Файл: «Адаптация ребенка к школе» (Социально-психологическая ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Социально-психологическая ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте
1.2. Понятие адаптации к школьному обучению и факторов, ей способствующих
2.1. Основные признаки нарушения адаптации ребенка в процессе школьного обучения
2.2. Педагогическая работа по профилактике нарушений процесса адаптации детей к школе
Глава 3. Психолого-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Организуя психолого-педагогическое сопровождение, необходимо активизировать энергетический потенциал организма ребенка всеми возможными средствами – от разных видов массажа до дыхательных упражнений. Особенное значение в оптимизации эмоциональной сферы детей имеет обращение к арт-терапии, к деятельности с различными изобразительными материалами, что связано с формированием навыков психической саморегуляции за счет достижения контроля над ними. Как подчеркивает С.Г. Шевченко, для ребенка возможности любого вида искусства, порождающие потребности в творчестве, в самовыражении, выступают источником позитивных переживаний, повышения самооценки, способствуют формированию потребности в социальном взаимодействии.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями процесса адаптации к школьному обучению сочетает в себе традиционные и современные психотерапевтические, коррекционные, развивающие и лечебно-восстановительные технологии. Педагогам важно учитывать следующие основные рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению:
1. Работа всех специалистов в рамках сопровождения ребенка должна определяться не простым суммированием их действий, а выстраиваться по определенной схеме и в определенной последовательности (в совокупности работы медика, психолога, педагога, родителей).
2. В организации учебной деятельности основное внимание педагогов должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей, в частности обеспечению полноценной основы для развития мышления и речи.
3. Важным является компонент психотерапевтического воздействия. Психотерапевтические техники (дидактические игры, арт-методы) помогут детям настроиться на учебную деятельность, научат детей замечать свои успехи, радоваться им, повысят самооценку. Работа может проводиться как индивидуально с каждым ребенком, так и в групповом формате.
4. Помимо работы в образовательном учреждении, значимым является налаживание взаимодействия школы и семьи с целью полноценного развития ребенка. Важно, чтобы родители и педагоги были едины в своих целях повышения адаптационного потенциала ребенка. Родителям рекомендуется обращаться за профессиональной помощью к специалистам, с целью приобретения необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка нарушений адаптации.
В плане предупреждения нарушений процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению педагог может использовать следующие методы выбираются, исходя из цели и содержания работы:
1. Наглядные методы:
- наблюдение (составляется целостная картина изучаемого феномена по отдельным признакам);
- работа с дидактическими материалами.
2. Практические методы:
- игра (дидактическая: настольно-печатная, словесная), творческая;
- экспериментирование (проведение опытов).
3. Словесные методы:
- рассказ;
- беседа;
- чтение[36].
Показателем того, что адаптация ребенка к школе проходит эффективно, будет самостоятельность и высокая мотивация ребенка к учебной деятельности. В этом отношении педагоги могут использовать метод проектов, который является одной из личностно-ориентированных технологий, способом организации самостоятельной деятельности младших школьников. Данный метод интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые действия[37].
Использование метода проектов способствует формированию интереса детей, их способности самостоятельно добывать новые знания, учиться делать выводы и умозаключения. Детям интересен такой метод организации работы, у них увеличивается потребность в знакомстве с новыми знаниями. Выбранные средства в процессе обучения детей представляют собой средства, в которых отражается некоторая предметная область, реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления младшими школьниками процесса познания.
Метод проектов является методом проблемного обучения, в нем поэтапная практическая деятельность организуется на основе взаимодействия педагога с детьми с целью достижения определенного результата. Использование метода проектов в образовательном учреждении стимулирует интерес детей к определенным проблемам и их решение через активную деятельность, что способствует эффективной адаптации детей к обучающему процессу.
Применение метода проектов имеет преимущества в том, что с его помощью происходит активизация, нацеливание детей младшего школьного возраста на творческую деятельность, познание, активный поиск. Основными требованиями к использованию метода проекта выступают:
- значимая в исследовательском, творческом плане проблема;
- практическая, теоретическая значимость ожидаемых результатов;
- организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности младших школьников;
- грамотное структурирование педагогом содержательной части проекта;
- применение исследовательских методов в работе.
Метод проектов предполагает умение педагога структурировать и продумывать свою деятельность и деятельность младших школьников на каждом этапе проекта, умение осуществлять подбор программных средств, необходимых для его реализации. Предложенные детям задания должны являться средством для формирования их учебной мотивации, самостоятельности, творческой активности.
Для организации образовательной деятельности по повышению адаптационного потенциала младших школьников педагог может использовать следующие формы работы:
- познавательная беседа;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная и конструктивная деятельность;
- экспериментирование;
- музыка;
- наблюдение;
- проектная деятельность;
- организация школьных праздников.
Для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по адаптации младших школьников к школьному обучению, педагогу необходимо обращаться к:
- методам, повышающим познавательную активность (элементарному анализу, сравнению по контрасту и подобию, сходству, группировке и классификации, моделированию и конструированию, ответам на вопросы детей, приучению к самостоятельному поиску ответов на вопросы);
- методам, вызывающим эмоциональную активность (воображаемым ситуациям, придумыванию сказок, небольших рассказов, сочетанию разнообразных средств на занятии);
- методам, способствующим взаимосвязи различных видов деятельности (приему предложения и обучению способам связи различных видов деятельности, перспективному планированию, беседе).
Педагогу важно учитывать, что все эти методы должны применяться в совокупности, в комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда младшие школьники не устают, сохраняют устойчивый интерес, что способствует продуктивному результату обучения.
В качестве средств, повышающих степень адаптации младших школьников к процессу обучения, могут использоваться игры, а также экспериментирование. В организации экспериментирования важно учесть следующие моменты: какие средства позволят решить поставленную задачу?
Экспериментирование должно реализовываться в активной деятельности младших школьников. В этом процессе некоторые средства достижения цели выступают как ведущие, а другие как вспомогательные.
Таким образом, гуманистическая парадигма образования провозглашает основной задачей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей младшего школьного возраста к процессу обучения создание условий для развертывания и осуществления всех потенций ребенка, а в качестве основного содержания педагогической работы – создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. В организации педагогической работы по профилактике нарушений процесса адаптации детей к школе важна поэтапность и совокупность используемых методов, форм и средств.
Глава 3. Психолого-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Проблема адаптации к школьному обучению тесно взаимосвязана с готовность ребенка к началу обучения. Тема готовности первоклассников к школе всегда была актуальной, и обусловлено многими факторами. Современные исследования показывают, что большой процент детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально-волевой компоненты готовности.
В отечественной психологии тема готовности детей к школьному обучению опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского,Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». Так, Л.И. Божович[38] выделяла несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признаётся мотивационный план.
Существует множество методик, помогающих выявить уровень готовности будущего первоклассника.
На мой взгляд, оптимальной является программа изучения готовности к школе Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, которая охватывает все аспекты психологической готовности: уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией; умение самостоятельно действовать по образцу; умение осуществлять самоконтроль; обладание определенным уровнем работоспособности; умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Основа данной программы — выделение произвольной регуляции собственной деятельности ребенка как первостепенной составляющей готовности к обучению в школе. Задания также позволяют выявить уровень сформированности операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, то есть предпосылки к учебной деятельности. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго подчеркивают, что при работе с детьми и оценке результатов необходимо учесть особенности их деятельности и характер поведения в процессе деятельности. Это важно, так как с одной стороны рассматривается эмоциональная деятельность ребенка, с другой, оценка поведенческих особенностей в условиях работы с группой. Эти параметры редко рассматриваются при оценке готовности к школе. Важной особенностью этой программы является то, что в ней даётся образец стимульного материала, что даёт возможность варьировать составляющие задания без изменения системы его оценивания и анализа выполнения. Удобна эта программа и по форме организации диагностического обследования. Занятия проводятся с группой детей 10–12 человек, что позволяет оценить и коммуникативные навыки дошкольника. Само занятие не превышает 15–20 минут. По итогу работы педагог-психолог может выделить у каждого ребенка те аспекты психологической готовности, которые уже проявляют себя на хорошем уровне, и те, которые могут впоследствии стать причиной трудностей адаптации к новой социальной среде.
С учетом полученных результатов простроить для каждого ребенка индивидуальный маршрут развития личностных и познавательных качеств. Также в работе с детьми рекомендуется осуществление психологической поддержки, индивидуальные и групповые занятия, способствующие развитию мотивационной, познавательной, регулятивной составляющих психологической готовности к школе.
В условиях современного образования, с учетом введенных федеральных государственных образовательных стандартов от специалистов требуется существенная переоценка работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья.
Перед логопедами и психологами, современной школы, стоит важная задача – построить коррекционно-развивающее обучение, ориентированное на зону ближайшего развития каждого ученика (по теории Л.С. Выготского), в частности ученика, имеющего особые возможности здоровья.
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (методика Семаго Н. и Семаго М.) позволяет выявить готовность первоклассников к школьному обучению, умение работать по аналогии, развитие моторики, а также составить прогноз умственного потенциала учащихся и проблемы, с которыми ребенок пришел в школу.
По методике Семаго Н и Семаго М. существует 4 уровня готовности к школьному обучению:
1-й уровень - Готовность к началу регулярного обучения (от 17 до 25 баллов).
2-й уровень – Условная готовность к началу обучения (от 14 до 17 баллов).
3-й уровень – Условная неготовность к началу регулярного обучения (от 11 до 14 баллов).
4-й уровень – Неготовность к началу регулярного обучения (суммарная оценка ниже 11 баллов)
Результаты последних 4-х лет (диаграмма 1.) показывают, что дети, пришедшие в первый класс ГБОУ школы №471, в основном показывают 1 и 2 уровни готовности к обучению в школе, то есть дети готовы к обучению или условно готовы к началу обучения. Дети, требующие внимания учителя и специалистов школы (психолог, логопед), - это первоклассники, которые условно не готовы или не готовы к обучению в школе (3, 4 уровень).
Диаграмма 1. Процентное соотношение готовности первоклассников к обучению в школе.
Данная методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» также предполагает изучение регуляторного компонента деятельности (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Качественный анализ готовности первоклассников к обучению в школе (регуляторный компонент деятельности)
Анализируя сформированность регуляторного компонента деятельности учащихся - первоклассников за последних лет, можно сделать следующий вывод, что с каждым годом увеличивается число детей, нуждающиеся в коррекции эмоционально-волевой сферы и в индивидуальном подходе при организации образовательного процесса.