Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 59 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тематическое планирование 6 класс





урока

Тема

Кол-во часов

Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее (20 часов)

1

Понятия «опасные ситуации» и «экстремальные ситуации». Причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристском походе.

1

2

Подготовка к активному отдыху на природе.

1

3

Потенциально опасные факторы: природные, техногенные, социальные.

1

4

Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией и действия по их преодолению. Переутомление. Уныние. Страх. Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм первых действий в экстремальной Акклиматизация. Реакклиматизация. Правила успешной акклиматизации.

1

5

Акклиматизация. Реакклиматизация. Правила успешной акклиматизации.

1

6

. Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги; реки и ручьи; просеки; элементы рельефа местности, Солнце, звёзды и созвездия. Ориентирование с помощью механических часов и гномона.

1

7

Ориентирование по местным признакам. Компас и ориентирование с помощью компаса. Стороны Света. Азимут.

1

8

Способы подачи сигналов бедствия: дымовой костер, постоянный сигнальный костер; свист (свисток), сигнальное зеркало, сигналы международного кода; ракетница и сигнальный патрон.

1

9

Правила поведения при аварии транспортного средства.

1

10

Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места.

1

11

Виды временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий (иглу, снежная пещера, нора, траншея).

1

12

Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива.

1

13

Разжигание костра. Теория разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня.

1

14

Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств.

1

15

Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств.

1

16

Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и сбережение одежды и обуви.

1

17

Добывание пищи. Растительная и животная пища.

1

18

Добывание питьевой воды

1

19

Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки.

1

20

Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.

1

Основы медицинских знаний

Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (14 часов)

21

Общие принципы оказания самопомощи.

1

22

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.

1

23

Аптечка. Природные лекарственные средства. Замена промышленных лекарственных средств природными средствами.

1

24

Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, мозолях, ссадинах, порезах и ожогах.

1

25

Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин.

1

26

Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных.

1

27

Отравления. Оказание первой помощи при укусах и отравлениях

1

28

Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

1

29

Тепловые и солнечные удары. Обморожения.

1

30

Поражения молнией.

1

31

Правила поведения, позволяющие избежать теплового, солнечного ударов, обморожения, поражения молнией, и оказание помощи.

1

32

Заболевание глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа.

1

33

Переноска пострадавшего без носилок.

1

34

Обобщение и систематизация материала

1




Итого:

34



8. Описание материально-технического обеспечения

Учебники:

  • ОБЖ. 5 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2014.

  • ОБЖ. 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2015.

  • ОБЖ. 7 кл.: Новая редакция. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2008.

  • ОБЖ. 8кл.: Новая редакция. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2008.

  • ОБЖ. 9 кл.: Новая редакция. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2008.


Список литературы:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)

2. Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)

3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы.  Под ред. Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007

4.ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,

5. Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 5 класс к учебнику М.П.Фролова, Е.И Литвинова и др. «Основы безопасности жизни. 5 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва/ С.В. Петров.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008 г.

6. Галкина, М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс к учебнику М.П.Фролова, Е.И Литвинова и др. «Основы безопасности жизни. 6 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва/ М.В. Галкина - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008 г.

7. Малов-Гра, А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс к учебнику М.П.Фролова, Е.И Литвинова и др. «Основы безопасности жизни. 7 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва/ А.Г. Малов-Гра.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010 г.

8. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: поурочные планы/ авт.- сост. В.А.Шкенёв.- Волгоград: Учитель, 2007 г.

9. Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5-9 классы/сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель,2015

10. Земан Н. Техника наложения повязок.- СПб: Питер, 1994

11. Смирнов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы; под ред. Г.С.Ковалёвой.- М.: Просвещение, 2013.

Оборудование и приборы
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

4. Компас.

5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.

6. Персональный компьютер.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Название сайта

Электронный адрес

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернет-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasn


«Рекомендовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Приказ № 90от 31.08.2018.г.

Протокол № 6 от 31.08.2018 г. Директор МОБУ ООШ № 12

Пудовикова Н.Ю._________
Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности

5 класс

Автор учебника: Ю.Л.Воробьёв

п/п

Дата

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Деятельность учащихся

Понятия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)




Предметные

результаты

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные

Домашнее задание


































Раздел 1.Личная безопасность в повседневной жизни




1







Опасные и чрезвычайные ситуации

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Порядок вызова соответствующей службы.

,

П 1 зад №1,2




2







Главные правила ОБЖ

Ответы на вопросы и задания из учебника

Главные правила ОБЖ

Уметьь найти выход из сложной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Умение противодействовать злоумышленнику

,

П 2 зад стр №13




3







Как научиться выявлять и предвидеть опасность.

Ответы на вопросы и задания из учебника

Знать о характерных криминогенных ситуациях.

Уметь избегать опасных домогательств со стороны злоумышленников и насильников

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.


Умение противодействовать злоумышленнику

,

П 3 вопросы к пар –фу.




4







Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Порядок вызова соответствующей службы.

,

П 4 зад. 1-3 стр 21,




5







Опасности в городе и в сельской местности.

Решение задачи

Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;

правила безопасного поведения на улице;


Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.


Умение противодействовать злоумышленнику.

,

П 5 зад 2 стр 26




6







Опасные ситуации в жилище

Решение задачи, работа с

Знать о характерных криминогенных ситуациях.

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

Умение противодействовать злоумышленнику.

,

П 6 вопросы к пар.




7








Пожары в жилище

Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач

Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.

О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Правильно действовать в случае пожара в доме

,

П 7 зад 1.2 стр №37




8







Контрольная работа №1

Тестовая работа



















9







Оповещение при пожаре и эвакуация

Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач

Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.

О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Правильно действовать в случае пожара в доме

,

П 8 зад №1.2




10







Средства тушения пожаров

Практическое упражнение по подбору и использованию противогаза

Отличия детских противогазов от граждански

Особенности использование детской маски. Положение лямок упоров




Правильно действовать в случае пожара в доме

,

П 9 задание стр43




10







Опасные газы

Работа с учебником, ответы на вопросы

Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.


Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.

,

П 10 вопросы к пар.




12







Затопление жилища

Работа с учебником, решение заданий

Правила поведения при затоплении жилища.

Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Уметь правильно действовать в случае затопления жилища.

,

П 11зад №1.2.




13







Разрушения зданий

Решение задачи, ответы на вопросы

Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций

Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Уметь действовать при взрыве в квартире (доме).



П 12 сообщения.




14







Опасные вещества в быту

Работа с учебником, ответы на вопросы

Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.


Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.

П 13 зад № 1,2.




15







Опасные ситуации на дорогах





Дорога. Участники дорожного движения.

Элементы дороги. Знать отличие пешеходов от других участников дорожного движения.

: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Давать определение понятиям.

К: Ставить вопросы

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

,

П 14

Задание стр 67




16







Контрольная работа№2


Тестовая работа



















17







Безопасность в общественном и личном транспорте

Решение задач учебника, работа с плакатами

Знать об основных видах опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро) и правилах безопасного поведения.

Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте.

,

П 15зад 1,2




18







Правила поведения в метро

Работа с плакатами, иллюстрациями

Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте

,

16зад П стр №86





19







Правила поведения на железнодорожном транспорте

Работа с плакатами, иллюстрациями

Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом.

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте.

,

П 17 зад 1,2




20







Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте.

Работа с учебником, решение задач

Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна;

Уметь пользоваться спасательным жилетом;

правильно действовать в аварийной ситуации.


Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте.

,

П 18

Задание стр 97




21







Опасный лёд

Работа с учебником плакатами, презентацией

Гололед, гололедица.

Знать правила безопасного поведения во время гололеда.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

,

П 19

Задание №2




22







Аварийные ситуации на воздушном транспорте

Решение заданий, работа в группах

Решение заданий, работа в группах

Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

.

Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте.

,

П 19

Задание №2




23








Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Ситуации на улице и в других местах

Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами

,

Знать о характерных криминогенных ситуациях.

,


Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

,

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Аргументироватьсвою точку зрения.

Умение противодействовать злоумышленнику.

,

П 21,22 зад № 2




24







Как защитить себя при угрозе террористического акта

Решение заданий учебника

Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха);

Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть понятиями и премами самозащиты.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диало

О манере поведения и о языке жестов.

,

П 23

Задание №3




25








Нарушение экологического

равновесия Чистый воздух!

.


Работа с плакатами, иллюстрациями

Что такое экология. Промышленные предприятия

Автотранспорт.Бытовые и промышленные отходы.


Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей

.

,

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.

,.

,

П 24 ,25.зад № 1,2




26







Контрольная работа №3


Тестирова

ние



















27







Вода – формула жизни!

Определение способов получения чистой воды, работа с учебником

Иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды, способах очистки воды в быту.

Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.

,

П 25 зад №2





28







Загрязнение почвы.


Работа с учебником, ответить на вопросы

Свалки мусора, сточные воды.

Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.

,

П 27 вопросы к праг.




29








Продукты под контролем

Работа с учебником, ответы на вопросы

Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.


Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.

,

П 28 задание стр 152




Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.




30







Безопасный компьютер

Ответы на вопросы учебника

Развитие и изменение организма в подростковом возрасте.

Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления.

Р: Применять установленные правила по охране здоровья.

П: Соблюдение гигиены.

К: Аргументировать точку зрения

Правила личной гигиены. Режим дня.

,

П 29

Задание стр 154




31







Что следует знать об оказании первой помощи.

Ознакомление с презентацией, работа с учебником

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.


Владеть правилами оказания первой медицинской помощи

,

П 30




32







Помощь при термических и химических ожогах

Ознакомление с презентацией, работа с учебником

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при химических ожогах

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.


Владеть правилами оказания первой медицинской помощи

,

П 31 задание стр168




33








Правила здорового образа жизни

Ответы на вопросы учебника

Двигательная активность - составляющая здорового образа жизни.

Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе.


Умение вести здоровый образ жизни.

,

П 32




34







Контрольная работа №4

Тестовая работа










,







35







Резерв























Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности

6 класс

Автор учебника: Ю.Л.Воробьёв.

п/п

Дата

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Деятельность учащихся

Понятия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)




Предметные

результаты

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные

Домашнее задание


































Раздел 1 Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.




1







Опасные и экстремальные ситуации.

Что к ним приводит?

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Порядок вызова соответствующей службы.

,

П 1 вопрос 1,2




2







Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в опасную или в экстремальную ситуацию

Ответы на вопросы и задания из учебника

. Социальные, техногенные, природные факторы. Личное и общественное снаряжение

особенности пребывания человека в природной среде и правила безопасного поведения на природе.
Знать - как правильно подготовиться к выходу на природу а.


Сравнивать особенности городского пребывания и на природе, анализировать возможные экстремальные ситуации.

наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации на природе Характеризовать этапы подготовки к походу.

.

Формирование умений и навыков общения с природной средой в различных условиях местности и климата с учетом своих индивидуальных особенностей и возможностей.

т.д. Осознание необходимости подготовки к выходу на природу, формирование умения определять этапы поход

П 2 задание стр 19




3







Причины, мешающие справиться с экстремальной ситуацией

Ответы на вопросы и задания из учебника

Страх, холод, жара, голод, жажда, уныние, боль, переутомление

правила безопасного поведения человека при автономном существованиив природной среде

Анализировать возможные экстремальные ситуации.

Знать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации на природе

Формирование умений и навыков общения с природной средой в различных экстремальных ситуациях с учетом своих индивидуальных особенностей и возможностей.


П 3 вопрос 3,4




4







Особенности акклиматизации в различных климатических условиях и правила успешной акклиматизации.


Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Акклиматизация, реакклиматизация, режим и рацион питания и потребления питьевой воды, горная болезнь, смена часовых поясов.

необходимые условия для успешной акклиматизации в различных условиях

Характеризовать особенности акклиматизации в различных природных зонах

Осознание необходимости подготовки к действиям в экстремальной ситуации.

П 4,5 задание стр 38,




5







Практическая работа №1

Если заблудился в лесу, отстал от группы.

Проверочный тест по всем предыдущим темам (15 минут)

Беседа, работа с учебником,

практич.вопросы

Маршрут, схема, ориентиры,


правила безопасного поведения человека при автономном существованиив природной среде


Характеризовать опасные факторы на водном транспорте. Анализировать правила поведения при кораблекрушении.

Характеризовать опасные факторы на воздушном транспорте, анализировать правилах поведения во время  ЧС на  авиационном транспорте.

Формирование умений и навыков в обеспечении безопасности при изменении климатических условий, при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

П 6,7 задание стр45




6







Практическая работа №2

Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия.

Решение задачи, работа с

Авария ТС, «точка возврата», аварийная сигнализация, артефакт, пиротехнические средства, сигнал SOS, азбука Морзе.

правила безопасного поведения пассажира на водном транспорте, в т.ч. во время аварийных и непредвиденных ситуаций

причины опасных ситуаций на воздушном транспорте, правила поведения при возникновении аварийной ситуации

Характеризовать опасные факторы на водном транспорте. Анализировать правила поведения при кораблекрушении.

Характеризовать опасные факторы на воздушном транспорте, анализировать правилах поведения во время  ЧС на  авиационном транспорте.

Формирование умений и навыков в обеспечении безопасности при изменении климатических условий, при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

П 8,9 задание стр 53




7








Практическая работа №3

Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности.

Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач

Азимут, «роза ветров», компас, градус, карта, направление движения.

Способы ор иентирования на местности


Характеризовать признаки местных предметов по сторонам горизонта, способы ориентирования по солнцу и часам.


Формирование умения определять стороны горизонта по компасу, солнцу, в лесу, ночью и т.д.

П 10

Задание 1,2 стр 57




8







Практическая работа №4

Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне.

Тестовая работа

Горизонт, истинный полдень, гномон, перпендикуляр

Способы ор иентирования на местности


Характеризовать признаки местных предметов по сторонам горизонта, способы ориентирования по солнцу и часам

Формирование умения определять стороны горизонта по компасу, солнцу, в лесу, ночью и т.д.

П 11 зад стр 62




9







Практическая работа №5

Ориентирование по местным признакам.Как находить дорогу к жилью.

Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач

Кольца деревьев, заструга, просека, сакма, затески, тур из камней.

- отдельно взятые признаки сторон горизонта, сущность движения по маршруту по азимутам

Характеризовать признаки местных предметов по сторонам горизонта, способы ориентирования по солнцу и часам. Анализировать способы ориентирования карты по линиям местности и по направлениям на местные предметы


Формирование умения определять свое местонахождение и направление движения, пользования картой


П 12 ,13

задание стр 66




10







Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне.

Практическое упражнение .

Шалаш, навес, настил, лежанка, чум, вигвам.

правила безопасности при оборудовании временных укрытий

Характеризовать методы и способы выбора места для укрытий , методы и способы постройки временных укрытий при опасных погодных условиях.

. Формирование умений и навыков при работе с инструментом. Умений и навыков при выборе и заготовке материала для укрытий

П 14

Вопросы к параграфу.




11







Устройство временных укрытий. Убежища зимой.

Работа с учебником, ответы на вопросы

Иглу, снежная пещера, нора, траншея, снежно-ледовое укрытие, пещера




Стр 76-79




12







Практическая

работа №6

Разведение костра с помощью спичек. Место для костра. Типы костров.

Работа с учебником, решение заданий

Места в природе, где нельзя разводить костры. Заготовка дров, сушина, палочки Дерсу Узала.

правила безопасности при разведении костра в сухую погоду и при приготовлении пищи в ненастную погоду

Характеризовать бивачные работы: разведение костра, заготовку топлива, работу с топором, способы приготовление пищи

Формирование умений и навыков при работе с топором, заготовке топлива, разведении костра, приготовлении пищи в разных погодных условиях

.

П 15 вопросы к пар





13







Способы добывания огня в древности. Разведение костра без спичек.

Решение задачи, ответы на вопросы

Три способа добывания огня без спичек: использование кремня, огнива, трута.







14







Обеспечение бытовых потребностей. Личная гигиена, уход за обувью и одеждой.

Работа с учебником, ответы на вопросы

Изготовление котелка, ложки, веревки, короба. Природные материалы - заменители мыла. Как утеплить ноги, бахилы. Профилактика обморожений на открытых частях тела.

правила безопасности при разведении костра в сухую погоду и при приготовлении пищи в ненастную погоду

. Характеризовать бытовые потребности в природных условиях, способы приготовления пищи и добывания воды.

Формирование умений и навыков при работе с инструментом, добывания воды, приготовлении пищи в разных погодных условиях

П 16

Задание стр 96




15







Добывание воды.

Работа с учебником, ответы на вопросы

Ориентиры, указывающие на наличие воды. Индикаторы почвенных вод Природные антисептики. Фильтры для очистки воды. Конденсаторы. Опреснители.

Стр 99

Задание стр 103




16







Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные растения и животные.

Тестовая работа

Охота, рыбалка. Снаряжение для ловли рыбы, приманки. Виды земноводных, беспозвоночных водных, насекомых, грибов и растений

растения и грибы пригодные для приготовления пищи.


. Характеризовать бытовые потребности в природных условиях, способы приготовления пищи и добывания воды

. Формирование умений и навыков при работе с инструментом, добывания воды, приготовлении пищи в разных погодных условиях

П 18







17







Правила поведения при встрече с дикими животными.

Решение задач учебника, работа с плакатами

Места лежки диких животных, признаки нападения.

Знать, в каких случаях хищные звери первыми нападают на человека, каковы признаки скорого нападения и как избежать этого

при встрече с дикими животными, анализировать рекомендации специалистов

Формирование умений и навыков безопасного поведения при опасных погодных условиях (во время грозы, пурги, и т.д.), при встрече с дикими животными в природных

П 20




18







Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам.

Работа с плакатами, иллюстрациям

Переправа по бревну, вброд, по перекатам, вплавь, на плавсредстве (рафт). Зимний и весенний лед. Признаки крепкого льда. Правила передвижения по непрочному льду. Действия в ситуации «если провалился в полынью». Правила передвижения по болоту.

правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании

правила безопасного поведения в природной среде

Характеризовать методы и способы обеспечения жизнедеятельности человека при опасных погодных условиях, анализировать признаки ухудшения погоды,


Формирование умений и навыков безопасного общения с природной средой при вынужденной автономии

Стр 123-125





19







Опасности при движении в горах.

Работа с плакатами, иллюстрациям

Снежный покров, снежные лавины, туманы, снежные карнизы. Что делать при сходе лавины, что делать, если тебя засыпала лавина, как искать человека в лавине. Камнепады, сели, горная болезнь

Стр 126-132




20







Обобщающий урок №1

«ЭС в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее»

Работа с учебником, решение задач













,




Раздел 2.Основы медицинских знаний.










Работа с учебником плакатами, презентацией

II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

21








Общие принципы оказания самопомощи.


Решение заданий.

Осмотр места происшествия. Меры предосторожности при оказании ПМП пострадавшему. Признаки клинической смерти. Виды кровотечений. Метод запрокидывания головы. Наложение давящей повязки, жгута. Шок.

характерные травмы, которые могут возникнуть в условиях ЧС и способы оказания ПМП

Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи пострадавшему

Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи .


П 1 стр 134




22







Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.

Практическая работа№7

«Наложение давящей повязки, жгута» (20 минут)

Работа в группах

Жаропонижающие, болеутоляющие, сердечнососудистые, противоаллергические кровоостанавливающие, дезинфицирующие средства, разогревающие мази, перевязочный материал.

П 2 стр 135 задание стр 137




23







Аптечка. Природные лекарственные средства.

Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами

,

Техника безопасности при обращении с ножом, топором, пилой. Как вести себя у костра, чтобы избежать ожогов. Порядок действий при оказании ПМП пострадавшему.

природные лекарственные средства

Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи пострадавшему

Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи .


П 3 задание стр 140




24








Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги.

Решение заданий учебника.

Техника безопасности при обращении с ножом, топором, пилой. Как вести себя у костра, чтобы избежать ожогов. Порядок действий при оказании ПМП пострадавшему.

Овладеть умением оказывать первую мед помощь при различных видах травм

Уметь приобретать знания для оказания ПМП при травмах

Формирование умения оказывать ПМП при травмах

П 4 задание стр 143




25







Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи.

Практическая работа№8

«Наложение шин»

Работа с плакатами, иллюстрациям.

Ушиб, признаки ушиба. Открытый, закрытый перелом, трещина кости. Отличие ушиба от перелома. Оказание ПМП. Правила наложения шины.

характерные травмы, которые могут возникнуть в походе и способы оказания ПМП

Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи при травмах

Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при травмах

П 5 вопросы к параг.




26








Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных.

Тестирова

ние

Признаки (укус укусов насекомых. Как защититься от укусов. Накомарник. Болезни, возникающие вследствие укусов насекомых, животных. Меры предосторожности. ПМП при отравлениях

меры защиты от укусов насекомых. Знать как обезопасить себя от клещевого энцефалита

признаки укусов змей и насекомых, способы оказания ПМП при укусах змей и насекомых

Характеризовать виды насекомых, укусы которых представляют опасность для человека, анализировать методы и способы защиты от укусов насекомых , правила поведения при укусах. Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых

. Формирование умений и навыков защиты от укусов насекомых, защита от клещевого энцефалита Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых . Оказанию первой помощи утопающему


П 6 задание стр 153




27







Отравления.

Определение способов получения чистой воды, работа с учебником

Средства при отравлениях

признаки отравления,способы оказания ПМП при отравлении


Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении.

Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении.

П 7




28







Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации.

Работа с учебником, ответить на вопросы

Признаки утопления. «Бледное» и «синее» утопление. Освобождение дыхательных путей. Виды ИВЛ. Непрямой массаж сердца.

Овладеть умением оказывать первую мед помощь при различных видах травм

Уметь приобретать знания для оказания ПМП при травмах

Формирование умения оказывать ПМП при травмах

П 8 вопросы




29







Тепловые и солнечные удары. Обморожения

Работа с учебником, ответы на вопросы

. Признаки обморока, солнечного удара, обморожения, переохлаждения. Правила сохранения тепла.

Овладеть умением оказывать первую мед помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге

Уметь приобретать знания для оказания ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге

Формирование умения оказывать ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге

П 9 влпросы

,




30







.Заболевания глаз,удаление инородных тел из глаза,уха,носа.

Ответы на вопросы учебника

Влияние солнечного света, отраженного снегом, льдом и т.д. на состояние слизистой оболочки глаза. Инородное тело.










П 10




31








Переноска пострадавшего без носилок.

Ознакомление с презентацией, работа с учебником

Переноска пострадавшего способом «живой костыль», на спине, методом «люльки», перетаскивание.

.способы переноски пострадавшего с использованием поручных средств. Знать способы вязки узлов, применяемых для изготовления носилок

Характеризовать предназначение и общие правила транспортировки пострадавшего.

. Выработать практические навыки по транспортировке пострадавшего. Умение изготавливать носилки из подручных средств

П11




32







Итоговая работа за год.
















,.




33







Проект
















,




34







проект