Файл: Теоретические основы проблемы развития образной памяти у детей младшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутреннем регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой правила могут не осознаваться, в дидактической игре они открыты и осознанны. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровые задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил, дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась [5, с. 42]. Реализуются игровая и дидактические задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой идидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль – не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактической игре происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания [41, с. 65]. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 1. Игры с предметами. Используются игрушки и реальные предметы. 2. Настольно-печатные игры. 3. Словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи, расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания [11, с. 59]. При организации дидактических игр с детьми от 3 до 4 лет воспитателю необходимо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактической игре требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т.д. Ребенка младшего
возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли обследовать и активно действовать ими [18, с. 20-21]. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Перечислим и опишем действия, которые должен совершать воспитатель в ходе организации и проведения дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста. Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения (важно, чтобы было, чем пользоваться, что вспоминать) На данном этапе – это игры с картинками. Картинка – важное средство развития речи, мышления, памяти, воображения. Организуя игры детей с картинками, мы обеспечиваем возможность непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут запомнить дети непроизвольно, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки (раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков, они запоминают небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает, если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания, используются дидактические игры. 2. Побуждать ребенка к воспроизведению сначала при выполнении им практических поручений и в игре, а в дальнейшем и в процессе учебной деятельности. Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти :вначале дети овладевают простой ориентировкой. Ее можно назвать предварительной. Ее цель – поочередно выделить и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого-либо целого. Чтобы дети беспорядочно не называли картинки, необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос: «А что это?».
Совершенствуя операции обобщения, формируем у детей познавательное действие. Прежде всего, ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов, нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры, например, очень распространенную игру «Чудесный мешочек». Организуя данную игру, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.). Вынимая по одному их них, воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка, а за ней другие животные. Далее выясняется, какие животные пришли к детям. Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания [7, с. 85]. Можно использовать и другие дидактические игры, среди которых такие, как «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть», «Магазин», где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др. 3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности. После определенного количества дидактических игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови, что знаешь», «Кто больше назовет?», «Что вам нужно?», «Нужно – не нужно», «Что вы задумали?» и др. Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель, но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова: насекомые, инструменты, транспорт, деревья, мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем, играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей, и процесс запоминания происходит значительно быстрее. Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие, следует переходить к играм, где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Наведи порядок» и др. Однако, некоторые дети при выполнении заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию, они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», «Назови одним словом», «Подбери пару», «Кто быстрее разделит на группы» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения. 4. Обучать детей различным способам запоминания. Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений.
Успех запоминания не от количества повторений, а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей, а в связи с этим мнемическая деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен, выучен, и для того, чтобы сохранился в памяти, не был забыт. Добиваясь усвоения детьми младшего дошкольного возраста названий геометрических фигур, воспитателю следует проводить с детьми дидактические игры (например, «Чудесный мешочек», «Что спрятано?» и т.д.), в которых дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы, например: предлагает им найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр.; предлагает ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы и т.д. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательные действия, выполняемые ребенком.
Глава 2. Практическое исследование проблемы развития образной памяти детей 3 – 4 лет
2.1. Дидактический уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
На первом этапе опытно-экспериментальной работы по развитию памяти детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр нами был проведен констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Место проведения исследования: МБДОУ детский сад № 120 г. Пензы «Аистёнок». Сроки проведения исследования: сентябрь 2018 года. Участники исследования: 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Список детей с указанием возраста представлен:
Выборка детей для проведения исследования
№ п/п Имя, фамилия ребенка Возраст 1. Алена. М. 3 г. 6 мес. 2. Алина. Б. 3 г. 9 мес. 3. Алина. Ч. 3 г. 5 мес. 4. Арсений. Ц. 3 г. 5 мес. 5. Даша. У. 3 г. 7 мес. 6. Егор. Х. 3 г. 10 мес. 7. Захар. Р. 3 г. 1 мес. 8. Илья. Р. 3 г. 2 мес. 9. Катя. Д. 3 г. 2 мес. 10. Катя. И. 3 г. 6 мес. 11. Катя. М. 3 г. 5 мес. 12. Ксюша. Ш. 3 г. 10 мес. 13. Маша.A. 3 г. 6 мес. 28 14. Настя. Г. 3 г. 1 мес. 15. Настя. О. 3 г. 3 мес. 16. Никита. Г. 3 г. 3 мес. 17. Саша. Ф. 3 г. 6 мес. 18. Саша. Щ. 3 г. 7 мес. 19. Софья. Ч. 3 г. 1 мес. 20. Юля. У. 3 г. 6 мес.
Опишем названия, содержание методик диагностирования, а также результаты исследования. 1. Диагностический метод по изучению запоминания и воспроизведения детьми предметов, изображенных на картинке. Название методики: «Запомни рисунки». Данная методика описана Е.А. Стребелевой, А.Н. Орловой, Г.А. Мишиной, Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко [39, с. 116-123]. Диагностический материал: картинка с изображением 9 предметов (рис. 1) и часы с секундной стрелкой.
Рис. 1. Диагностический материал к методике «Запомни рисунки»
Ход исследования: педагог предлагает ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставится задача 29 запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – около 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксировать количество воспроизведения картинок. Критерии оценки результатов: от 4 до 5 изображений – высокий уровень; от 2 до 3 изображений – средний уровень; от 0 до 1 изображений – допустимый уровень.
возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли обследовать и активно действовать ими [18, с. 20-21]. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Перечислим и опишем действия, которые должен совершать воспитатель в ходе организации и проведения дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста. Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения (важно, чтобы было, чем пользоваться, что вспоминать) На данном этапе – это игры с картинками. Картинка – важное средство развития речи, мышления, памяти, воображения. Организуя игры детей с картинками, мы обеспечиваем возможность непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут запомнить дети непроизвольно, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки (раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков, они запоминают небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает, если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания, используются дидактические игры. 2. Побуждать ребенка к воспроизведению сначала при выполнении им практических поручений и в игре, а в дальнейшем и в процессе учебной деятельности. Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти :вначале дети овладевают простой ориентировкой. Ее можно назвать предварительной. Ее цель – поочередно выделить и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого-либо целого. Чтобы дети беспорядочно не называли картинки, необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос: «А что это?».
Совершенствуя операции обобщения, формируем у детей познавательное действие. Прежде всего, ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов, нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры, например, очень распространенную игру «Чудесный мешочек». Организуя данную игру, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.). Вынимая по одному их них, воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка, а за ней другие животные. Далее выясняется, какие животные пришли к детям. Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания [7, с. 85]. Можно использовать и другие дидактические игры, среди которых такие, как «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть», «Магазин», где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др. 3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности. После определенного количества дидактических игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови, что знаешь», «Кто больше назовет?», «Что вам нужно?», «Нужно – не нужно», «Что вы задумали?» и др. Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель, но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова: насекомые, инструменты, транспорт, деревья, мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем, играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей, и процесс запоминания происходит значительно быстрее. Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие, следует переходить к играм, где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Наведи порядок» и др. Однако, некоторые дети при выполнении заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию, они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», «Назови одним словом», «Подбери пару», «Кто быстрее разделит на группы» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения. 4. Обучать детей различным способам запоминания. Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений.
Успех запоминания не от количества повторений, а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей, а в связи с этим мнемическая деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен, выучен, и для того, чтобы сохранился в памяти, не был забыт. Добиваясь усвоения детьми младшего дошкольного возраста названий геометрических фигур, воспитателю следует проводить с детьми дидактические игры (например, «Чудесный мешочек», «Что спрятано?» и т.д.), в которых дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы, например: предлагает им найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр.; предлагает ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы и т.д. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательные действия, выполняемые ребенком.
Глава 2. Практическое исследование проблемы развития образной памяти детей 3 – 4 лет
2.1. Дидактический уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
На первом этапе опытно-экспериментальной работы по развитию памяти детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр нами был проведен констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Место проведения исследования: МБДОУ детский сад № 120 г. Пензы «Аистёнок». Сроки проведения исследования: сентябрь 2018 года. Участники исследования: 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Список детей с указанием возраста представлен:
Выборка детей для проведения исследования
№ п/п Имя, фамилия ребенка Возраст 1. Алена. М. 3 г. 6 мес. 2. Алина. Б. 3 г. 9 мес. 3. Алина. Ч. 3 г. 5 мес. 4. Арсений. Ц. 3 г. 5 мес. 5. Даша. У. 3 г. 7 мес. 6. Егор. Х. 3 г. 10 мес. 7. Захар. Р. 3 г. 1 мес. 8. Илья. Р. 3 г. 2 мес. 9. Катя. Д. 3 г. 2 мес. 10. Катя. И. 3 г. 6 мес. 11. Катя. М. 3 г. 5 мес. 12. Ксюша. Ш. 3 г. 10 мес. 13. Маша.A. 3 г. 6 мес. 28 14. Настя. Г. 3 г. 1 мес. 15. Настя. О. 3 г. 3 мес. 16. Никита. Г. 3 г. 3 мес. 17. Саша. Ф. 3 г. 6 мес. 18. Саша. Щ. 3 г. 7 мес. 19. Софья. Ч. 3 г. 1 мес. 20. Юля. У. 3 г. 6 мес.
Опишем названия, содержание методик диагностирования, а также результаты исследования. 1. Диагностический метод по изучению запоминания и воспроизведения детьми предметов, изображенных на картинке. Название методики: «Запомни рисунки». Данная методика описана Е.А. Стребелевой, А.Н. Орловой, Г.А. Мишиной, Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко [39, с. 116-123]. Диагностический материал: картинка с изображением 9 предметов (рис. 1) и часы с секундной стрелкой.
Рис. 1. Диагностический материал к методике «Запомни рисунки»
Ход исследования: педагог предлагает ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставится задача 29 запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – около 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксировать количество воспроизведения картинок. Критерии оценки результатов: от 4 до 5 изображений – высокий уровень; от 2 до 3 изображений – средний уровень; от 0 до 1 изображений – допустимый уровень.