Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 59 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. При разработке рабочей программы учитывалось содержание учебников и учебных пособий для 5-9 классов под редакцией Ю.Л. Воробьёва, рекомендованных Министерством образования РФ на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса по ФГОС и предназначена для общеобразовательных учреждений. В ней реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Цели курса:

-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

-принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

-отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для:

-формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

-приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

-формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда

, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Предлагаемая программа является составной частью учебно-методических комплектов (УМК) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов образовательных организаций, подготовленных в издательствах «АСТ» и «Астрель» авторским коллективом под редакцией Заслуженного спасателя России, Героя России Воробьёва Ю.Л.

Программа для каждого года обучения разработана в соответствии с учётом межпредметных связей. Содержание программ распределено равномерно по годам обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся. Настоящая рабочая  программа определяет объем содержания образования по предмету ОБЖ  в 5-9 классах, дает примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам  курса.

Структурные компоненты курса ОБЖ в рабочей  программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (Р - I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 классы).

Раздел II (Р - II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 классы).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д. 

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9).

Программы являются основой для разработки объективной системы оценки уровня подготовки обучающихся по курсу ОБЖ, преемственности основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.


Оценка знаний

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

     4.    Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,   практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

3.Описание места в учебном плане

Согласно учебному плану на обязательное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-9 классах отводится 104 часа в год, из расчёта 1 час в неделю. В 5-6 классах – 70 часов за 2 года, из расчёта 1 час в неделю за счёт части учебного плана, реализуемого участниками образовательного процесса.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов разработано на основе положений федеральных законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов и результатов научных исследований в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.


В 5 классе даются общие представления о возможных различных опасных ситуациях и личной безопасности в повседневной жизни: в быту, на улицах, в общественном транспорте, а также основах здорового образа жизни и элементарных правилах оказания первой помощи.

В 6 классе главные темы – безопасность человека в природной среде и оказание первой помощи в экстремальных природных условиях.

В 7 классе изучаются темы «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий», «Опасные экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека», «Дорожное движение и безопасность человека», «Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи»

В 8 классе главные темы – «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека» и «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения». Уделяется особое внимание экологической безопасности и охране окружающей среды.

В 9 классе обобщается, дополняется и систематизируется учебный материал, освоенный в 5-9 классах, включаются новые разделы: «Национальная безопасность России в современном мире» и «Основы формирования здорового образа жизни»

Требования к уровню освоения Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования

В результате освоения Программы учащиеся должны иметь сформированность:

— современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

— убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

— установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

— антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

— необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.
Должны понимать:

— личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности;

— роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций