Файл: Силлабус дисциплины История и философия науки для магистрантов всех образовательных программ г. Павлодар Ф. 4125 Утверждаю Проректор по ав о. К. Андрющенко (подпись).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основными принципами академической честности являются:

1) обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической работе;

2) утверждение справедливых и объективных правил академической честности, направленных на формирование высоких этических ценностей;

4) проявление уважение преподавателя к своим обучающимся как наставника, способствующего формированию академической культуры;

5) поощрение и стимулирование участников образовательного процесса за продвижение и защиту академической честности;

6) определение преподавателем четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающегося;

7) определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся;

8) принятие в соответствии законодательством Республики Казахстан мер за нарушение принципов академической честности;

9) создание академической среды, оказывающей образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и позволяющей недопущение проявления академической нечестности.



Тема 10. Проблема классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук

Цель: изучить проблемы классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук

  1. Проблема классификации науки в истории развития научного знания
    и в современной науке.

  2. Особенности познания естественных наук. Критика сциентизма. Понятие коэволюции.

  3. познание в социально-гуманитарных науках. Гуманизация и гуманитаризация современной науки.

  4. Философские науки как ответ на социальные потребности XXI века.


Рекомендуемая литература:

  1. Бартенев, С.А. История и философия эконом.науки: Пособие. / С.А. Бартенев. - М.: Магистр, 2017. - 480 c.

  2. Гусева, Е.А. Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: Инфра-М, 2018. - 32 c.

  3. Кохановский, В.П. Философия науки: Учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А Сергодеева. - М.: Норма, 2017. - 416 c.

  4. Кузнецов, Б.Г. Философия оптимизма: Перспективы науки и философские основы прогноза / Б.Г. Кузнецов. - М.: Ленанд, 2019. - 360 c.

  5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, И.К. Лисеев. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.


Тема 11. Особенности научного творчества и портрет современного ученого

Цель: изучить особенности научного творчества и портрет современного ученого

  1. Какие творческие способности необходимы современному ученому? (Рейтинг по вашему усмотрению)

  2. Нравственный и эстетический образ ученого.

  3. Характерные черты мыслительной деятельности ученого.

  4. Стиль творческой деятельности.


Рекомендуемая литература:

  1. Бессонов Б.Н. История и философия науки : учеб. пособие для магистр. МГПУ. - М.: Юрайт, 2016. - 394 с.

  2. История и философия науки: учебник для студ. вузов / ред.: А. С. Мамзин, Е.Ю. Сиверцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 360 с.

  3. История и философия науки: учебник / И. Э. Сулейменов [и др.] - Алматы: Қазақ университеті, 2018. - 336 с.

  4. Турысжанова Р.К. История и философия науки : учебное пособие. - 2-е издание. - [б. м.] : Medet Group, 2019. - 292 с.

  5. История и философия науки: учебник / Т. П. Матяш, Е. Ю. Положенкова, К. В. Воденко, Г. И. Могилевская. - Москва: КНОРУС, 2022. - 271 с. 


Тема 12. Наука как социальный институт

Цель: изучить науку как социальный институт

  1. Развитие институтов управления научной деятельности.

  2. Система управления в современной науке.

  3. Исторические и современные формы трансляции научных знаний.

  4. Роль науки в системе современного образования. Достоинства и недостатки по вашему мнению.

  5. Государственное регулирование наукой. Отношение власти, экономики и науки.



Рекомендуемая литература:

  1. Мареева, Е.В. Философия науки: Учебное пособие / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. - М.: Инфра-М, 2018. - 544 c.

  2. Никифоров, А.Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.

  3. Платонова, С.И. История и философия науки: Учебное пособие / С.И. Платонова. - М.: Риор, 2019. - 128 c.

  4. Светлов, В.А. Философия и методология науки: Учебное пособие / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. - М.: Инфра-М, 2019. - 288 c.

  5. Шишков, И.З. История и философия науки / И.З. Шишков. - М.: Ленанд, 2019. - 664 c.


План практических занятий

темы

Содержание практических (семинарских) занятий

Вид и форма контроля

1

Предмет философии науки, её функции и место в научном познании [1,2,3,4]

Доклад

2

Основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины [1,2,6,7]

Доклад

3

Общие закономерности развития науки [1,2,3,5]

Эссе

4

Понятие и метод научного познания [1,2,6,7]

Доклад

5

Структура научного познания [1,2,7,8]

Реферат

6

Формы научного познания [2,7,8]

Эссе

7

Научные революции и смена типов научной рациональности [1,3,7,8]

Доклад

8

Универсальный эволюционизм И. Пригожина [1,2,7,9]

Доклад

9

Вненаучные формы познания [1,2,3,5]

Доклад

10

Проблема классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук [1,2,7,8]

Эссе

11

Особенности научного творчества и портрет современного ученого [1,2,4,7]

Доклад

12

Наука как социальный институт [1,2,9,10]

Реферат


* В квадратных скобках указана рекомендуемая литература из общего списка.

Критерии оценивания практических занятий

Оценка

Критерии оценки

«отлично»

90-100%

выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите контрольной работы (реферата): обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«хорошо»

70-89%

выставляется, если основные требования к контрольной работе (реферату) и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём работы; имеются упущения в оформлении.

«удовлетворительно»

50-69%


выставляется, если имеются существенные отступления от требований к контрольной работе (реферату); в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании работы; отсутствует вывод.

«неудовлетворительно»

0-49%


выставляется, если тема контрольной работы (реферата) не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же работа не представлена вовсе.




Критерии оценивания реферата (доклада)



Критерии выполнения

0-0,1

0,2-0,3

0,4-0,5

1

Оформление реферата (доклада)










2

План реферата (доклада)










3

Иллюстративный материал реферата (доклада)










4

Актуальность










5

Содержание










6

Выводы (заключение)










7

Литература










8

Своевременность сдачи










9

ИТОГО













  1. 0-0,1- критерий не выполнен

  2. 0,2-0,3- критерий выполнен с замечаниями

  3. 0,4-0,5критерий выполнен


Критерии оценивания эссе



Критерии выполнения

0-0,1

0,2-0,3

0,4-0,5

1

Содержание эссе соответствует теме










2

План реферата (доклада)










3

Стиль изложения литературный, краткий (3-4 страницы печатного, 6-8 страниц рукописного текста)










4

Эссе выполнено в оригинальном стиле










5

В тексте соблюдены правила грамматики










6

В композиции приведены примеры по теме эссе










7

В тексте имеются ссылки на изученные источники по теме, их краткий обзор или критика.










8

Своевременность сдачи в соответствии с графиком










9

ИТОГО














  1. 0-0,1- критерий не выполнен

  2. 0,2-0,3- критерий выполнен с замечаниями

  3. 0,4-0,5критерий выполнен


Содержание самостоятельной работы магистрантов с преподавателем (СРМП)



Вид СРМП

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

Предмет философии науки, её функции и место в научном познании [1,2,3,4]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

2

2

Основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины [1,2,6,7]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

2

3

Общие закономерности развития науки [1,2,3,5]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

2

4

Понятие и метод научного познания [1,2,6,7]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

1

5

Структура научного познания [1,2,7,8]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

1

6

Формы научного познания [2,7,8]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

1

7

Научные революции и смена типов научной рациональности [1,3,7,8]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)

1

8

Универсальный эволюционизм И. Пригожина [1,2,7,9]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)




9

Вненаучные формы познания [1,2,3,5]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)




10

Проблема классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук [1,2,7,8]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)




11

Особенности научного творчества и портрет современного ученого [1,2,4,7]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)




12

Наука как социальный институт [1,2,9,10]

Файлы с выполненным СРМП

Презентация (слайды)




Итого

15



Критерии оценивания презентации



Критерии выполнения

0-0,1

0,2-0,3

0,4-0,5

1

Оформление презентации










2

Компоненты презентации










3

Адекватность цели тематики










4

Содержание










5

Выводы/заключение










6

Литература










7

Владение материалом и соблюдение регламента










8

Своевременность сдачи в соответствии с графиком










9

ИТОГО













  1. 0-0,1- критерий не выполнен

  2. 0,2-0,3- критерий выполнен с замечаниями

  3. 0,4-0,5критерий выполнен


Содержание самостоятельной работы МАГИСТРАНТА (СРО)



Вид СРМ

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

Подготовка к лекционным занятиям/виртуальные часы

Конспект

участие на занятии

15

2

Подготовка к практическим занятиям

Рабочая тетрадь

Участие на занятии

15

3

Составление тестовых вопросов по изучаемым темам

Рабочая тетрадь

Участие на занятии

15

4

Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий/виртуальных часов

Конспект

Коллоквиум

15

5

Выполнение заданий на рубежный контроль

Реферат, контрольная работа

Защита реферата, контрольной работы

15

6

Подготовка к контрольным мероприятиям

Тестирование

РК1, РК2, итоговый контроль (тестирование)

15

Всего

90