Файл: Силлабус дисциплины История и философия науки для магистрантов всех образовательных программ г. Павлодар Ф. 4125 Утверждаю Проректор по ав о. К. Андрющенко (подпись).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 10. Проблема классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук
Цель: изучить проблемы классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук
-
Проблема классификации науки в истории развития научного знания
и в современной науке. -
Особенности познания естественных наук. Критика сциентизма. Понятие коэволюции. -
познание в социально-гуманитарных науках. Гуманизация и гуманитаризация современной науки. -
Философские науки как ответ на социальные потребности XXI века.
Рекомендуемая литература:
-
Бартенев, С.А. История и философия эконом.науки: Пособие. / С.А. Бартенев. - М.: Магистр, 2017. - 480 c. -
Гусева, Е.А. Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: Инфра-М, 2018. - 32 c. -
Кохановский, В.П. Философия науки: Учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А Сергодеева. - М.: Норма, 2017. - 416 c. -
Кузнецов, Б.Г. Философия оптимизма: Перспективы науки и философские основы прогноза / Б.Г. Кузнецов. - М.: Ленанд, 2019. - 360 c. -
Лешкевич, Т.Г. Философия науки: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, И.К. Лисеев. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
Тема 11. Особенности научного творчества и портрет современного ученого
Цель: изучить особенности научного творчества и портрет современного ученого
-
Какие творческие способности необходимы современному ученому? (Рейтинг по вашему усмотрению) -
Нравственный и эстетический образ ученого. -
Характерные черты мыслительной деятельности ученого. -
Стиль творческой деятельности.
Рекомендуемая литература:
-
Бессонов Б.Н. История и философия науки : учеб. пособие для магистр. МГПУ. - М.: Юрайт, 2016. - 394 с. -
История и философия науки: учебник для студ. вузов / ред.: А. С. Мамзин, Е.Ю. Сиверцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 360 с. -
История и философия науки: учебник / И. Э. Сулейменов [и др.] - Алматы: Қазақ университеті, 2018. - 336 с. -
Турысжанова Р.К. История и философия науки : учебное пособие. - 2-е издание. - [б. м.] : Medet Group, 2019. - 292 с. -
История и философия науки: учебник / Т. П. Матяш, Е. Ю. Положенкова, К. В. Воденко, Г. И. Могилевская. - Москва: КНОРУС, 2022. - 271 с.
Тема 12. Наука как социальный институт
Цель: изучить науку как социальный институт
-
Развитие институтов управления научной деятельности. -
Система управления в современной науке. -
Исторические и современные формы трансляции научных знаний. -
Роль науки в системе современного образования. Достоинства и недостатки по вашему мнению. -
Государственное регулирование наукой. Отношение власти, экономики и науки.
Рекомендуемая литература:
-
Мареева, Е.В. Философия науки: Учебное пособие / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. - М.: Инфра-М, 2018. - 544 c. -
Никифоров, А.Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c. -
Платонова, С.И. История и философия науки: Учебное пособие / С.И. Платонова. - М.: Риор, 2019. - 128 c. -
Светлов, В.А. Философия и методология науки: Учебное пособие / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. - М.: Инфра-М, 2019. - 288 c. -
Шишков, И.З. История и философия науки / И.З. Шишков. - М.: Ленанд, 2019. - 664 c.
План практических занятий
№ темы | Содержание практических (семинарских) занятий | Вид и форма контроля |
1 | Предмет философии науки, её функции и место в научном познании [1,2,3,4] | Доклад |
2 | Основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины [1,2,6,7] | Доклад |
3 | Общие закономерности развития науки [1,2,3,5] | Эссе |
4 | Понятие и метод научного познания [1,2,6,7] | Доклад |
5 | Структура научного познания [1,2,7,8] | Реферат |
6 | Формы научного познания [2,7,8] | Эссе |
7 | Научные революции и смена типов научной рациональности [1,3,7,8] | Доклад |
8 | Универсальный эволюционизм И. Пригожина [1,2,7,9] | Доклад |
9 | Вненаучные формы познания [1,2,3,5] | Доклад |
10 | Проблема классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук [1,2,7,8] | Эссе |
11 | Особенности научного творчества и портрет современного ученого [1,2,4,7] | Доклад |
12 | Наука как социальный институт [1,2,9,10] | Реферат |
* В квадратных скобках указана рекомендуемая литература из общего списка.
Критерии оценивания практических занятий
Оценка | Критерии оценки |
«отлично» 90-100% | выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите контрольной работы (реферата): обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. |
«хорошо» 70-89% | выставляется, если основные требования к контрольной работе (реферату) и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём работы; имеются упущения в оформлении. |
«удовлетворительно» 50-69% | выставляется, если имеются существенные отступления от требований к контрольной работе (реферату); в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании работы; отсутствует вывод. |
«неудовлетворительно» 0-49% | выставляется, если тема контрольной работы (реферата) не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же работа не представлена вовсе. |
Критерии оценивания реферата (доклада)
№ | Критерии выполнения | 0-0,1 | 0,2-0,3 | 0,4-0,5 |
1 | Оформление реферата (доклада) | | | |
2 | План реферата (доклада) | | | |
3 | Иллюстративный материал реферата (доклада) | | | |
4 | Актуальность | | | |
5 | Содержание | | | |
6 | Выводы (заключение) | | | |
7 | Литература | | | |
8 | Своевременность сдачи | | | |
9 | ИТОГО | | | |
-
0-0,1- критерий не выполнен -
0,2-0,3- критерий выполнен с замечаниями -
0,4-0,5критерий выполнен
Критерии оценивания эссе
№ | Критерии выполнения | 0-0,1 | 0,2-0,3 | 0,4-0,5 |
1 | Содержание эссе соответствует теме | | | |
2 | План реферата (доклада) | | | |
3 | Стиль изложения литературный, краткий (3-4 страницы печатного, 6-8 страниц рукописного текста) | | | |
4 | Эссе выполнено в оригинальном стиле | | | |
5 | В тексте соблюдены правила грамматики | | | |
6 | В композиции приведены примеры по теме эссе | | | |
7 | В тексте имеются ссылки на изученные источники по теме, их краткий обзор или критика. | | | |
8 | Своевременность сдачи в соответствии с графиком | | | |
9 | ИТОГО | | | |
-
0-0,1- критерий не выполнен -
0,2-0,3- критерий выполнен с замечаниями -
0,4-0,5критерий выполнен
Содержание самостоятельной работы магистрантов с преподавателем (СРМП)
№ | Вид СРМП | Форма отчетности | Вид контроля | Объем в часах | ||
1 | Предмет философии науки, её функции и место в научном познании [1,2,3,4] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 2 | ||
2 | Основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины [1,2,6,7] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 2 | ||
3 | Общие закономерности развития науки [1,2,3,5] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 2 | ||
4 | Понятие и метод научного познания [1,2,6,7] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 1 | ||
5 | Структура научного познания [1,2,7,8] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 1 | ||
6 | Формы научного познания [2,7,8] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 1 | ||
7 | Научные революции и смена типов научной рациональности [1,3,7,8] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | 1 | ||
8 | Универсальный эволюционизм И. Пригожина [1,2,7,9] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | | ||
9 | Вненаучные формы познания [1,2,3,5] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | | ||
10 | Проблема классификации науки и методология познания естественных и гуманитарных наук [1,2,7,8] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | | ||
11 | Особенности научного творчества и портрет современного ученого [1,2,4,7] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | | ||
12 | Наука как социальный институт [1,2,9,10] | Файлы с выполненным СРМП | Презентация (слайды) | | ||
Итого | 15 |
Критерии оценивания презентации
№ | Критерии выполнения | 0-0,1 | 0,2-0,3 | 0,4-0,5 |
1 | Оформление презентации | | | |
2 | Компоненты презентации | | | |
3 | Адекватность цели тематики | | | |
4 | Содержание | | | |
5 | Выводы/заключение | | | |
6 | Литература | | | |
7 | Владение материалом и соблюдение регламента | | | |
8 | Своевременность сдачи в соответствии с графиком | | | |
9 | ИТОГО | | | |
-
0-0,1- критерий не выполнен -
0,2-0,3- критерий выполнен с замечаниями -
0,4-0,5критерий выполнен
Содержание самостоятельной работы МАГИСТРАНТА (СРО)
№ | Вид СРМ | Форма отчетности | Вид контроля | Объем в часах |
1 | Подготовка к лекционным занятиям/виртуальные часы | Конспект | участие на занятии | 15 |
2 | Подготовка к практическим занятиям | Рабочая тетрадь | Участие на занятии | 15 |
3 | Составление тестовых вопросов по изучаемым темам | Рабочая тетрадь | Участие на занятии | 15 |
4 | Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий/виртуальных часов | Конспект | Коллоквиум | 15 |
5 | Выполнение заданий на рубежный контроль | Реферат, контрольная работа | Защита реферата, контрольной работы | 15 |
6 | Подготовка к контрольным мероприятиям | Тестирование | РК1, РК2, итоговый контроль (тестирование) | 15 |
Всего | 90 |