Файл: Теоретические основы проблемы развития образной памяти у детей младшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты проведения исследования запоминания и воспроизведения детьми предметов, изображенных на картинке
Имя, фамилия ребенка | Высокий | Средний | Допустимый |
Алена. М | + | | |
Алина. Б | | + | |
Алина. Ч | + | | |
Арсений. Ц | | | + |
Даша. У | + | | |
Егор. Х | | + | |
Захар. Р | | | + |
Илья. Р. | | + | |
Катя. Д. | | | + |
Катя. И | | + | |
Катя. М | + | | |
Ксюша. Ш. | | + | |
Маша.A. | | + | |
Настя. Г. | | | + |
Настя. О. | + | | |
Никита. Г. | + | | |
Саша. Ф. | | + | |
Саша. Щ | | | + |
Софья. Ч. | | + | |
Юля. У | | + | |
| | | |
Проведя анализ результатов исследования запоминания и воспроизведения детьми предметов, изображенных на картинке, можно сделать определенные выводы в процентном соотношении: высокий уровень – 30%; средний уровень – 45%; допустимый уровень – 25%
Таким образом, по первому заданию можно сделать вывод, что большинство детей экспериментальной группы обладает средним уровнем запоминания и воспроизведения предметов, изображенных на картинке. 2. Диагностический метод по выявлению уровня запоминания детьми слов, названных вслух. Название методики: «Заучивание 10 слов» Автор: А.Р. Лурия [24]. Мы видоизменили данную методику, подстроив ее под возраст обследуемых детей (3-4 года) и предложили детям для запоминания 5 слов. Цель: исследование у детей 3-4 лет объёма кратковременной памяти, скорости запоминания и отсроченного воспроизведения, устойчивости и 30 45 25 высокий уровень средний уровень допустимый уровень 31 концентрации внимания, целенаправленности деятельности (мотивированность действий) при однообразном повторении слов вслед за педагогом; способности к пониманию и использованию непривычного способа действия. Диагностический материал: используются 5 простых (односложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. Ход исследования: педагог с каждым ребенком работает индивидуально. Ребенку предлагается внимательно прослушать и запомнить слова. Слова произносятся медленно, с интервалом в 1-2 с. Педагог: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих испытуемого. Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным. Речевой материал (слова для запоминания): собака, мыло, рыба, книга, утюг. Критерии оценки результатов: от 4 до 5 слов – высокий уровень; от 2 до 3 слов – средний уровень; от 0 до 1 слов – допустимый уровень. Результаты данного исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты проведения исследования уровня запоминания детьми слов, названных вслух
Имя, фамилия ребенка | Высокий | Средний | Допустимый |
Алена. М | | + | |
Алина. Б | | + | |
Алина. Ч | + | | |
Арсений. Ц | | | + |
Даша. У | + | | |
Егор. Х | + | | |
Захар. Р | | | + |
Илья. Р. | | + | |
Катя. Д. | | | + |
Катя. И | | + | |
Катя. М | + | | |
Ксюша. Ш. | | + | |
Маша.A. | | + | |
Настя. Г. | | | + |
Настя. О. | + | | |
Никита. Г. | + | | |
Саша. Ф. | | + | |
Саша. Щ | | | + |
Софья. Ч. | | + | |
Юля. У | | + | |
| | | |
Проведя анализ результатов данного исследования, можно сделать определенные выводы в процентном соотношении: высокий уровень – 30%; средний уровень – 45%; допустимый уровень – 25%. Допустимый уровень у Саши. Щ. (3 г.7м.), Насти. Г. (3 г.1м.), Кати. Д и Захара. Р. Обратив внимание на то, что Саше уже почти четыре года, можно сказать, что для его лет память развита слабо. Для этого с ним нужно заниматься индивидуально. Насте только 3 года 5 месяцев, так что, возможно, к четырем годам память её разовьется до среднего уровня. У Кати Д., возраст которой 3 года 8 месяцев, память также развита слабо, возможно, из-за задержки в речевом развитии. Захару Р. необходимо развивать познавательный интерес, чтобы его память была развита в соответствии с возрастом.
3. Диагностический метод по выявлению уровня развития непроизвольной и зрительной памяти у детей 3-4 лет. Название методики: «Что пропало?». Авторы методики: Н. Гатанова и Е. Тунина [7, с. 10]. Цель: методика направлена на исследование уровня развития непроизвольной и зрительной памяти. Материал: пять игрушек или предметов, хорошо знакомых детям: машинка, мячик, книжка, ключи и карандаш. Задание: педагог кладет перед ребенком перечисленные игрушки (предметы), называя каждый. Затем просит ребенка отвернуться и убирает произвольно один предмет. Спрашивает: «Какой предмет исчез?». Если первый раз ребенок отвечает неверно, но педагог вновь задает емуэтот вопрос. Критерии оценки результатов: ребенок с первого раза ответил верно на вопрос: «Какой предмет исчез?» – высокий уровень; 30 45 25 высокий уровень средний уровень допустимый уровень 34 ребенок со второго раза ответил верно на вопрос: «Какой предмет исчез?» – средний уровень; ребенок дважды ответил неверно на вопрос: «Какой предмет исчез?» – допустимый уровень. Результаты данного исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4 Результаты проведения исследования по методике «Что пропало?»
Имя, фамилия ребенка | Высокий | Средний | Допустимый |
Алена. М | | + | |
Алина. Б | + | | |
Алина. Ч | + | | |
Арсений. Ц | | + | |
Даша. У | + | | |
Егор. Х | | + | |
Захар. Р | | | + |
Илья. Р. | | + | |
Катя. Д. | | | + |
Катя. И | | + | |
Катя. М | + | | |
Ксюша. Ш. | | + | |
Маша.A. | | + | |
Настя. Г. | | + | |
Настя. О. | + | | |
Никита. Г. | | + | |
Саша. Ф. | | + | |
Саша. Щ | | | + |
Софья. Ч. | | + | |
Юля. У | + | | |
| | | |
Проведя анализ результатов данного исследования, можно сделать определенные выводы в процентном соотношении: высокий уровень – 30%; средний уровень – 55 %; допустимый уровень – 15
Из анализа результатов исследования по третьей методике и мы пришли к выводу, что лишь половина детей справилась с заданием, другая же половина не смогла определить какая именно игрушка пропала. Кроме этого, было проведено анкетирование родителей по вопросам: 1) Умеет ли ваш ребенок рассматривать объекты? Приведите примеры. 2) Что привлекает его, за чем он наблюдает? 3) Стремится ли поделиться с вами впечатлениями, как вы на это реагируете, почему? 4) Умеет ли ваш ребенок рассказать о прошлых событиях, пересказать прочитанное вами? Приведите примеры. 5) Заучиваете ли вы с ребенком стихотворения, как он относится к процессу и результату заучивания? 6) Зачем нужно развивать память ребенка? Из анализа результатов анкетирования родителей мы пришли к выводу, что при воспроизведении событий и услышанного прочитанного материала детям часто не хватает словарного запаса для описания, поэтому они часто ограничиваются минимумом слов. Порой дети забывают или довольно неточно воспроизводят те или иные события. 30 55 15 высокий уровень средний уровень допустимый уровень 36 Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию памяти у детей экспериментальной группы. Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что 10 детей – половина экспериментальной группы (50%) – обладает средним уровнем развития памяти, 4 детей экспериментальной группы (20%) обладает допустимым (то есть низким) уровнем развития памяти, и лишь у 6 детей группы (30%) высокий уровень развития памяти
Данные результаты свидетельствует о том, что 14 детей (70 %) экспериментальной группы однозначно нуждаются в мероприятиях по развитию памяти, что мы будем проводить посредством организации дидактических игр.
2.2. комплекс дидактических игр по развитию образной памяти детей
Для развития слуховой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста провожу дидактические игры:
«Запомни картинку»
ЦЕЛЬ: Развить зрительную память.
Вариант 1:
Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?
«Запомни слова»
ЦЕЛЬ: Развивать слуховую память.
Вариант 1:
Предложить ребёнку внимательно прослушать несколько слов (овал, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, квадрат, пятиугольник) постараться их запомнить.
Вариант 2:
На какие две группы можно разделить эти слова.
«Какой игрушки не хватает? »
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличив количество игрушек.
Ничего не убирать, только менять игрушки местами.
«Рисуем на память узоры»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.
«Бусы»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
«Внимание»
ЦЕЛЬ: развивать зрительную память.
Задание: Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый.
«Где спрятана игрушка»
Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно усложнить:
Убрать ящики на более длительное время.
Спрятать 2, а потом три игрушки.