команды получают опорную информацию по страницам книги «Полна загадок чудесница-природа».

Обобщение и систематизация знаний. Работа команд по страницам книги «Полна загадок чудесница-природа».

- Начинаем листать страницы нашей книги и разгадывать загадки и тайны природы:

Страница «Движение + трение»;

Страница «Давление»;

Страница «Барометр»;

Страница «Биофизика человека»;

Страница «Экологическая»;

Страница «Верю, не верю …»;

Страница «Терминологическая».

Опорная информация для команды «Физис»:

Страница «Движение + трение»

Самый быстрый зверь — гепард, развивающий скорость до 90—100 км/ч.

Со скоростью 70—80 км/ч передвигаются иноходец-сайгак.

Джейран при сильном испуге на коротком отрезке бежит со скоростью 65 км/ч.

Гигантский кенгуру может развивать скорость до 64 км/ч.

Рыжий кенгуру может развивать скорость до 50 км/ч.

Благородный олень — до 45—50 км/ч,

Лось — до 32—37 км/ч.

Волк и заяц-беляк могут бежать со скоростью 55—60 км/ч,

Лисица — 45 км/ч.

Небольшая скорость передвижения до 12 км/ч у мелких зверей — бурундука и суслика.

Трение в жизни животных. Скорость движения зависит от среды. Любая среда создает движению сопротивление (трение). Трение бывает сухим и жидким (вязким). Сухое трение возникает при соприкосновении двух твердых тел при отсутствии между ними жидкой или газообразной прослойки. Вязкое трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде. Сила трения — это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению. Сила трения в жидкости, зависит от скорости движения, от формы и размеров тела и от свойств жидкости

.  Тела испытывают, тем большую силу сопротивления, чем более густой (вязкой) будет среда. При увеличении скорости тела меняется сопротивления среды. Сопротивление зависит от характера обтекания движущегося в нем тела: сопротивление уменьшается во много раз после придания движущемуся телу обтекаемой формы. Наилучшей для тела, движущегося в толще жидкости или газа, является форма, тупая спереди и острая сзади как у дельфинов и китов.

Тело рыб, покрытое слизью (играет роль смазки) так же уменьшает трение.

Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам.

Чтобы увеличить сцепление с грунтом, стволами деревьев, на конечностях животных имеется целый ряд различных приспособлений: когти, острые края копыт, подковные шипы, тело пресмыкающихся покрыто бугорками и чешуйками.

У многих животных имеются различные органы, служащие для хватания: хобот слона, цепкие хво­сты лазающих животных и другие. Все они имеют удобную форму и шероховатую поверхность для увеличения трения.

У многих живых организмов существуют приспособления, благодаря которым трение получается небольшим при движении в одном направлении и резко увеличивается при движении в обратном направлении. Это, например, шерсть и чешуйки, растущие наклонно к поверхности кожи. На этом принципе основано движение дождевого червя. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение.

Страница «Давление»

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. p = F/S. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда p = gρh. Единица давления 1Па=1Н/м2. Чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.1МПа=1000000Па.

Задача. На какой глубине кашалот испытывает давление 30,9 МПа? Ответ: h=3090м=3,09км

Интересный факт. Росомаха – самая крупная среди куньих, живет на севере нашей страны в тайге, лесотундре. Это сильный и ловкий хищник. Для неё характерны большие ступни, (поэтому на рыхлый снег она будет оказывать маленькое давление), что позволяет ей делать многокилометровые зимние переходы, не проваливаясь в глубоком снегу
. Поэтому она легко загоняет по рыхлому снегу лося, который проваливается, глубоко в снег. Росомаха оказывает самое маленькое давление на опору из всех хищников массой больше 1 кг. Этим она удивительное животное.

Страница «Барометр»

Барометр – прибор, применяемый для измерения атмосферного давления. Знание атмосферного давления важны для предсказания погоды на ближайшие дни, так как изменение атмосферного давления связано с изменением погоды.

Живые барометры.

Кошки перед похолоданием сворачиваются в клубок и утыкаются мордочкой в лапки. Перед теплом кошка ложится посредине комнаты, вытягивается и спит.

Собака сворачивается и лежит клубочком – к холоду. Спит, раскинув лапы, животом кверху – к теплу. Много спит и мало ест – к дождю.

Жабы выползают на дорожки к вечеру, нередко и днем – к дождю. Жабы в норах скрываются – на хорошую погоду.

Лягушки молчат – перед холодной погодой. Лягушки на суше прыгают и днем квакают – к дождю. Лягушки с вечера долго кричат – к хорошей погоде.

Уж на дороге греется – перед дождем.

Земляные черви выползают наружу – к ненастью.

Если вороны летом летают высоко, поднимаются под тучи — к ненастью. Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду. Каркает зимой — к метели.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые. Перед дождем вялые, притихли, сидят нахохлившись. Летом воробьи в пыли купаются — к дождю. А если воробьи оживились и зачирикали в продолжительное ненастье, то можно ожидать наступления ясной погоды. Если зимой воробьи беспокоятся, громко чирикают, прячутся в хворост и под крыши домов – будет мороз или метель. Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку — будет снег без ветра. А дружно расчирикались — к потеплению.

Ласточки летают низко над землей — к дождю и ветру.

Чайки при хорошей, устойчивой погоде садятся на воду, при плохой – бродят по берегу, при ветреной – летают над водой.

Если петух зимой ночью запоет не в обычное время, то это к ненастью, и вообще к перемене погоды. Если петух на дворе стоит на одной ноге – будет мороз. 

Куры на насест рано садятся – к морозу.

Стихотворение Э. Дженнера. «Да, быть дождю!» (творческая физкультминутка)

1.В ночи сверкнули огоньки —

Зажгли лощину светляки,

В барометре упала ртуть.

Вот ветер начинает дуть.

Стал будто ближе дальний лес,

Стал будто ниже свод небес.

К земле прижаты облака.

И режет уши песнь сверчка.

Ей вторит резкий крик дрозда.

Вода чиста, как никогда.

Рыбешка занята игрой 

Хватает мушек над водой.


Страница «Биофизика человека»

Задание 1: изучить анатомическое строение сердца и показать на модели сердца.

Сердце - это насос, нагнетающий кровь в сосуды. Кровь – внутренняя жидкостная среда организма.

Задание 2: вспомнить принцип работы поршневого жидкостного насоса.

Принцип работы насоса основан на разности давлений. Насос состоит из цилиндра и плотно прилегающего к стенкам цилиндра поршня, который может ходить вверх-вниз. В самом поршне установлен клапан, открывающийся только вверх. Такой же клапан имеется в нижней части корпуса. При движении поршня вверх вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр поднимает нижний клапан и движется за поршнем. При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем, давит на нижний клапан, и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан, и вода переходит в пространство над поршнем. При следующем движении поршня вверх клапан в поршне закрывается. Вода над поршнем поднимается вместе с ним, при этом нижний клапан вновь открывается, и вода под действием атмосферного давления заполняет нижнюю часть насоса под поршнем.

Страница «Экологическая»

Задание: изучить текст и оформить листовку с призывом сохранения окружающей среды.

Шумовое загрязнение.

Одной из главных проблем последних лет, во многих городах является шумовое загрязнение. Увеличение числа промышленных предприятий, повышение мощности и скорости технологического оборудования, механизация производства, привели к тому, что человек постоянно подвергается влиянию шумов высокого уровня. Основные источники шума в городах: бытовой шум. Автотранспорт, железнодорожный транспорт, авиатранспорт и производство. Шумовой дискомфорт оказывает на живых организмов болезненное действие. Шум летящего реактивного самолёта, к примеру, угнетающе действует на пчелу, она перестает ориентироваться в пространстве. Тот же шум убивает личинок пчел, бьет, открыто лежащие в гнездах птичьи яйца. Транспортный и производственный шумы угнетающе действуют на человека - утомляют, нервируют, мешают сосредоточиться. Как только шум замолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя. Шум препятствует хорошему отдыху и восстановлению сил, расстраивает сон. Постоянное недосыпание и бессонница являются причиной тяжёлых нервных расстройств. Поэтому защите сна, от различных раздражителей