Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятия управленческого решения и условий его формирования.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для компаний XXI в. характерно влияние как инновационного развития общества в целом, так и инновационного управления. На уровне компании это проявляется в развитии внутрифирменного предпринимательства – создание внутренних венчуров для реализации идей и изобретений сотрудников. На межфирменном уровне инновацией является создание сетевых структур как новой и организационной формы, базирующейся на сочетании конкуренции и кооперации. Кооперация в рамках общей информационной, научно-технической, финансовой и маркетинговой сети дополняет конкуренцию как главный принцип рыночных отношений. Это позволяет концентрировать интеллектуальный потенциал, производственные, финансовые и маркетинговые ресурсы всех участников сети и разделять риски в борьбе за рынок. Кооперация усиливает конкуренцию между сетями на мировом рынке.

Одной из самых эффективных новых форм является кластер – сообщество тесно связанных отраслей, опирающееся на конкуренцию и преимущества горизонтальных сетевых связей. Основоположник кластерной теории Майкл Портер под кластером понимает средоточение взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг и ассоциированных организаций в определённой области и на конкретной ограниченной территории. Классическим примерами считаются: кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия). В развитых странах кластерные технологии используют не только для построения транснациональных кластеров, но и как один из элементов промышленной политики.

Кластер является антиподом отраслевого подхода, преобладающего в России. Развитие  отраслевых промышленных комплексов ограничивается рамками региональных или национальных возможностей. В то же время кластеры, особенно транснациональные, интегрируют различные отрасли, виды деятельности и международные проекты, генерируют инновационные процессы и повышают конкурентоспособность компаний кластера на мировом рынке. К сожалению, в России иногда смешиваются такие понятия, как территориально-промышленный комплекс (ТПК)1, где ядром является крупное промышленное предприятие, и кластер – наличие разветвлённых сетевых связей между большим количеством малых и средних предприятий.

Самые радикальные инновации в ближайшие пять лет ждут крупные корпорации мира. Эксперты IBM Global Business Services считают, что компания будущего должна быть «голодной до перемен», инновационной – за пределами самых смелых фантазий потребителей, глобально интегрированной и социально ответственной. Компании озабочены не защитой старых рынков, а завоеванием новых потребителей (и даже новых типов потребителей), осознают важность социальной ответственности. Они охотятся не за активами, а за компетентными людьми. Но особенно удивительным является то, что компании стали больше внимания уделять разработке бизнес-моделей, а не инновациям на производстве. Основные инвестиции идут на разработку новых форм ведения бизнеса.


Речь идёт о трёх типах инноваций: на уровне предприятия (изменение структуры и участие в партнёрских связях); на уровне дохода (новых способов получения прибыли от исходного  продукта, например, Apple, единственный из всех производителей телефонов, получает часть доходов операторов сотовых сетей); на уровне отрасли (создание абсолютно новой ниши – компании eBay и Google начали индустрию онлайновых аукционов и поиска в Интернете). Самые успешные компании открывают новые ниши.

Ещё одна инновация на уровне крупных компаний – просьюмеризм, когда потребители превращаются в сопроизводителей (Consumers + Producers = Prosumers).

Например, в индустрии игр наиболее активные игроки становятся авторами самых популярных игр. Компания Nike позволяет покупателям самим моделировать дизайн обуви у себя на сайте и делать обувь со своей подписью. Другое новшество – судьюсеризм, когда поставщик и производитель занимаются совместными разработками (Supplier + Producer = Suducer). Но это не интегрированные структуры, когда головная компания делает весь дизайн и размещает заказы у поставщиков. В данном случае поставщики сами оптимизируют дизайн и компоненты, им предоставляется большая свобода. По сути, это – партнёрские отношения. Такие инновации получили широкое распространение в азиатских странах. Для них характерна и инновационная форма выхода на международные рынки. Если раньше компании строили свои мини-копии  в других странах (модель ТНК), то теперь в других странах строят только часть бизнеса (например, продажу и логистику), а само производство и бэк-офис могут находиться за тысячи километров. Это уже глобально интегрированная компания, а не транснациональная компания.

Таким образом, переход к новой парадигме креативно-инновационного характера управления в XXI в. породил целый ряд управленческих инноваций, которые по значимости зачастую  превосходят технические (технологические) инновации.

Принятие управленческого решения, по существу, является промежуточной фазой между управленческим решением и управленческим воздействием. Исходя из этого, эффективность управленческих решений следует охарактеризовать как совокупность эффективности разработки управленческих решений и эффективности осуществления этих управленческих решений.

    1. Анализ факторов, влияющих на эффективность управленческого решения, в современных условиях.

Эффективность — это результативность производства, труда или управления

Рассчитывается большое количество частных показателей экономической эффективности деятельности коллектива организации (всего таких показателей существует более шестидесяти).


К этим показателям относятся рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача, фондоемкость, окупаемость капитальных вложений, производительность труда, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, и др.

Можно оценивать как эффективность деятельности аппарата управления данной организации в целом, так и эффективность отдельных управленческих решений. Также объемные показатели, а также удельные качественные показатели. Здесь эффективность организационно-технических мероприятий, осуществленных в соответствии с принятым управленческим решением, выражается путем соизмерения затрат по этим мероприятиям и результатов, полученных вследствие их проведения.

При оценке эффективности управленческих мероприятий может быть использовано понятие совокупного экономического эффекта, поскольку в составе полученных результатов имеется определенный трудовой вклад членов коллектива организации, имеющих различные профессии.

Организации ориентируются, с одной стороны на необходимость удовлетворения требований потребителей их продукции (работ, услуг), а с другой стороны — на улучшение экономических показателей своей хозяйственно-финансовой деятельности. Вследствие этого при оценке эффективности управленческих решений необходимо учитывать как социальный, так и экономический аспекты эффективности.

Рассмотрим порядок оценки эффективности управленческих решений на примере торговой организации.

Для того чтобы правильно определить эффективность управленческих решений, необходимо осуществлять раздельный учет доходов и расходов торговой организации в разрезе отдельных товарных групп. Однако на практике ведение такого учета очень сложно. Вследствие этого целесообразно использовать при анализе так называемые удельные качественные показатели, а именно прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота, а также издержки обращения в расчете на 1 млн. рублей товарных запасов.

Эффективность управленческих решений в торговой организации проявляется обобщенным образом в количественном виде как прирост объема товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, уменьшение суммы товарных запасов.

Окончательный же финансово-экономический результат исполнения управленческих решений находит проявление в увеличении доходов торговой организации и в уменьшении ее расходов.

Результативность отражает способность организации производить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданным временным или количественным параметрам.


Производительность труда – это показатель экономической эффективности трудовой деятельности персонала. Она определяется как отношение количества выпущенной продукции к затратам на ее производство.

В основе формирования и достижения необходимых показателей лежит эффективность. Данный показатель является многогранным, если учесть, что слово «эффект» означает впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую, политическую и партийную окраску.

Эффект может наблюдаться или формироваться. Обычно эффект (результат) сравнивают с затратами в сопоставимых понятиях и анализируют эффективность какого-либо процесса или явления.

Эффективность может быть положительной и отрицательной.

Один вид эффективности может изменяться за счет другой или частично ее компенсировать. Так, увеличивая организационную эффективность, можно существенно увеличить экономическую. Например, при усилении порядка и технологической дисциплины в компании улучшаются производительность и результативность труда. А это неизбежно приводит к увеличению экономической эффективности (более высокой прибыли). Руководитель должен обращать одинаковое внимание на все виды эффективности, так как в комплексе они могут существенно усилить результирующую эффективность. Для человека и компании экономическая эффективность не самая важная. Часто ее добиваются для того, чтобы косвенным путем решить организационные, экологические и другие проблемы. Лучше идти прямым путем, добиваясь хороших значений ключевых для компании видов эффективности. Эффективность компании в целом складывается из эффективности УР, эффективности продукции, способности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.

Эффективность УР – это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.

Аналогично классификации общей эффективности и эффективность УР разделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и политическую.

Организационная эффективность УР – это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационные цели связаны с реализацией следующих потребностей человека: в организации жизни и безопасности, в управлении, стабильности, порядке.


Экономическая эффективность УР – это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию.

Социальная эффективность УР также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества людей и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека: в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность УР – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.

Психологическая эффективность УР – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Психологические цели реализуют следующие потребности человека: в любви, семье, свободном времени.

Правовая эффективность УР оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке.

Экологическая эффективность УР – это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют следующие потребности человека: в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические.

Этическая эффективность УР – факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.

Политическая эффективность УР – это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.

Эффективность УР разделяется по уровням ее разработки, охвату людей и компаний. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления компании, группы компаний, отрасли, региона, страны.