Файл: Принципы построения личностноориентированной системы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, личностно-ориентированные технологии ставят целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося как субъекта деятельности и характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно (Схема 3):



Схема 3 - Условия, создаваемые участниками процесса

Существуют личностно-ориентированные технологии, которые предусматривают приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным, направленность на формирование у обучающихся множества субъективных картин мира в отличие от однозначных “программных” представлений, диагностику личностного развития, ситуационное проектирование, самоактуализацию и самореализацию, игровое моделирование, смысловой диалог.

В основу личностно-ориентированных технологий должен быть положен диалогический подход, который определяет субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников образовательного процесса. Технологии такого типа предусматривают преобразование позиции преподавателя и зависимой позиции обучающегося в личностно равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что преподаватель актуализирует и стимулирует обучающегося к общему и профессиональному развитию, создает условия для его самодвижения. Конечно, это потребует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействия эмоционально-ценностного опыта преподавателя и обучающегося.

Личностно-ориентированные технологии означают персонализацию педагогического взаимодействия, что потребует адекватного включения в данный процесс личностного опыта (эмоций, волнению; чувств, определенных им операций и действий).

В организационном плане личностно-профессиональное развитие в колледже считается итогом его целенаправленного включения в систему образования и подготовки к решению профессиональных вопросов. Оно совершается в процессе обучения, воспитания, познания и самопознания своего места в ней.

Личностно-ориентированная технология предполагает собой олицетворение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания преподавателя - уникальная целостная личность обучающегося, стремящаяся к максимальной реализации собственных перспектив, открытая с целью восприятия нового опыта
, способная на разумный и важный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи обучающемуся знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается основной целью обучения.

Истоки развития личностно-ориентированной технологии находятся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина - Библера, где аргументирована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В классических дидактических системах основой каждой педагогической технологии считается объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - представление и взаимопонимание. Отличие данных двух феноменов содержится в следующем: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда наставление. Понимание - это общение, совместная работа, равенство во взаимопонимании.

Базовая идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к разговору, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Главная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с обучающимися, на их «освобождение» с целью творчества. Творчество, исследовательский поиск являются главным способом существования обучающегося в пространстве личностно-ориентированного образования. Однако духовные, физические, интеллектуальные способности обучающихся еще слишком незначительны, для того, чтобы без помощи других справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Обучающемуся необходимы педагогическая помощь и поддержка.

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Она основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили (Схема 4):



Схема 4 - Три принципа поддержки

Чтобы поддержать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; сохранять в себе ощущение детства; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не

нарушает этические нормы с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, напоминая, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Особенность парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, её развитие и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой совершается формирование и развитие личности обучающихся. Ей характерны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и эталоны.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, проанализируем следующие: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение.

Все указанные технологии органично взаимосвязаны и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему. Есть две причины, по которым, я указала технологии выше:

  • во-первых, в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Это такие технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

  • во-вторых, указанные выше технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.


Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно-ориентированных технологий профессионального развития специалиста. Эта процедура включает следующие этапы (Схема 5):




Схема 5 - Этапы конструирования личностно-ориентированных технологий профессионального развития специалиста

В качестве задач могут выступать:

  • актуализация профессионально-психологического потенциала личности;

  • стимулирование и мотивирование профессионального роста, карьеры;

  • повышение социально-профессиональной компетентности;

  • диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста;

  • развитие профессионально важных качеств и

ключевых квалификаций;

  • формирование социально-профессиональных

и интеллектуальных умений;

  • освоение компетентных технологий профессионального поведения;

  • развитие позитивной профессиональной «Я-концепции и проектирование сценариев профессионального развития;

  • преодоление деструктивного развития личности специалиста: кризисов, стагнации, деформаций. [3]

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, которая в этой технологии субъект приоритетный. Она является целью образовательной системы.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги - исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий (Схема 6):


Схема 6 - Условия осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса преподавания: от исследования личности обучающегося через осознание и коррекцию личности, и основано на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение базируется на представлении того, что личность является совокупностью абсолютно всех ее психических качеств, которые составляют её неповторимость. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором предусматриваются личные характерные черты каждого обучающегося, что, дает возможность способствовать формированию личности обучающегося. [4]