Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 59 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности России. Задачи гражданской обороны. Современные средства поражения. Мероприятия по защите населения.
- Ядерное оружие и его виды. История ядерного оружия. Понятия «эпицентр ядерного взрыва», «ударная волна», «световое излучение», «радиоактивное заражение», «электромагнитный импульс». Защита от ядерного оружия. Ядерное сдерживание.
— Химическое оружие. История химического оружия. Отравляющие вещества и их виды. Понятия «очаг химического поражения», «зона химического поражения». Запрещение химического оружия.
— Биологическое (бактериологическое) оружие. Вопросы применения бактериологического оружия. Понятия «эпидемия», «очаг биологического поражения», «обсервация», «карантин». Поражающие средства: вирусы, грибки, токсины. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
— Организация гражданской обороны на объекте экономики.
— Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время. Роль оповещения в обеспечении безопасности населения. Порядок оповещения. Значение речевой информации. Автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС).
— Защитные сооружения гражданской обороны. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Средства защиты: защитные сооружения, рассредоточение и эвакуация, средства индивидуальной защиты. Понятия «защитное сооружение», «убежище», «противорадиационные укрытия», «щели». Принцип устройства защитных сооружений.
Чрезвычайные ситуации мирного времени. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Стихийные бедствия и опасные природные явления, представляющие потенциальный источник угроз человеку и хозяйству: геологические, геокриологические, гидрометеорологические, процессы биогенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Основные причины техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга. Мониторинг: глобальный, региональный и локальный. Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений. Сейсмоопасные районы России. Мониторинг геологических процессов (экзогенных и эндогенных) и подземных вод. Мониторинг антропогенного воздействия на природную среду, водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод.
Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Терроризм и безопасность человека. Причины возникновения терроризма. Экстремизм. Национализм. Основные правила поведения человека, ставшего заложником. Международный терроризм и безопасность России. Субъект терроризма. Статистика международного терроризма. Опасность международного терроризма и его особенности. Противодействие терроризму.
Основы формирования здорового образа жизни.
Понятие о здоровье. Физическое здоровье человека.
Факторы, разрушающие здоровье человека. Табакокурение и его вред. Заболевания, связанные с табакокурением. Вред от пассивного курения. Закон Российской Федерации «Об ограничении курения табака». Первая помощь при отравлении табаком. Алкоголь и его вред. Заболевания, связанные с алкоголем. Алкоголь не помощник в решении проблем. Деградация человека. Алкоголизм. Социальные проблемы, вызванные алкоголизмом. Первая помощь при отравлении алкоголем. Наркотики и их вред. Заболевания, связанные с наркотиками. Деградация человека. Социальные проблемы, вызванные наркоманией.
Факторы, формирующие здоровье человека. Рациональное питание.
Сбалансированное и полноценное питание. Основы подбора продуктов питания (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Безопасные продукты. Маркировка продуктов. Спреды. Консерванты. Эмульгаторы. Нитраты.
Гигиена одежды. Гигиенические свойства одежды (гигроскопичность, водопроницаемость). Искусственные и синтетические ткани.
Занятия физической культурой. Физические упражнения и комфортное состояние здоровья. Аэробные и анаэробные упражнения. Физические упражнения умеренные, продолжительные и регулярные. Правильность выполнения физических упражнений. Контроль дыхания и частоты сокращения сердечной мышцы. Правила безопасного выполнения физических упражнений. Туризм — вид активного отдыха. Адаптация к физическим нагрузкам. Акклиматизация и реакклиматизация. Акклиматизация в горной местности и в условиях жаркого или холодного климата (Севера). Туристское снаряжение: рюкзак, палатка, спальный мешок, коврик, важные мелочи, НАЗ, обувь, одежда. Правила разведения костра. Временные укрытия.
Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы.
Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения при химической аварии. Правила поведения при радиационной аварии. Правила поведения при гидродинамической аварии. Правила поведения при аварии на транспорте. Правила поведения при внезапном обрушении здания. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. Правила поведения во время землетрясения. Правила поведения при извержении вулкана. Правила поведения во время гололеда и гололедицы. Правила поведения при угрозе сильной метели и снежном заносе. Правила поведения во время жары. Как вести себя во время схода снежной лавины. Правила поведения во время грозы. Правила поведения во время наводнения. Как действовать при оползне. Как действовать, если вы оказались рядом с очагом пожара в лесу, на торфянике. Как действовать при угрозе селевого потока. Правила поведения во время урагана, бури, смерча. Правила поведения при возгорании и пожарах в быту. Как действовать при утечке магистрального газа. Правила оказания первой помощи при разных видах травм. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Виды кровотечений и возможная первая помощь.
Проектная деятельность.
Проектные задания.
1. Как проявляются глобальные проблемы человечества в вашем регионе (городе). Например, характеристика экологической обстановки вашего района, населенного пункта.
2. История создания, содержание и направленность, а также эффективность природозащитных нормативноправовых актов вашего административного центра.
3. Составьте месячный оптимальный рацион питания школьника на основе традиционной местной кухни и норм здорового питания.
4.Предложите систему снижения утомляемости учащегося, а также распорядок жизни школьника на месяц с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.
5. Проведите расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.
6. Разработайте систему оптимального использования учебной информации в процессе обучения.
7. Проведите мониторинг изменений климата вашего района (региона) с последующим прогнозированием и аналитической справкой.
8. Сделайте обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибов вашего района.
9. Разработайте алгоритм безопасного поведения подростка в условиях повседневной жизни в вашей местности.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
в 9 классе
Личностными результатами обучения ОБЖ в 9 классе являются:
— развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних и внутренних угроз;
— понимание важности сохранения своего здоровья и формирование потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;
— формирование культуры безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни; воспитание понимания необходимости обеспечения личной и общественной безопасности.
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 9 классе являются:
— овладение умениями понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
— овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
— моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
— приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;
— умение формулировать свои мысли, умение принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;
— освоение алгоритмов действия в опасной или чрезвычайной ситуации любого характера и формирование умений выполнять необходимые социальные посильные роли в предупреждении, во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного происхождения.
Предметные результаты обучения. В результате бучения по представленной программе для 9 класса большинство учащихся будут:
Представлять: сущность организационной работы МЧС. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Типы и принцип устройства защитных сооружений. Принцип организации и средства мониторинга. Сущность терроризма и его опасность. Существующие направления терроризма и экстремизма. Критерии оценки состояния здоровья. Пути формирования здорового образа жизни. Иметь представление о технике искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Понимать: влияние общей культуры на формирование человека как личности. Важность формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Ценность жизни человека. Необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Задачи национальной обороны, государственной и общественной безопасности. Почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены законодательно. Сущность терроризма и понимать его опасность. Опасность международного терроризма для национальной безопасности России. Понимать сущность определения понятия «здоровье». Необходимость сохранения здоровья. Зависимость физической культуры и состояния здоровья человека.
Знать: главные положения национальной безопасности РФ. Понятие «национальные интересы». Стратегические цели обеспечении национальной безопасности государства. Принципы организации обороны РФ; порядок призыва на военную службу; главные положения ФЗ РФ «Об обороне»; порядок обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные направления государственной политики в области ГО и защиты населения и территории от ЧС. ФЗ РФ, направленные на защиту населения и территорий от ЧС. Структуру и задачи РСЧС. Задачи ГО в мирное и военное время. Средства оповещения. ЧС природного и техногенного характера, их причины возникновения и последствия. Что такое мониторинг и мониторинг ЧС техногенного и природного характера. Как защитить себя при угрозе теракта. О вреде и последствиях курения, алкоголизма и наркомании. Правила поведения при угрозе и проявлении опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Правила оказания первой помощи при ранах, кровотечении, переломах, ожогах.
Уметь: работать с различными источниками информации. Анализировать и сопоставлять, делать выводы; принимать решения. Уметь моделировать процессы. Применять полученные знания и навыки на практике. Использовать знания, полученные на уроках биологии, географии, химии, физики. Иметь элементарные навыки в составлении и соблюдении оптимального рациона питания с учетом нагрузок и климатических условий. Составлять индивидуальную программу оздоровления. Оказывать первую помощь при ранах, кровотечении, переломах, ожогах.
7. Тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Раздел I. Личная безопасность в повседневной жизни (14 часов) | ||
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ. | 1 |
2 | Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Какие службы защищают людей (население). Оповещение населения, виды сигналов оповещения. | 1 |
3 | Опасности в городе и в сельской местности. Опасные ситуации в жилище. | 1 |
4 | Возгорание. Источники возгорания. Горение. Самовоспламенение. Пожар и его опасные спутники Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров | 1 |
5 | Опасные газы. Затопление жилища. Разрушение зданий. | 1 |
6 | Опасные вещества в быту: химические удобрения, средства защиты от сорняков и насекомых в сельском хозяйстве; ртуть, лекарства, непригодные для употребления продукты питания. Признаки отравления и первая доврачебная помощь | 1 |
7 | Дорога и ее элементы. Дорожные знаки. Одностороннее и двустороннее движение. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток. Участники дорожного движения: пешеходы, водители и пассажиры. Правила пешеходов. Транспорт и его виды. Тормозной путь. | 1 |
8 | Безопасность в общественном и личном транспорте. Особые правила поведения в метро. | 1 |
9 | Правила поведения на железнодорожном транспорте. Правила поведения на водном транспорте. Опасные и чрезвычайные ситуации на водном транспорте. | 1 |
10 | Безопасность на водоемах. Правила поведения на льду замерзшего водоема Правила поведения на воздушном транспорте. | 1 |
11 | Криминогенные ситуации в населенных пунктах. Рекомендации, как уменьшить вероятность возникновения криминальной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета, при взрыве и при захвате заложников. | 1 |
12 | Экология. Предмет изучения экологии. Влияние человека на природную среду. Источники загрязнения. Сохранение водных и почвенных ресурсов. | 1 |
13 | Загрязнение почвы. Безопасность пищевых продуктов. | 1 |
14 | Безопасный компьютер. | 1 |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 часа) | ||
15 | Понятие первой доврачебной помощи. Правила остановки кровотечения. Правила обработки раны | 1 |
16 | Ожоги: термические, химические. Первая помощь при ожогах. | 1 |
17 | Главные правила здорового образа жизни. Режим дня. техника безопасности при пользовании персональным компьютером и телевизором. | 1 |
| Итого: | 17 |