Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятия управленческого решения и условий его формирования.).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
Неопределенность может носить:
1) объективный характер;
2) субъективный характер.
Объективный характер связан с множеством обстоятельств, основные из них:
- чрезмерное количество объектов и связей между ними, влияние которых не исследовано или не прогнозируемо;
- ресурсные, включая время, ограничения для сбора и анализа информации;
- отсутствие достоверной и своевременной информации;
- высокая стоимость обеспечения определенности.
Субъективный характер управленческих решений обусловлен:
- недостаточной компетенцией ЛПР;
- личностными факторами ЛПР.
К первой группе факторов, характеризующих уровень компетентности можно отнести:
1) инновационные способности менеджера;
2) полученное образование;
3) накопленный опыт;
3) умение творчески отнестись к разрешению проблем;
4) способность оценить ситуацию;
5) способность решиться на разумный риск;
6) способность к анализу поступающей информации и синтезу полученных результатов
7)уровень компьютерной грамотности, владение ПЭВМ.
По мнению О.А. Кулагина, личностные факторы складываются из психических процессов, психических состояний и психических свойств.
Психические процессы разделяются на три вида: познавательные, волевые и эмоциональные. В свою очередь познавательные включают ощущения, восприятие, память, мышление, представление, воображение, внимание.
Роль этих процессов в ходе принятия решения весьма значительна. Если память в какой-то степени можно заменить техническими средствами, то остроту мышления (скорость и масштабность), четкость представлений и способность вообразить (сконструировать) развитие ситуации заменить ничем нельзя. Концентрированное внимание помогает в сборе информации и экономит время на ее анализе.
Психические процессы в значительной степени обусловлены мотивационными процессами. Они определяют направленность интересов, предпочтения, притязания личности, которые оказывают зачастую решающее воздействие на формирование типа руководителя и определяют критерии, которыми он будет руководствоваться при выборе альтернатив.
Психические состояния – это реакция личности на внешние и внутренние факторы, направленные на достижение определенного результата. Эти состояния многообразны и, как правило, очень изменчивы: оптимизм, бодрость, утомление, психическое пресыщение, апатия, депрессия, тревога и т.п. Под их влиянием находятся все рассмотренные выше психические процессы. Человек в состоянии тревоги, апатии, стресса сосредоточен на себе и своих проблемах, невнимателен, хуже мыслит, плохо помнит. В таком состоянии он может не воспринять необходимой информации и выбрать не самый эффективный способ принятия решения, что скажется на его качестве. Таким образом, серьезное воздействие психических состояний на принимаемые решения требует от руководителя заботы о своем физическом и психическом состоянии.
Психические свойства делятся на общие и индивидуальные.
К общим относятся ограничения индивидуальных возможностей, вынуждающие человека для удовлетворения своих потребностей становиться членом организации, принимать ее условия, нормы и ценности.
Общие психические свойства обусловлены следующими факторами:
1) фактором предвзятости – все, что сделано не нами, плохо;
2) фактором подмены действительного желаемым (невнимание к трудностям и нерешенным проблемам);
3) фактором перестраховки;
4) фактором эгоцентризма – агрессивное стремление достичь какой-либо узкой цели, носящей, как правило, личный характер.
Индивидуальные свойства – степень ограничения возможностей по сравнению с другими, уровень развития и степень выраженности у отдельного человека психических свойств (особенности восприятия, эмоциональная реактивность, скорость мышления), темперамент, характер, уровень притязаний и система предпочтений.
А.В. Карпов отмечает следующие закономерности в принятии решений в зависимости от индивидуальных качеств.
1. Индивидуальные качества людей в значительно большей степени проявляются в процессе принятия решения, чем влияют на результат. Несомненно, определенная зависимость между уровнем развития интеллекта и психики ЛПР и качеством его решения существует. Однако эта зависимость не носит ярко выраженного характера. Значительно сильнее эти индивидуальные качества оказывают воздействие на способ принятия решения. У каждого человека одни качества выражены сильнее, другие – слабее. Принимая решения, человек осознанно или подсознательно выбирает такой способ, который в наибольшей степени базируется на его сильных сторонах и не позволяет проявиться его слабым чертам.
2. Индивидуальные особенности людей так взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, что оказывают воздействие на способы принятия решений лишь суммарно; это позволяет ослабить воздействие негативных сторон интеллекта и усилить влияние сильных сторон.
Система предпочтений и уровень притязаний в большей мере, чем другие личностные факторы, подвержены воздействию конкретных обстоятельств, в которых находился человек в течение своей деятельности. В зависимости от рассмотренных выше личностных факторов эти предпочтения и притязания могут сказаться на принятии управленческих решений как положительно, так и отрицательно.
Влияние субъективной неопределенности на процесс принятия решения может быть слабым (не влиять на процесс); средним (следует критически оценить цели и методы); угрожающим (необходимо привлечь для оценки ситуации специалиста, руководителя или консультанта более высокой квалификации).
Особенно большое значение имеет неопределенность при принятии решений в экстремальных ситуациях, складывающихся под влиянием природных, экономических, политических, социальных факторов.
Уровень экстремальности влияет на характер принимаемых решений и имеет три класса:
I класс – число возможных вариантов развития событий ограничено, они известны или предсказуемы, тем самым возможна подготовка к разрешению проблем. Экстремальные ситуации первого класса могут быть разрешены методами ситуационного управления.
II класс – число возможных вариантов велико, и потому нет возможности их обдумать и подготовиться к решению проблем. Ситуации второго класса требуют специальной профессионально-психологической подготовки, включающей разработку сценариев поведения людей в экстремальных ситуациях, создание нормативной документации, регулирующей действия людей, формирование специальных резервов всех видов.
III класс – непрогнозируемая ситуация. Ситуации третьего класса решаются полностью на интуитивном уровне.
Среда риска, неопределенности и конфликта предъявляет особенно жесткие требования к субъективным условиям принятия решения. Вот почему менеджер должен обладать целеустремленностью, высокой способностью к адаптации, инновационным и прогностическим мышлением.
Таким образом, с учетом факторов, влияющих на процесс принятия решений, можно отметить, что теория принятия решений представляет собой набор понятий и систематических методов, позволяющих всесторонне анализировать проблемы принятия решений в условиях неопределенности. Совершенствование процесса принятия решений – цель рассматриваемой теории.
Факторы, определяющие эффективность решения
Эффективность решения зависит от многих факторов. Сам процесс управления, обоснования и принятия решений содержит как объективные, так и субъективные компоненты, строгую формализацию и интуицию, навыки и умения. Другими словами, управление и разработку решений следует рассматривать как сплав науки, искусства и опыта. Так что же, может, не надо применять научных методов разработки решений, раз одной только науки недостаточно и все равно мы не застрахованы от ошибок? Перефразируя известный тезис Е.С. Вентцель, можно сказать, что современная ТПР - это научный способ давать плохие рекомендации для принятия решений в управлении, где другими способами даются еще более худшие рекомендации.
В качестве основных модельных исходов реализации какого-то решения концептуально выделим лишь два и назовем их "Успех" и "Неудача". Поскольку эффективность решений для ЛПР определяется не только соотношением величин полезности успеха или тяжести неудачи, но и соотношением шансов на успех и неудачу, учтем и эти меры неопределенности.
Как уже было отмечено, эффективность определяется двумя основными группами факторов, влияющих на исходы операции, а именно: объективными и субъективными
Объективные факторы предполагают такие важные обстоятельства, как собственные экономические и технические возможности ЛПР (качество активных ресурсов), обстоятельства, определяющие степень благоприятности для ЛПР экономической, политической и местной ситуации, наличие хороших и надежных партнеров.
Субъективные факторы составляют характеристики личности ЛПР как управленца. Хороший управленец – личность, стремящаяся к лидерству; личность харизматическая, привлекающая людей, вдохновляющая их на действия, излучающая энергию и уверенность, порождающая у людей желание идти за ней.
Обобщая, можно сформулировать, что основные факторы, влияющие на эффективность операции, – это:
- Качества ЛПР.
- Качество активных средств.
- Способы применения активных средств.
- Условия применения активных средств.
Качество ЛПР определяется следующими моментами. Хороший управленец должен обладать "холодной головой" и способностью к беспристрастному анализу ситуации. Для этого в сложных ситуациях необходимо прибегать к использованию как качественных, так и количественных методов анализа решений. Такую способность у ЛПР назовем рассудительностью.
Однако одной рассудительности мало. Многие люди обладают способностью провести глубокий анализ или сделать важные выводы из него. Многие могут длительное время изучать закономерности и взаимосвязи. Из такого типа людей получаются хорошие аналитики, эксперты, исполнители. Однако для того, чтобы стать настоящим руководителем, ЛПР нужны и другие важные качества личности. Русский генерал М.Д. Скобелев так говорил об этом: "Талант полководца – это соединение ума и воли. Ум необходим для нахождения единственно правильного решения, воля столь же необходима для проведения этого решения в жизнь, когда приходится преодолевать сопротивление не только противника, также стремящегося к победе, но нередко и несогласие вышестоящих начальников или своих же подчиненных. Уверенность полководца в своей правоте, в своих решениях, находящая выражение в его решительности, передается войскам, ощущается ими, как ощущаются и его колебания, ведущие к перемене приказов, его нерешительность, выдающая неуверенность в своих действиях. Решительному полководцу войска верят и охотно следуют за ним. И напротив, его нерешительность порождает неуверенность войск в своем вожде и в возможности достижения победы. Если волю и решительность объединить понятием "характер", то можно говорить о том соотношении ума и характера, которое необходимо военному человеку". А вот еще мнение. Подводя итоги своего огромного военного опыта, Наполеон высказывал на этот счет следующее мнение: "Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума". Таким образом, чтобы повысить эффективность своих решений, ЛПР должно обладать смелостью, решительностью, твердостью в отстаивании и воплощении собственных идей и решений на практике. Совокупность этих качеств личности обобщим словом "характер".
Но и этого еще недостаточно, чтобы повысить шансы на успех, добиваться успеха как можно более значительного и как можно чаще. На эффективность решений, несомненно, оказывают влияние такие качества личности управленца, как его предприимчивость и неустанный поиск нового (инициативность) и, конечно же, его опыт. Это не только личный опыт ЛПР, но и его способность обратиться к опыту других, умение окружить себя талантливыми людьми. Последнее качество А.В. Суворов относил к отличительной особенности великих людей. Он так писал князю Потемкину: "Главное дарование великого человека – знать избирать особ по их талантам".
Обобщая сказанное, можно утверждать, что шансы на успех и сама степень успеха, несомненно, зависят от совершенства личности ЛПР как управленца. Здесь важны такие черты личности ЛПР, как его опыт, рассудительность, инициативность, целенаправленность и твердость. Если же этого нет, если, наоборот, ЛПР ведет себя нерационально, поддается эмоциям и переживаниям, рефлексиям и неуверенности, если оно безынициативно и не имеет достаточного опыта и желания обращаться к знающим людям (экспертам), то риск неудачи существенно возрастает.
Качество активных средств. В настоящее время в теории эффективности сложились два подхода к определению качества активных средств.
Первый подход: Качество как потенциальная эффективность операции.
Согласно этому подходу, принято рассматривать типовую операцию, в которой некоторый объект (например, техническая система) или субъект является активным средством достижения поставленной цели. После этого определяют так называемую потенциальную эффективность операции, которая достигается при идеальном способе применения данного объекта или субъекта.
Потенциальную эффективность операции иначе называют эффективностью системы, которая используется идеальным способом как активное средство операции. Например, в этом смысле можно говорить об эффективном производственном оборудовании, эффективном работнике или группе. Поскольку эффективность системы зависит не от способа применения, а лишь от свойств системы, то ее принимают за основную характеристику качества данной системы. Следовательно, эффективной следует считать систему, использование которой при идеальном способе применения позволяет достигнуть цели операции.
Однако этот подход трудно использовать на практике, поскольку не всегда понятно, как оценить потенциальную эффективность той или иной операции. Поэтому для определения качества активных средств, как правило, используют более привычный подход на основе выявления их полезных свойств.