Файл: Принципы построения личностноориентированной системы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Схема 11 - Принципы обеспечивания проектной деятельности
Требования к организации проектной деятельности (Схема 12):
Схема 12 - Требования к организации проектной деятельности;
Технологичность проектной деятельности основана на этапности действий преобразующего характера. Логика, или заранее продуманная поэтапная последовательность организации проектных действий, должна осознанно выстраиваться будущим специалистом.
Согласно суждению Е. Розенблюма, включение проектирования в систему культурной деятельности неизбежно увеличивает значение самого художественного творчества и, в соответствии с этим, творческой личности. Неповторимость изделий промышленного производства и среды напрямую находятся в зависимости от оригинальности проектировщика. Только отражая культуру творца (автора) вещь или сумма вещей получают собственный культурный смысл. В данной связи, объект проектирования станет частью культуры только лишь тогда, когда его автор будет истинным «мастером культуры».
Во все времена существует необходимость в специалистах, обладающих такими качествами, как критичность, способность к самоорганизации, ответственность. Современное российское общество имеет необходимость в профессионалах нового типа: самостоятельных, мобильных, креативных, инициативных, стремящихся к постоянному росту профессионального мастерства. Со сменой требований к субъекту деятельности изменяются и требования к процессу его профессионализации, что порождает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и научно-технического обеспечения данного процесса. Профессиональная подготовка дизайнера - одна из сфер художественного образования, значительно выделяющаяся по своей направленности на решение не только лишь художественных, но и сугубо практических, порой коммерческих вопросов.
Художественно-творческое развитие будущих дизайнеров в условиях колледжа - это направленный, специально организованный процесс и итог развития художественно-творческих способностей, креативности, образно-ассоциативного мышления, который осуществляется в проектно-художественной деятельности. Профессиональное дизайн-образование решает задачи подготовки специалистов, владеющих теорией и практикой проектирования, при этом важной составляющий частью дизайнерской профессии считается владение способами художественной деятельности. Различные аспекты профессиональной подготовки дизайнеров обнаружены в исследованиях В. Ф. Зивы, B. П. Климова, Е. Н. Ковешниковой, С. М. Кожуховской и др. При этом все без исключения авторы сходятся в одном: главной проблемой, которая требует решения как в теории, так и на практике, является проблема обеспечения условий с целью творческого формирования обучающихся в процессе проектно-художественной деятельности. Проектно-художественная деятельность формирует необходимые в профессии дизайнера качества, равно как креативность, волевые качества, терпеливость в поиске путей решения проблемы, беспрепятственное
владение художественными средствами, позволяющими перевести воображаемое в реальное, интуиция, склонность к самоанализу.
Творчество всегда стимулируется новой задачей, требующей поиска, напряжения перестройки сложившихся стереотипов. Для достижения качественных результатов в профессиональной подготовке дизайнера необходимо развитие гибкого проектно-художественного мышления, которое достигается за счет практических упражнений, а также в ходе тренингов, направленных на развитие критического мышления, способностей критически осмысливать результаты как чужой, так и собственной творческой деятельности, т.е. развитие самооценки. [29]
В результате проектной деятельности полнее обеспечивается современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Система обучения обучающихся обучающихся остаётся «открытой», в неё могут добавляться те или иные дидактические приёмы, методы обучения, учитывающие различные факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.
Развитие личностно-ориентированной технологии обусловлено современными тенденциями культурно-экономического развития общества и производства, развитием научного познания, модернизацией системы образования. В процессе обучения через использование личностно-ориентированных технологий происходит становление двух взаимосвязанных сторон педагогической реальности - усвоение учебных знаний внутри отдельных предметных дисциплин, с одной стороны, и развитие личности обучающихся с другой.
Личностно-ориентированные технологии в проектной деятельности предоставляет обучающемуся широкое поле новой для него деятельности, этим способствует появлению широкого круга интересов и оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности.
Развитие личностно-ориентированной технологии в проектной деятельности ведёт к преобразованию содержания познавательной сферы личности, поскольку субъектом обучения является целостная личность, а не отдельно искусственно выделенные из неё познавательные процессы: память, мышление, внимание и так далее. Проектирование и создание изделия: от идеи до её воплощения развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя интеллект обучающегося.
Личностно-ориентированная технология в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности обучающегося, формируя её положительную направленность.
2.2 Разработка внеурочных мероприятий как предпосылка профессионального развития личностно-ориентированных технологий
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в обществе, переоценку условий к нему как к профессиональному специалисту. Становится важным формирование компетентного человека, способного без помощи других, творчески принимать участие в процессах, происходящих в обществе, приспособиться к изменяющимся условиям. В частности, на первый план выходит потребность формировать такие качества, как умение принимать самостоятельные решения, умение анализировать ситуацию, творческий подход к решению разных задач. Таким образом, важным условием сегодняшнего времени является направленность образования на наибольшее развитие умственного творческого потенциала обучающихся.
По мнению ученых, происходит серьезное изменение целей образования, следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний и, тем более, не объем усвоенных знаний, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к активному участию в прогрессе общества становятся ведущей целью образования.
На передний план, кроме усвоения конкретной базы знаний, выдвигается задача целенаправленного развития интеллектуальных, социальных и гражданских знаний, умений и навыков, от владения которыми зависит эффективность решения проблемы усвоения новых знаний и их применения в процессе интенсивной преобразовательной деятельности. К количеству таких относятся умения систематизировать, классифицировать, абстрагировать, обобщать использованный материал с дальнейшей формулировкой выводов, раскрывать закономерности.
Педагоги колледжа добиваются: самосовершенствования личности обучающегося и самоутверждения, приобретения; дополнительных знаний в области получаемой профессии, а так же в других значимых областях, формирования культуры общения, кругозора, передают обучающимся знания, умения, навыки социального общения людей, опыта поколений, воспитывают стремление обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению. Внеурочная деятельность обучающихся организуется педагогами колледжа на трех уровнях: кураторами - в учебной группе, ответственными за внеурочную деятельность, направленную на развитие специальности - в каждом отделении, сотрудниками воспитательного отдела - в колледже в целом.
Коллектив колледжа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Обучающиеся идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для обучающегося создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Каждый обучающийся может быть активным участником любого общественного объединения, активным членом ученического самоуправления, заниматься в кружках и секциях, в системе дополнительного образования исходя из выстроенной им индивидуальной траектории развития. Все возможные ресурсы не только расширяют и усиливают вариативность выбора обучающегося, но и создают поле для самореализации обучающихся, где происходит формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся; формирование у них социокультурной идентичности; получение обучающимся опыта самостоятельного действия
Главным субъектом внеурочной деятельности является обучающийся, обладающий определённой совокупностью личностных качеств, которые обусловлены требованием общества и формируются посредством содержания внеурочной деятельности.
Современная материальная база колледжа позволяет организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно предоставляя обучающимся возможности широкого спектра занятий. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (Схема 13):
Схема 13 - Направления развития личности
Вся организация внеурочной деятельности в колледже строится на принципах (Схема 14):
Схема 14 - Принципы организации внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности (Схема 15):
Схема 15 - Виды внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности (Схема 16):
Схема 16 - Формы организации внеурочной деятельности;
Направления, виды, формы, принципы организации занятий и формы организации деятельности взаимосвязаны друг с другом. Каждое из направлений может быть реализовано в любом из видов внеурочной деятельности в той или другой форме запланированных внеурочных мероприятий и результатов. Таким образом, все эти направления, реализуются во внеурочной деятельности.
Площадками для реализации мероприятий по внеурочной деятельности в колледже служат: актовый и спортивный залы, библиотека, тренажерные залы, студии прикладного и технического творчества, специализированные кабинеты и лаборатории. На ряду с этим используются базы учреждений культуры, спорта, искусства, промышленные и производственные мощности социальных партнеров.
Успешное развитие обучающегося во внеурочной деятельности достигается привлечением обучающихся к самостоятельному участию в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, проектная и волонтерская деятельность. Такая организация воспитательного процесса дает возможность проявить обучающимся свои таланты и способности, испытать собственную значимость и «нужность». Для достижения личностных результатов обучающимися, педагогами соблюдаются важные условия: благоприятная психологическая атмосфера, атмосфера заинтересованности, доверия, активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучающегося в деятельность, замена шаблонного построения занятий на творческое разнообразие и т.д. Ожидаемым результатом внеурочной деятельности неизменно является такое понятие как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия: -продуктивность - удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых обучающихся и педагогов, в которой осуществляется подготовка настроенных на успех молодых людей, будущих специалистов-профессионалов, а также людей компетентных в различных областях спорта, искусства, науки, техники. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это, отнюдь, не дополнение к получаемому образованию. Внеурочная деятельность - это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано (Схема 17):