Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 59 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее (20 часов) | ||
1 | Понятия «опасные ситуации» и «экстремальные ситуации». Причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристском походе. | 1 |
2 | Подготовка к активному отдыху на природе. | 1 |
3 | Потенциально опасные факторы: природные, техногенные, социальные. | 1 |
4 | Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией и действия по их преодолению. Переутомление. Уныние. Страх. Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм первых действий в экстремальной Акклиматизация. Реакклиматизация. Правила успешной акклиматизации. | 1 |
5 | Акклиматизация. Реакклиматизация. Правила успешной акклиматизации. | 1 |
6 | . Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги; реки и ручьи; просеки; элементы рельефа местности, Солнце, звёзды и созвездия. Ориентирование с помощью механических часов и гномона. | 1 |
7 | Ориентирование по местным признакам. Компас и ориентирование с помощью компаса. Стороны Света. Азимут. | 1 |
8 | Способы подачи сигналов бедствия: дымовой костер, постоянный сигнальный костер; свист (свисток), сигнальное зеркало, сигналы международного кода; ракетница и сигнальный патрон. | 1 |
9 | Правила поведения при аварии транспортного средства. | 1 |
10 | Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места. | 1 |
11 | Виды временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий (иглу, снежная пещера, нора, траншея). | 1 |
12 | Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. | 1 |
13 | Разжигание костра. Теория разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня. | 1 |
14 | Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств. | 1 |
15 | Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств. | 1 |
16 | Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и сбережение одежды и обуви. | 1 |
17 | Добывание пищи. Растительная и животная пища. | 1 |
18 | Добывание питьевой воды | 1 |
19 | Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки. | 1 |
20 | Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. | 1 |
Основы медицинских знаний Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (14 часов) | ||
21 | Общие принципы оказания самопомощи. | 1 |
22 | Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. | 1 |
23 | Аптечка. Природные лекарственные средства. Замена промышленных лекарственных средств природными средствами. | 1 |
24 | Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, мозолях, ссадинах, порезах и ожогах. | 1 |
25 | Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. | 1 |
26 | Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. | 1 |
27 | Отравления. Оказание первой помощи при укусах и отравлениях | 1 |
28 | Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. | 1 |
29 | Тепловые и солнечные удары. Обморожения. | 1 |
30 | Поражения молнией. | 1 |
31 | Правила поведения, позволяющие избежать теплового, солнечного ударов, обморожения, поражения молнией, и оказание помощи. | 1 |
32 | Заболевание глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа. | 1 |
33 | Переноска пострадавшего без носилок. | 1 |
34 | Обобщение и систематизация материала | 1 |
| Итого: | 34 |
8. Описание материально-технического обеспечения
Учебники:
-
ОБЖ. 5 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2014. -
ОБЖ. 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2015. -
ОБЖ. 7 кл.: Новая редакция. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2008. -
ОБЖ. 8кл.: Новая редакция. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2008. -
ОБЖ. 9 кл.: Новая редакция. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2008.
Список литературы:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)
2. Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)
3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под ред. Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007
4.ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,
5. Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 5 класс к учебнику М.П.Фролова, Е.И Литвинова и др. «Основы безопасности жизни. 5 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва/ С.В. Петров.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008 г.
6. Галкина, М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс к учебнику М.П.Фролова, Е.И Литвинова и др. «Основы безопасности жизни. 6 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва/ М.В. Галкина - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008 г.
7. Малов-Гра, А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс к учебнику М.П.Фролова, Е.И Литвинова и др. «Основы безопасности жизни. 7 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва/ А.Г. Малов-Гра.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010 г.
8. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: поурочные планы/ авт.- сост. В.А.Шкенёв.- Волгоград: Учитель, 2007 г.
9. Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5-9 классы/сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель,2015
10. Земан Н. Техника наложения повязок.- СПб: Питер, 1994
11. Смирнов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы; под ред. Г.С.Ковалёвой.- М.: Просвещение, 2013.
Оборудование и приборы
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Компас.
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
6. Персональный компьютер.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернет-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasn |
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Приказ № 90от 31.08.2018.г.
Протокол № 6 от 31.08.2018 г. Директор МОБУ ООШ № 12
Пудовикова Н.Ю._________
Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
Автор учебника: Ю.Л.Воробьёв
№ п/п | Дата | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Деятельность учащихся | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | | |||||||
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные | Домашнее задание | | |||||||||
| | | |||||||||||
| | | | | | | | | | ||||
Раздел 1.Личная безопасность в повседневной жизни | | ||||||||||||
1 | | | Опасные и чрезвычайные ситуации | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове | Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Порядок вызова соответствующей службы. , | П 1 зад №1,2 | | |||
2 | | | Главные правила ОБЖ | Ответы на вопросы и задания из учебника | Главные правила ОБЖ | Уметьь найти выход из сложной ситуации | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Умение противодействовать злоумышленнику , | П 2 зад стр №13 | | |||
3 | | | Как научиться выявлять и предвидеть опасность. | Ответы на вопросы и задания из учебника | Знать о характерных криминогенных ситуациях. | Уметь избегать опасных домогательств со стороны злоумышленников и насильников | Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения. | Умение противодействовать злоумышленнику , | П 3 вопросы к пар –фу. | | |||
4 | | | Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове | Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Порядок вызова соответствующей службы. , | П 4 зад. 1-3 стр 21, | | |||
5 | | | Опасности в городе и в сельской местности. | Решение задачи | Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности; правила безопасного поведения на улице; | Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников | Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения. | Умение противодействовать злоумышленнику. , | П 5 зад 2 стр 26 | | |||
6 | | | Опасные ситуации в жилище | Решение задачи, работа с | Знать о характерных криминогенных ситуациях. | Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленникам. К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог | Умение противодействовать злоумышленнику. , | П 6 вопросы к пар. | | |||
7 | | | Пожары в жилище | Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. | О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Правильно действовать в случае пожара в доме , | П 7 зад 1.2 стр №37 | | |||
8 | | | Контрольная работа №1 | Тестовая работа | | | | | | | |||
9 | | | Оповещение при пожаре и эвакуация | Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. | О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Правильно действовать в случае пожара в доме , | П 8 зад №1.2 | | |||
10 | | | Средства тушения пожаров | Практическое упражнение по подбору и использованию противогаза | Отличия детских противогазов от граждански | Особенности использование детской маски. Положение лямок упоров | | Правильно действовать в случае пожара в доме , | П 9 задание стр43 | | |||
10 | | | Опасные газы | Работа с учебником, ответы на вопросы | Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. , | П 10 вопросы к пар. | | |||
12 | | | Затопление жилища | Работа с учебником, решение заданий | Правила поведения при затоплении жилища. | Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища. | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Уметь правильно действовать в случае затопления жилища. , | П 11зад №1.2. | | |||
13 | | | Разрушения зданий | Решение задачи, ответы на вопросы | Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций | Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Уметь действовать при взрыве в квартире (доме). | П 12 сообщения. | | |||
14 | | | Опасные вещества в быту | Работа с учебником, ответы на вопросы | Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. | П 13 зад № 1,2. | | |||
15 | | | Опасные ситуации на дорогах | | Дорога. Участники дорожного движения. | Элементы дороги. Знать отличие пешеходов от других участников дорожного движения. | : Преобразование практической задачи в познавательную. П: Давать определение понятиям. К: Ставить вопросы | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения. , | П 14 Задание стр 67 | | |||
16 | | | Контрольная работа№2 | Тестовая работа | | | | | | | |||
17 | | | Безопасность в общественном и личном транспорте | Решение задач учебника, работа с плакатами | Знать об основных видах опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро) и правилах безопасного поведения. | Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте. , | П 15зад 1,2 | | |||
18 | | | Правила поведения в метро | Работа с плакатами, иллюстрациями | Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом | Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте , | 16зад П стр №86 | | |||
19 | | | Правила поведения на железнодорожном транспорте | Работа с плакатами, иллюстрациями | Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом. | Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте. , | П 17 зад 1,2 | | |||
20 | | | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | Работа с учебником, решение задач | Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна; | Уметь пользоваться спасательным жилетом; правильно действовать в аварийной ситуации. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте. , | П 18 Задание стр 97 | | |||
21 | | | Опасный лёд | Работа с учебником плакатами, презентацией | Гололед, гололедица. | Знать правила безопасного поведения во время гололеда. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. , | П 19 Задание №2 | | |||
22 | | | Аварийные ситуации на воздушном транспорте | Решение заданий, работа в группах | Решение заданий, работа в группах | Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы . | Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте. , | П 19 Задание №2 | | |||
23 | | | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Ситуации на улице и в других местах | Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами , | Знать о характерных криминогенных ситуациях. , | Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. , | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленникам. К: Аргументироватьсвою точку зрения. | Умение противодействовать злоумышленнику. , | П 21,22 зад № 2 | | |||
24 | | | Как защитить себя при угрозе террористического акта | Решение заданий учебника | Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); | Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть понятиями и премами самозащиты. К: Представлять свои взгляды, вступать в диало | О манере поведения и о языке жестов. , | П 23 Задание №3 | | |||
25 | | | Нарушение экологического равновесия Чистый воздух! . | Работа с плакатами, иллюстрациями | Что такое экология. Промышленные предприятия Автотранспорт.Бытовые и промышленные отходы. | Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей . , | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. ,. , | П 24 ,25.зад № 1,2 | | |||
26 | | | Контрольная работа №3 | Тестирова ние | | | | | | | |||
27 | | | Вода – формула жизни! | Определение способов получения чистой воды, работа с учебником | Иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды, способах очистки воды в быту. | Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием. | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. , | П 25 зад №2 | | |||
28 | | | Загрязнение почвы. | Работа с учебником, ответить на вопросы | Свалки мусора, сточные воды. | Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами. | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. , | П 27 вопросы к праг. | | |||
29 | | | Продукты под контролем | Работа с учебником, ответы на вопросы | Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. , | П 28 задание стр 152 | | |||
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | | ||||||||||||
30 | | | Безопасный компьютер | Ответы на вопросы учебника | Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. | Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления. | Р: Применять установленные правила по охране здоровья. П: Соблюдение гигиены. К: Аргументировать точку зрения | Правила личной гигиены. Режим дня. , | П 29 Задание стр 154 | | |||
31 | | | Что следует знать об оказании первой помощи. | Ознакомление с презентацией, работа с учебником | Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; | Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы. К: Умение работать в группе. | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи , | П 30 | | |||
32 | | | Помощь при термических и химических ожогах | Ознакомление с презентацией, работа с учебником | Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; | представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при химических ожогах | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы. К: Умение работать в группе. | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи , | П 31 задание стр168 | | |||
33 | | | Правила здорового образа жизни | Ответы на вопросы учебника | Двигательная активность - составляющая здорового образа жизни. | Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Овладевать методами ЗОЖ К: Умение работать в группе. | Умение вести здоровый образ жизни. , | П 32 | | |||
34 | | | Контрольная работа №4 | Тестовая работа | | | | , | | | |||
35 | | | Резерв | | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс
Автор учебника: Ю.Л.Воробьёв.
№ п/п | Дата | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Деятельность учащихся | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | | |||||||||||||
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные | Домашнее задание | | |||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||
| | | | | | | | | | ||||||||||
Раздел 1 Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. | | ||||||||||||||||||
1 | | | Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове | Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Порядок вызова соответствующей службы. , | П 1 вопрос 1,2 | | |||||||||
2 | | | Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в опасную или в экстремальную ситуацию | Ответы на вопросы и задания из учебника | . Социальные, техногенные, природные факторы. Личное и общественное снаряжение | особенности пребывания человека в природной среде и правила безопасного поведения на природе. Знать - как правильно подготовиться к выходу на природу а. | Сравнивать особенности городского пребывания и на природе, анализировать возможные экстремальные ситуации. наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации на природе Характеризовать этапы подготовки к походу. . | Формирование умений и навыков общения с природной средой в различных условиях местности и климата с учетом своих индивидуальных особенностей и возможностей. т.д. Осознание необходимости подготовки к выходу на природу, формирование умения определять этапы поход | П 2 задание стр 19 | | |||||||||
3 | | | Причины, мешающие справиться с экстремальной ситуацией | Ответы на вопросы и задания из учебника | Страх, холод, жара, голод, жажда, уныние, боль, переутомление | правила безопасного поведения человека при автономном существованиив природной среде | Анализировать возможные экстремальные ситуации. Знать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации на природе | Формирование умений и навыков общения с природной средой в различных экстремальных ситуациях с учетом своих индивидуальных особенностей и возможностей. | П 3 вопрос 3,4 | | |||||||||
4 | | | Особенности акклиматизации в различных климатических условиях и правила успешной акклиматизации. | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Акклиматизация, реакклиматизация, режим и рацион питания и потребления питьевой воды, горная болезнь, смена часовых поясов. | необходимые условия для успешной акклиматизации в различных условиях | Характеризовать особенности акклиматизации в различных природных зонах | Осознание необходимости подготовки к действиям в экстремальной ситуации. | П 4,5 задание стр 38, | | |||||||||
5 | | | Практическая работа №1 Если заблудился в лесу, отстал от группы. Проверочный тест по всем предыдущим темам (15 минут) | Беседа, работа с учебником, практич.вопросы | Маршрут, схема, ориентиры, | правила безопасного поведения человека при автономном существованиив природной среде | Характеризовать опасные факторы на водном транспорте. Анализировать правила поведения при кораблекрушении. Характеризовать опасные факторы на воздушном транспорте, анализировать правилах поведения во время ЧС на авиационном транспорте. | Формирование умений и навыков в обеспечении безопасности при изменении климатических условий, при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | П 6,7 задание стр45 | | |||||||||
6 | | | Практическая работа №2 Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия. | Решение задачи, работа с | Авария ТС, «точка возврата», аварийная сигнализация, артефакт, пиротехнические средства, сигнал SOS, азбука Морзе. | правила безопасного поведения пассажира на водном транспорте, в т.ч. во время аварийных и непредвиденных ситуаций причины опасных ситуаций на воздушном транспорте, правила поведения при возникновении аварийной ситуации | Характеризовать опасные факторы на водном транспорте. Анализировать правила поведения при кораблекрушении. Характеризовать опасные факторы на воздушном транспорте, анализировать правилах поведения во время ЧС на авиационном транспорте. | Формирование умений и навыков в обеспечении безопасности при изменении климатических условий, при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | П 8,9 задание стр 53 | | |||||||||
7 | | | Практическая работа №3 Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности. | Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | Азимут, «роза ветров», компас, градус, карта, направление движения. | Способы ор иентирования на местности | Характеризовать признаки местных предметов по сторонам горизонта, способы ориентирования по солнцу и часам. | Формирование умения определять стороны горизонта по компасу, солнцу, в лесу, ночью и т.д. | П 10 Задание 1,2 стр 57 | | |||||||||
8 | | | Практическая работа №4 Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне. | Тестовая работа | Горизонт, истинный полдень, гномон, перпендикуляр | Способы ор иентирования на местности | Характеризовать признаки местных предметов по сторонам горизонта, способы ориентирования по солнцу и часам | Формирование умения определять стороны горизонта по компасу, солнцу, в лесу, ночью и т.д. | П 11 зад стр 62 | | |||||||||
9 | | | Практическая работа №5 Ориентирование по местным признакам.Как находить дорогу к жилью. | Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | Кольца деревьев, заструга, просека, сакма, затески, тур из камней. | - отдельно взятые признаки сторон горизонта, сущность движения по маршруту по азимутам | Характеризовать признаки местных предметов по сторонам горизонта, способы ориентирования по солнцу и часам. Анализировать способы ориентирования карты по линиям местности и по направлениям на местные предметы | Формирование умения определять свое местонахождение и направление движения, пользования картой | П 12 ,13 задание стр 66 | | |||||||||
10 | | | Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне. | Практическое упражнение . | Шалаш, навес, настил, лежанка, чум, вигвам. | правила безопасности при оборудовании временных укрытий | Характеризовать методы и способы выбора места для укрытий , методы и способы постройки временных укрытий при опасных погодных условиях. | . Формирование умений и навыков при работе с инструментом. Умений и навыков при выборе и заготовке материала для укрытий | П 14 Вопросы к параграфу. | | |||||||||
11 | | | Устройство временных укрытий. Убежища зимой. | Работа с учебником, ответы на вопросы | Иглу, снежная пещера, нора, траншея, снежно-ледовое укрытие, пещера | | |||||||||||||
Стр 76-79 | | ||||||||||||||||||
12 | | | Практическая работа №6 Разведение костра с помощью спичек. Место для костра. Типы костров. | Работа с учебником, решение заданий | Места в природе, где нельзя разводить костры. Заготовка дров, сушина, палочки Дерсу Узала. | правила безопасности при разведении костра в сухую погоду и при приготовлении пищи в ненастную погоду | Характеризовать бивачные работы: разведение костра, заготовку топлива, работу с топором, способы приготовление пищи | Формирование умений и навыков при работе с топором, заготовке топлива, разведении костра, приготовлении пищи в разных погодных условиях . | П 15 вопросы к пар | | |||||||||
13 | | | Способы добывания огня в древности. Разведение костра без спичек. | Решение задачи, ответы на вопросы | Три способа добывания огня без спичек: использование кремня, огнива, трута. | | | ||||||||||||
14 | | | Обеспечение бытовых потребностей. Личная гигиена, уход за обувью и одеждой. | Работа с учебником, ответы на вопросы | Изготовление котелка, ложки, веревки, короба. Природные материалы - заменители мыла. Как утеплить ноги, бахилы. Профилактика обморожений на открытых частях тела. | правила безопасности при разведении костра в сухую погоду и при приготовлении пищи в ненастную погоду | . Характеризовать бытовые потребности в природных условиях, способы приготовления пищи и добывания воды. | Формирование умений и навыков при работе с инструментом, добывания воды, приготовлении пищи в разных погодных условиях | П 16 Задание стр 96 | | |||||||||
15 | | | Добывание воды. | Работа с учебником, ответы на вопросы | Ориентиры, указывающие на наличие воды. Индикаторы почвенных вод Природные антисептики. Фильтры для очистки воды. Конденсаторы. Опреснители. | Стр 99 Задание стр 103 | | ||||||||||||
16 | | | Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные растения и животные. | Тестовая работа | Охота, рыбалка. Снаряжение для ловли рыбы, приманки. Виды земноводных, беспозвоночных водных, насекомых, грибов и растений | растения и грибы пригодные для приготовления пищи. | . Характеризовать бытовые потребности в природных условиях, способы приготовления пищи и добывания воды | . Формирование умений и навыков при работе с инструментом, добывания воды, приготовлении пищи в разных погодных условиях | П 18 | | | ||||||||
17 | | | Правила поведения при встрече с дикими животными. | Решение задач учебника, работа с плакатами | Места лежки диких животных, признаки нападения. | Знать, в каких случаях хищные звери первыми нападают на человека, каковы признаки скорого нападения и как избежать этого | при встрече с дикими животными, анализировать рекомендации специалистов | Формирование умений и навыков безопасного поведения при опасных погодных условиях (во время грозы, пурги, и т.д.), при встрече с дикими животными в природных | П 20 | | |||||||||
18 | | | Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам. | Работа с плакатами, иллюстрациям | Переправа по бревну, вброд, по перекатам, вплавь, на плавсредстве (рафт). Зимний и весенний лед. Признаки крепкого льда. Правила передвижения по непрочному льду. Действия в ситуации «если провалился в полынью». Правила передвижения по болоту. | правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании правила безопасного поведения в природной среде | Характеризовать методы и способы обеспечения жизнедеятельности человека при опасных погодных условиях, анализировать признаки ухудшения погоды, | Формирование умений и навыков безопасного общения с природной средой при вынужденной автономии | Стр 123-125 | | |||||||||
19 | | | Опасности при движении в горах. | Работа с плакатами, иллюстрациям | Снежный покров, снежные лавины, туманы, снежные карнизы. Что делать при сходе лавины, что делать, если тебя засыпала лавина, как искать человека в лавине. Камнепады, сели, горная болезнь | Стр 126-132 | | ||||||||||||
20 | | | Обобщающий урок №1 «ЭС в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее» | Работа с учебником, решение задач | | | | | , | | |||||||||
Раздел 2.Основы медицинских знаний. | | | | Работа с учебником плакатами, презентацией | II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. | ||||||||||||||
21 | | | Общие принципы оказания самопомощи. | Решение заданий. | Осмотр места происшествия. Меры предосторожности при оказании ПМП пострадавшему. Признаки клинической смерти. Виды кровотечений. Метод запрокидывания головы. Наложение давящей повязки, жгута. Шок. | характерные травмы, которые могут возникнуть в условиях ЧС и способы оказания ПМП | Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи пострадавшему | Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи . | П 1 стр 134 | | |||||||||
22 | | | Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Практическая работа№7 «Наложение давящей повязки, жгута» (20 минут) | Работа в группах | Жаропонижающие, болеутоляющие, сердечнососудистые, противоаллергические кровоостанавливающие, дезинфицирующие средства, разогревающие мази, перевязочный материал. | П 2 стр 135 задание стр 137 | | ||||||||||||
23 | | | Аптечка. Природные лекарственные средства. | Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами , | Техника безопасности при обращении с ножом, топором, пилой. Как вести себя у костра, чтобы избежать ожогов. Порядок действий при оказании ПМП пострадавшему. | природные лекарственные средства | Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи пострадавшему | Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи . | П 3 задание стр 140 | | |||||||||
24 | | | Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. | Решение заданий учебника. | Техника безопасности при обращении с ножом, топором, пилой. Как вести себя у костра, чтобы избежать ожогов. Порядок действий при оказании ПМП пострадавшему. | Овладеть умением оказывать первую мед помощь при различных видах травм | Уметь приобретать знания для оказания ПМП при травмах | Формирование умения оказывать ПМП при травмах | П 4 задание стр 143 | | |||||||||
25 | | | Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Практическая работа№8 «Наложение шин» | Работа с плакатами, иллюстрациям. | Ушиб, признаки ушиба. Открытый, закрытый перелом, трещина кости. Отличие ушиба от перелома. Оказание ПМП. Правила наложения шины. | характерные травмы, которые могут возникнуть в походе и способы оказания ПМП | Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи при травмах | Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при травмах | П 5 вопросы к параг. | | |||||||||
26 | | | Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. | Тестирова ние | Признаки (укус укусов насекомых. Как защититься от укусов. Накомарник. Болезни, возникающие вследствие укусов насекомых, животных. Меры предосторожности. ПМП при отравлениях | меры защиты от укусов насекомых. Знать как обезопасить себя от клещевого энцефалита признаки укусов змей и насекомых, способы оказания ПМП при укусах змей и насекомых | Характеризовать виды насекомых, укусы которых представляют опасность для человека, анализировать методы и способы защиты от укусов насекомых , правила поведения при укусах. Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых | . Формирование умений и навыков защиты от укусов насекомых, защита от клещевого энцефалита Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых . Оказанию первой помощи утопающему | П 6 задание стр 153 | | |||||||||
27 | | | Отравления. | Определение способов получения чистой воды, работа с учебником | Средства при отравлениях | признаки отравления,способы оказания ПМП при отравлении | Характеризовать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении. | Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении. | П 7 | | |||||||||
28 | | | Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации. | Работа с учебником, ответить на вопросы | Признаки утопления. «Бледное» и «синее» утопление. Освобождение дыхательных путей. Виды ИВЛ. Непрямой массаж сердца. | Овладеть умением оказывать первую мед помощь при различных видах травм | Уметь приобретать знания для оказания ПМП при травмах | Формирование умения оказывать ПМП при травмах | П 8 вопросы | | |||||||||
29 | | | Тепловые и солнечные удары. Обморожения | Работа с учебником, ответы на вопросы | . Признаки обморока, солнечного удара, обморожения, переохлаждения. Правила сохранения тепла. | Овладеть умением оказывать первую мед помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | Уметь приобретать знания для оказания ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | Формирование умения оказывать ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | П 9 влпросы , | | |||||||||
30 | | | .Заболевания глаз,удаление инородных тел из глаза,уха,носа. | Ответы на вопросы учебника | Влияние солнечного света, отраженного снегом, льдом и т.д. на состояние слизистой оболочки глаза. Инородное тело. | | | | П 10 | | |||||||||
31 | | | Переноска пострадавшего без носилок. | Ознакомление с презентацией, работа с учебником | Переноска пострадавшего способом «живой костыль», на спине, методом «люльки», перетаскивание. | .способы переноски пострадавшего с использованием поручных средств. Знать способы вязки узлов, применяемых для изготовления носилок | Характеризовать предназначение и общие правила транспортировки пострадавшего. | . Выработать практические навыки по транспортировке пострадавшего. Умение изготавливать носилки из подручных средств | П11 | | |||||||||
32 | | | Итоговая работа за год. | | | | | | ,. | | |||||||||
33 | | | Проект | | | | | | , | | |||||||||
34 | | | проект | | | | | | | |