Файл: Принципы построения личностноориентированной системы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические условия использования личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров в учреждении среднего профессионального образования.
Содержание
Введение | |
1. Теоретические аспекты личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров | |
1.1 Понятие личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров | |
1.2 Педагогические особенности личностно-ориентированных технологий профессионального развития в дизайне | |
1.3 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения | |
2. Проектирование личностно-ориентированных технологий при разработке объектов декоративно-прикладного искусства | |
2.1 Развитие профессионально-личностных качеств в проектной деятельности у будущих дизайнеров | |
2.2 Разработка внеурочных мероприятий как предпосылка профессионального развития личностно-ориентированных технологий | |
2.3 Особенности развития личностно-ориентированных технологий в практической деятельности по ДПИ на примере выполнения текстильной игрушки | |
Заключение | |
Список литературы | |
Введение
Актуальность темы исследования. Ведущая стратегия современного профессионального образования заключается в направлении раскрытия сущностных сил человека и его творческого развития, способствующих реализации личностного и профессионального потенциала каждого субъекта различных видов профессиональной деятельности. Сегодня условия жизни человека в обществе требуют от него умений находить среди разнообразных потоков информации существенную и значимую в конкретный момент, принимать решения, выстраивать собственное поведение в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Это возможно, если человек является полноценным субъектом своей жизнедеятельности, т. е. хозяином, руководителем, автором своей жизни (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995). Для того чтобы внутренне соответствовать окружающей действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам.
Однако практика образования свидетельствует, что обучение на разных уровнях является до сих пор предметно-ориентированным, основывается на знаниевом подходе, а в качестве основой цели рассматривается передача определенного набора знаний от преподавателя к обучающемуся. Такой подход оказывается неэффективным, т. к. способствует развитию у субъектов образовательного процесса позиции исполнителя, а фрагментарные сведения, четко соотнесенные с той или иной областью науки, превращаются в неизменяемое знание, которое не может быть оперативно применено в нестандартной ситуации.
Актуальной становится проблема выявления педагогических условий, в которых будет происходить личностное и профессиональное развитие будущих дизайнеров и других специалистов, которых подготавливают колледжи. Этим вопросам посвящены исследования В.И. Адреева, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Ф.Н. Гоноболи-на, В.И. Загвязинского и многих других ученых, которыми отмечается возрастание роли личностно-профессиональных компонентов в формировании будущего дизайнера.
Вместе с тем, система профессиональной подготовки будущего дизайнера недостаточно нацелена на формирование специалиста как личности и профессионала, способного личностно развиваться в педагогической профессии, быть ее полноправным субъектом (О.А. Абдуллина, В.А. Болотов, В.А. Сластёнин и др.). Поэтому возникает необходимость в поиске нового содержания, методов и средств, форм профессиональной подготовки и дальнейшего развития будущего дизайнера, носящие личностно-ориентированный характер. Существующая сегодня система подготовки будущего дизайнера профессионального обучения не уделяет должного внимания его личностно-профессиональному становлению и развитию, связанным с формированием личностных свойств и качеств, способностей и профессиональной ответственности, самостоятельности, социальной и активности и выбором позиции.
Современное преобразование общества установило значимость проблемы творческой и продуктивной самореализации любого человека как высшей социальной ценности, целостно раскрывающегося как человек, индивидуум, субъект деятельности и индивидуальность. Ценностью здесь представляет его профессиональная реализация в выбранной деятельности на стадии жизненной зрелости.
В обстоятельствах активных процессов, совершающихся в экономике Российской федерации, для современного этапа формирования общества свойственна замена образовательных парадигм, переход к новейшим педагогическим технологиям, направленным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал профессионалов, предельно готовых к практической деятельности, способных стремительно включаться в современные процессы и вносить поправки свою профессиональную деятельность.
Меняющемуся обществу требуется новое образование, новый профессионал, который может эффективно реагировать на совершающиеся общественные перемены, изменить свою собственную профессиональную деятельность в направлении наибольшей ее адекватности социальному заказу, находить дороги преодоления профессиональных затруднений за счет активизации внутренних ресурсов.
Цель исследования - разработать и обосновать педагогические условия использования личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров в учреждении среднего профессионального образования.
Объект исследования: профессиональное развитие будущих специалистов в области дизайна в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования: обосновать педагогические условия использования личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров в учреждении среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования сформирована на том, что личностно-ориентированные технологии профессионального развития будущих специалистов в области дизайна будут эффективными, если выполнены организационно-педагогические условия:
-
формирование личности будущего специалиста признается приоритетной целью современного профессионального образования и подготовки; -
установлен перечень личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов в области дизайна (профессиограмма); -
процесс профессиональной подготовки осуществляется с позиций диалогового партнерства «педагог - обучающиеся», основанного на субъект-субъектных отношениях и многообразии учебных форм; -
сформировано содержание обучения, способствующее профессиональному развитию будущих специалистов в области дизайна.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, определением его объекта и предмета поставлены следующие задачи:
1. Теоретические аспекты личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров
1.1 Понятие личностно-ориентированных технологий профессионального развития будущих дизайнеров
Для начала разберём понятие “технология” вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.
Технология обучения – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
В 60-70-х гг. XX в. это понятие ассоциировалось с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.
Технология обучения состоит из нескольких взаимообусловленных частей:
1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы). С дидактической точки зрения технология обучения - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам;
2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения);
3) средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО). [30]
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются (Схема 1):
Схема 1 - Структурные составляющие технологии обучения
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция будущего специалиста в образовательном процессе, отношение к нему со стороны преподавателя. Здесь выделяются 2 типа технологий (Схема 2):
Схема 2 - Типы технологии
Профессиональное развитие (от лат. profiteor - объявляю своим делом) – это происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, ориентированный на присвоение им разных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и способностей. Главной движущей силой профессионального развития является желание личности к интеграции в социальный контекст на базе идентификации социальным группам и учреждениям. В различных культурно-исторических и биографических обстоятельствах это стремление выражается в ориентациях на разнообразные профессиональные области, характеризующиеся особенным предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные размером и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация). [8]. Вслед за этим преступим к понятию личностно-ориентированные технологии.
Личностное развитие человека зависит от его персональных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, отличительные черты мышления, круг увлечений и запросов, а кроме того, его действия в социуме. Собственно, по этой причине индивидуальные особенности следует принимать во внимание в процессе обучения и воспитания. Помимо этого, каждому возрасту характерны определённые особенности в развитии.
Выражение “личностно-центрированное” взаимодействие идёт от трудов известного психолога и преподавателя гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил специфическое открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной преподавательской деятельности - одни и те же. Для того чтобы достичь фуррора в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, единственный из которых может помочь другому измениться, усовершенствоваться, требуется по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, какой он есть без всяких предварительных условий. В русском языке зачастую взамен термина “личностно - центрированного” образования употребляется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут являться принципиальные отличия. Однако в преподавательском сообществе, невзирая на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки наиболее устоявшимся определением считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое взаимодействие, которое гарантирует развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных отличительных черт как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучающегося, предоставление удобных, неконфликтующих и не опасных обстоятельств её развития, реализации её естественного потенциала. Личность обучающегося в данной технологии не только лишь субъект, но субъект приоритетный; она представляет собой мишень образовательной системы, а никак не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Подобные технологии называют ещё антропоцентрическими. Технология партнерства реализует демократизм, равноправие, партнёрство в субъектных взаимоотношениях преподавателя и обучающегося. Преподаватель и обучающийся вместе вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии партнерства, сотворчества. Технология беспрепятственного воспитания акцентирует собственное внимание на предоставлении обучающемуся независимость выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, обучающийся лучшим способом осуществит позицию субъекта, идя к результату с внутреннего побуждения, а никак не с внешнего воздействия.