Файл: Теоретические основы проблемы развития образной памяти у детей младшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития образной памяти у детей младшего дошкольного возраста
1.1.Особенности образной памяти детей дошкольного возраста
1.2.Дидактическая игра как средство развития образной памяти младших дошкольников
Глава 2. Практическое исследование проблемы развития образной памяти детей 3 – 4 лет
2.1. дидактический уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
2.2. комплекс дидактических игр по развитию образной памяти детей
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности ребенка. Дошкольное детство — возраст наиболее благоприятный для развития памяти, особенно образной. Образная память — запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и происходит большой путь в процессе своего становления именно в дошкольном возрасте. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. А. А. Люблинская считает, что образная память — представления, или сохранившиеся образы ранее воспринимавшихся предметов, составляют основное содержание памяти ребенка — дошкольника. Это в первую очередь представления об окружающих людях, их действиях, о зверях и птицах, о пространстве и времени.
Игра – это ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, который
создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного
развития дошкольника, поскольку ребёнок сам стремится в процессе игры
научиться тому, что ещё не умеет. В игре ребёнок познаёт окружающий мир,
себя самого и своё место в этом мире. Он накапливает знания, развивает
мышление, воображение, внимание, память. Игры придают умственной
деятельности увлекательный и занимательный характер. В процессе игры
ребёнок может решать те задачи, которые в других условиях кажутся ему не
выполнимыми. Поэтому регулярные включения игр и упражнений в
обучение и свободную деятельность детей дошкольного возраста, позволяют
добиваться хороших результатов в развитии памяти дошкольников. В
психологической науке накоплено огромное количество техник и приёмов на
формирование и развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Цель работы: изучить особенности развития образной памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: память детей в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: образная память младших дошкольников, особенности её развития.
Задачи: 1. Провести анализ различных подходов к развитию образной памяти как психического процесса. 2. Отобрать существующие диагностические методики по образной памяти. 3. Качественно и количественно проанализировать полученные данные
Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Они выделяются е только на основании того, что это разные процессы по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по той причине, что у разных людей каждый из этих процессов может быть неодинаково развит. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго сохраняют в память запомненный ими материал. Это люди с развитой долговременной памятью. Есть также индивиды, которые, например, быстро запоминают, но зато и быстро забывают, то, что запомнили. У них были сильны кратковременная и оперативная память. «Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием» [6, с. 125]. Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, т. к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Она необходима музыкантам, филологам, лингвистам. Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, смысл читаемого текста и т. д. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели учебных заведений. Кроме названных есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая, т. е. образная память. В связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики, привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т. е. на уровне исследования работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы о роли различных клеток мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации, а также о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено. Таким образом, существует огромное количество видов памяти и подходов к ее изучению, в настоящее время разработано немало разнообразных систем и методов влияния на память человек с целью ее улучшения. Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живем, если помним себя. В зависимости от того, что запоминает человек, различают память двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации). Виды памяти связаны друг с другом и не существуют изолированно. Однако, в зависимости от интенсивности использования в деятельности, каких-либо ситуаций, возникает доминирование определенных видов памяти, обусловленное активностью мышления, восприятия, воображения. Развитие образной памяти в старшем дошкольном возрасте.
1.1.Особенности образной памяти детей дошкольного возраста
В основе всех психологических процессах лежит память - способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, и особенностях ее формирования и развития в дошкольном возрасте, появилось множество даваемых ей определений.
Например, А.Г. Маклаков определяет память как способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память - это хранилище. А образная память - это вид памяти которое необходимо опирается на восприятие или представления, включающей себя пробы, направленные на воспроизведение ранее увиденного, услышанного и так далее, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов. Здесь именно образы служат средствами воспроизведения, а способами становятся внутренние пробы. Но, образы, используемые образной памятью, построены иначе, чем образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для проведения аналогий и последующего воспроизведения.
Сама же образная память имеет огромное значение во всех отраслях детской деятельности начиная от решения простейших вопросов и кончая выполнением самых сложных заданий предлагаемым их в дидактических играх. Этому способствует способность придать форму наглядного изображения и таким отношением вещей, которые сами по себе не видимы. В этих случаях образы приобретают в детской памяти чисто условный характер. образный память дошкольник психологический
А.Н. Леонтьев характеризует образную память как когнитивный процесс состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении, забывании приобретенного опыта через систему образов. В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: память - это форма психологического отображения прошлого опыта во всем его многообразии.
Л.Г. Воронин рассматривает образную память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменений нервной ткани под воздействие раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах - нервных клетках). Более обобщенно характеризует образную память С.И. Крутецкий: образная память - это специфический мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации по средствам образов.
Свой взгляд на развитие образной памяти дошкольников имеет Ф.В. Ипполитов, характеризуя ее как высшею психическую функцию, данную только человеку, развитее которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Но она не является какой то самостоятельной функцией, по его мнению, а теснейшим образом связана с личностью, внутренним миром человека, его определением, интересами. Поэтому ее развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием мышления человека, а те или иные этапы развития образной памяти - это следствие изменений отношения человека с окружающим миром и людьми. В процессе познания дошкольника после восприятия необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные способности бесполезны; в своем мышление, умозаключениях и познаниях ребенок не мог бы выйти за пределы непосредственно данных ему объектах без содействия памяти. При этом даже у детей одного возраста сила памяти различна. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет "след" в больших полушариях мозга и память может действовать в том случае, если создается связь между этим "следом" и новым переживанием. Все вышесказанное характеризует, прежде всего, образную память.
Говоря кратко и обобщенно, образная память - это запоминание, наглядного, слышимого, ощущаемого. Дошкольный возраст - период интенсивного познавательного развития, когда закладывается образный фундамент интеллекта. С 3 по 7 лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти. Роль ее в жизни и деятельности людей не уменьшается на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования А.И. Липкиной, И. Размыслова и других.
Советский педагог и психолог Блонский П.П. выдвинул теорию о существовании четырех видов памяти: моторной, эмоциональной, образной и словесной, которые формируются у человека в подобной последовательности. П.П. Блонский писал: " В филогенезе различные виды памяти, развивающиеся последовательно один за другим, находятся на различных уровнях сознания, относятся к различным ступеням развития сознания…, все виды памяти не что иное, как различные уровни памяти, или, точнее, различные стадии развития памяти" [1, с.313].
Образная память – это память на образы, которые формируются при помощи восприятия
, через сенсорные системы (зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная), воспроизводится в форме представлений - это память на представления.
У детей 3-7 лет необходимо активно развивать образную память, поскольку именно дошкольный возраст является сензитивным для ее развития.
Произвольная память начинает свое формирование в старшем дошкольном возрасте.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то и для успешного развития образной памяти необходим комплекс игр: дидактические игры, игры, направленные на развитие графической деятельности, временных и пространственных представлений, памяти, внимания, восприятия, игры на распознавание эмоциональных состояний людей и др.
Так или иначе, но все познавательные процессы начинаются с восприятия, поэтому при предъявлении стимульного материала рекомендуется использовать заполненные и силуэтные фигуры, картины и др., нежели контурные изображения и модели. Важным условием успешного развития образной памяти является привлечение внимания детей к предъявляемым внешним стимулам. Эмоционально окрашенный материал воспринимается ребенком старшего дошкольного возраста как наиболее привлекательный и интересный.
Система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти.
1.2.Дидактическая игра как средство развития образной памяти младших дошкольников
Среди огромного многообразия игр для детей дошкольного возраста, особое место отведено дидактическим играм. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, которые специально созданы педагогикой для обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении, но, в то же время, в них проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности. Поэтому они широко используются в дошкольных образовательных учреждениях [9, с. 22]. Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вступая, в открыто дидактическую позицию, и реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила [3, с. 96]. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию [37, с. 33]. Основу дидактических игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно. Дидактическая игра создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Рассмотрим указанные компоненты Главная цель любой дидактической игры – обучающая [8, с. 69]. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение [31, с. 47]. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в