Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 59 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Понятия «производственная авария», «происшествие», «крупная авария», «чрезвычайная ситуация техногенного характера». Виды аварий и катастроф, могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Местные, территориальные, региональные и федеральные чрезвычайные ситуации. Глобальная, или трансграничная чрезвычайная ситуация.
— Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Общие представления о причинах, приводящих к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
Виды аварий и катастроф, могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера: транспортная авария, пожары и взрывы, аварии с выбросом опасных химических веществ, радиоактивных веществ, биологически опасных веществ. Обрушение зданий и сооружений, аварии на электроэнергетических системах, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях, гидродинамические аварии.
— Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Роль человека в формировании опасной техногенной ситуации.
Пожары и взрывы. Понятия: «возгорание», «горение», «окислитель», «горючее вещество», «источник воспламенения», «пожар», «огненный шторм». Отдельные пожары. Массовые пожары. Средства оповещения о возгорании. Понятие «взрыв», «взрывоопасный объект». Признаки наличия взрывных устройств. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Последствия пожаров и взрывов. Поражающие факторы пожара и взрыва. Вторичные последствия пожара и взрыва. Разбор и анализ реальных событий.
Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва. Противопожарная безопасность.
Аварии с выбросом опасных химических веществ.
Химически опасный объект (ХОО). Аварийно-химически опасные вещества. (АХОВ). Потенциально опасные химические объекты. Потребители аварийно-химически опасных веществ. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. АХОВ: стойкость, плотность, скорость токсического действия. Химические вещества, используемые в повседневной жизни.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Зона химического заражения: форма, размеры, очаг. Динамические процессы в зоне химического заражения. Классификация последствий аварии на ХОО. Разбор и анализ реальных событий. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты. История создания противогаза. Противогаз гражданский фильтрующий ГП—7. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. Ожоги кислотой и щелочью.
Практическая работа.
1. Составить личный план действий: а) при угрозе аварии на химически опасном объекте в районе вашего проживания, б) при аварии на химически опасном объекте в районе вашего проживания.
2. Отработать правила использования противогаза.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Понятия «радиоактивность», «естественная радиоактивность», «ионизирующее излучение», «радиоактивные изотопы», «период полураспада». История открытия явления радиоактивности Пьером и Марией Кюри. Ядерное оружие. История создания и использования. Ядерная энергетика. Атомные электростанции в России и мире. Системы переработки ядерного сырья и отходов. Будущее атомной энергетики. Радиационно опасный объект. Радиационные аварии и их классификация. Последствия облучения человека и других живых организмов. Характеристика очагов поражения. Разбор и анализ реальных событий. Аварии на Чернобыльской АЭС и на АЭС «Фукусима—1». Средства индивидуальной защиты. Первая помощь пострадавшим от радиоактивного излучения.
Практическая работа.
1. Составить личный план действий: при получении информации о радиационной аварии в районе вашего проживания.
Гидродинамические аварии.
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Искусственные и естественные плотины. Водохранилища. Причины и виды гидродинамических аварий. Разбор и анализ реальных событий. Саяно-Шушенская ГЭС. Первичные и вторичные поражающие факторы. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время проявления аварии.
Практическая работа.
Подготовить рекомендации по мерам безопасности для жителей вашего района (поселка, области и т.д.) на случай возможного затопления.
Нарушение экологического равновесия. Экология. Экологическая обстановка. Благоприятные и неблагоприятные экологические условия. История взаимодействия человека с окружающей средой. Факторы, влияющие на экологическое состояние окружающей среды человека. Экологическая безопасность. Экологическая система. Экологический кризис. Экологическая катастрофа. Хронология экологических катастроф в XIX—XX вв. Разбор и анализ реальных событий. Биосфера и человек. Человек — основная геологообразующая сила планеты. В.И. Вернадский и его учение о ноосфере. Загрязнение атмосферы. Атмосфера и озоновый слой. Источники загрязнения: естественные и антропогенные. Загрязнение почв. Почва- уникальное биологическое образование. Почвенные ресурсы. Загрязнение природных вод. Запасы пресной воды. Характеристика экологической обстановки в России. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (ПДК). Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.
Практическая работа.
Подсчитать количество воды, потребляемое вами в течение суток, учитывая воду, идущую на питье, приготовление пищи, личную гигиену и другие хозяйственные нужды. Подсчитать, сколько воды тратит ваш населенный пункт за сутки, месяц и год.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Правила безопасного поведения.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для велосипедистов. Уход за велосипедом. Правила дорожного движения для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед (скутер). Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель — главный участник движения. «Правила дорожного движения Российской Федерации». Правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Дорожно-транспортные происшествия. Безопасность на транспорте.
Проектная деятельность.
Проектные задания.
1. Изучите вопрос о вероятности возникновения техногенной аварии в вашем административном районе (город, район, область, республика).
2. Разработайте модель организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в вашем районе.
3. Разработайте собственный план поведения в чрезвычайной ситуации техногенного характера.
4. Подготовьте текст оповещения населения о чрезвычайной ситуации от имени штаба ГО.
5. Разработайте методику оценки возможного ущерба на примере одного жизненно важного объекта (возможно, вашего жилища).
6. Разработайте комплекс мер по восстановлению экосистемы после ЧС техногенного характера.
7. Подготовьте проект статьи о последствиях ЧС в вашем районе для размещения в средствах массовой информации.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
в 8 классе
Личностными результатами обучения ОБЖ в 8 классе являются:
— развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних природных, техногенных и социальных угроз;
— понимание важности сохранения своего здоровья и формирование потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;
— формирование культуры безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни; воспитание понимания необходимости обеспечения личной и общественной безопасности.
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 8 классе являются:
— овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
— овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
— моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
— приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;
— умение формулировать свои мысли, умение принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;
— освоение алгоритмов действия в опасной или чрезвычайной ситуации техногенного и социального характера.
Предметные результаты обучения. В результате обучения по представленной программе для 8 класса большинство учащихся будут:
Представлять: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Существующую систему защиты населения от пожаров. Иметь представление о причинах возникновения аварий на химически опасных объектах, представлять их разрушительную силу. Порядок действий при организации первой помощи при отравлении химическими вещества-
ми и химическими ожогами. Иметь представление о потенциальной опасности искусственных и естественных гидросооружений. Возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни.
Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека. Понимать важность основ экологической культуры. Роль человеческого фактора в возникновении техногенных аварий. Биологическое действие радиации. Главные проблемы ядерной энергетики. Понимать роль человеческого фактора при авариях на гидросооружениях.
Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Потенциально опасные техногенные ситуации, приводящие к ЧС, и их классификацию. Знать роль гражданской обороны в случае ЧС. Причины возникновения техногенных аварий. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета. Причины возникновения пожаров, представлять их разрушительную силу; роль человеческого фактора в возникновении пожаров, элементарные правила техники безопасности и меры по предупреждению пожара. Знать группу химически опасных веществ и их характеристику; их поражающие факторы; характер воздействия химически опасных веществ на человека и окружающую среду. Элементарные правила пользования химическими веществами в повседневной жизни. Элементарную технику безопасности при обращении с химически опасными веществами. Главные проблемы ядерной энергетики. Знать экологические аспекты вопросов захоронения ядерных отходов. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности; меры защиты при радиационной аварии. Первичные и вторичные поражающие факторы техногенных аварий. Знать прикладную роль экологии; современные проблемы экологической безопасности. Источники загрязнения атмосферы, пресных вод, почвы. Методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Правила дорожного движения; правила поведения на транспорте. Возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни.
Уметь: выявлять причинно-следственные связи; решать поставленные задачи, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять, делать выводы. Объяснять свои поступки и действия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. Оказывать первую помощь при ожогах кислотой и щёлочью.
9 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Основы безопасности личности, общества
и государства
Введение. Культура безопасности жизнедеятельности. Наиболее часто встречающиеся угрозы и опасности для жизни человека и окружающей среды. Влияние человека на окружающую природную среду. Влияние человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности населения. Культура безопасности жизнедеятельности. Законы Российской Федерации и повышение культуры безопасности жизнедеятельности в нашем обществе. Законы Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности» и др.
Национальная безопасность России в современном мире.
Геополитическое положение Российской Федерации. Экономика России — часть мировой экономики. Глобализация экономики, культуры. Результаты глобализации. Национальная безопасность, ее составные части. Анализ политической и экономической ситуации в мире. Финансово-экономические кризисы на современном этапе. Национальные интересы России на современном этапе и долгосрочные. Обеспечение национальной безопасности. Уровень жизни российских граждан. Здоровье граждан и здравоохранение. Рациональное природопользование. Экологическая безопасность. Культура. Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения безопасности. Национальная оборона. Государственная и общественная безопасность. Организация обороны Российской Федерации. Правовые основы обороны государства. Воинская обязанность. Защита Отечества. Призыв на военную службу. Альтернативная гражданская служба. Военное положение. Военное время. Мобилизация. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Закон РФ «О воинской обязанности».
Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций. История МЧС. Основные функции МЧС. Обзор спасательных операций МЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Уровни РСЧС: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый. Координирующие органы РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации «О безопасности». Профилактика возникновения ЧС техногенного характера. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.