Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятия управленческого решения и условий его формирования.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй подход: Качество как совокупность внутренних свойств системы.

Этот подход состоит в понимании качества как набора внутренних свойств системы, характеризующих ее пригодность удовлетворять определенные потребности согласно своему назначению. Другими словами, качество – это совокупность полезных свойств объекта или субъекта с точки зрения достижения целей конкретной операции. Например, высококачественное оборудование или первоклассный специалист, используемые не по назначению при выполнении какой-либо работы, могут оказаться совершенно бесполезными, и поэтому их нельзя считать качественными активными средствами в данной операции.

При таком подходе об уровне качества системы судят по степени выраженности у нее того или иного свойства. Для измерения уровня качества используют показатели качества. Например, качество технической системы может оцениваться по таким показателям, как производительность, надежность, живучесть, безопасность, эстетичность и другим. Аналогично можно измерять качество других видов ресурсов (например, людей или информации), используемых как активные средства операции. Конечно, в этих случаях применяются совсем другие показатели.

Способы применения активных средств – следующая важная группа факторов, влияющих на эффективность операций. Эти факторы представляют собой порядок и приемы использования активных средств (ресурсов) для решения поставленных задач. Для каждого типа активных средств характерны свои, специфические способы применения. Более того, каждое активное средство имеет, как правило, множество альтернативных способов применения, из которых следует выбрать наилучший или приемлемый. К ним относятся:

- способы распределения задач и полномочий;

- способы организации взаимодействия между участниками операции;

- варианты распределения дефицитных ресурсов;

- пространственно-временная последовательность выполнения отдельных работ;

- технологии преобразования ресурсов в ходе проведения операции;

- способы обмена информацией;

- способы контроля результатов операции и другие.

Условия применения активных средств характеризуются воздействием внешней и внутренней среды организации на ход и результат операции. К ним относятся:

- природные факторы (например, климатические условия, географическое положение, катастрофические явления природы);

- активные действия других участников операции (например, сознательное противодействие конкурентов, содействие или бездействие партнеров, поведение потребителей);


- ограничения (физические, ресурсные, экономические, юридические, этические, социальные, экологические).

Все перечисленные факторы оказывают непрерывное и совместное влияние на эффективность деятельности людей и организаций. Причем сила их совместного влияния зависит не только от значений этих факторов, но также от их комбинации или сочетания в каждой конкретной ситуации.

Выбор способов применения активных средств – одна из ключевых задач, решаемых руководителем при подготовке и проведении операции.

Все факторы, влияющие на эффективность операции, можно разделить на следующие группы:

- управляемые и неуправляемые:

- внешние и внутренние;

- определенные и неопределенные.

К управляемым факторам относят такие, на которые ЛПР может влиять по своему усмотрению при подготовке и проведении операций. Как правило, управляемые факторы – это качество активных средств и способы их применения. В некоторых ситуациях можно оказывать влияние и на условия применения активных средств, создавая (насколько это возможно) более благоприятную внешнюю и внутреннюю среду, содействующую достижению целей организации. Именно из множества значений управляемых факторов формируются управленческие решения руководителя.

Однако большая часть факторов не зависит от решений руководителей, т.е. они не в силах целенаправленно менять значения этих факторов и должны лишь учитывать их возможное влияние. Такие факторы называют неуправляемыми. К ним как правило, относятся условия применения активных средств, например действия конкурентов, законодательство, решения правительства, экономическая ситуация и другие.

По отношению к организации как открытой системе факторы, влияющие на эффективность операций, могут быть внешними и внутренними. Внешние факторы отражают влияние внешней среды, способствуя успешному решению задач организации (полезные факторы) или противодействуя ее целям (вредные факторы). В общем случае к ним относятся потребители, поставщики, конкуренты, акционеры, решения правительства, рынок рабочей силы, местные органы власти, общественные организации, экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические и другие факторы.

Внутренние факторы отражают взаимовлияние внутренних переменных и движущих сил внутри организации на процесс ее функционирования и развития. К ним относятся такие факторы внутренней среды, как цели, структура, культура, процессы и ресурсы организации.


По степени информированности руководителя организации о значениях факторов, влияющих на эффективность операций, все факторы, можно разделить на определенные и неопределенные. К определенным относят факторы, значения которых известны с требуемой точностью. Влияние определенных факторов на результат операции можно предсказать достаточно точно. Поэтому при наличии только определенных факторов в ситуации выбора каждой альтернативе можно сопоставить некоторый известный результат. Такие ситуации, как уже рассматривалось, называют детерминированными и в этом случае говорят о принятии решений в условиях определенности. К определенным факторам условно можно отнести качество активных средств, если оно известно, поведение партнеров и поставщиков, если с ними заключены соглашения, и некоторые другие.

Однако в условиях определенности принимается сравнительно мало управленческих решений, поскольку фактически в любой реальной ситуации выбора присутствуют неопределенные факторы, значения которых неизвестны или известны не полностью. Такие ситуации называют недетерминированными. И в этом случае говорят о принятии решений в условиях неопределенности. Например, в процессе управления организацией неопреде­ленными факторами, как правило, являются действия конкурентов, потребительский спрос, отказы технических систем, поведение персонала организации и многие другие.

Качество принимаемого решения, как одно из составляющих эффетивности.

Осуществляя выбор альтернативы, ЛПР стремится обеспечить самое высокое качество выбора, возможное в конкретных условиях. Понятие качества управленческого решения достаточно неоднозначно: во-первых, потому что в полной мере оно может быть оценено только по­сле того, как решение реализовано; во-вторых, недостатки в реализации могут свести на нет высокое качество решения на этапе его теоретического обоснования.

Поскольку качество относится к результату, а эффективность – к процессу, целесообразно рассматривать качество решения на стадии его принятия (так как выбирается и предполагается определенный результат), а эффективность решения на стадии его реализации, хотя в реальной жизни эти два понятия и показателя переплетены достаточно тесно.

Качество управленческого решения есть частное проявление общего понятия качества. Последнее может быть определено как совокупность свойств и особенностей объекта и достигаемая в соответствии с этим степень удовлетворения потребности в нем. Понятие качества имеет объективные характеристики, которые фиксируются в нормативных документах (ГОСТы, ТО и т.п.). Однако для каждого конкретного потребителя качество имеет и свои индивидуализированные признаки, которые определяются особенностями данной личности и ее потребностью. Качество управленческого решения – это степень соответствия выработанных теоретических рекомендаций по обоснованию цели и путей ее достижения той реальной проблеме, которая является предметом решения.


Условия обеспечения качества решения следующие.

Первым общепринятым условием качества управленческого решения является его научная обоснованность, т.е. знание объективных законов развития системы и конкретного объекта, применительно к которому принимается решение. Необходимо уметь прогнозировать тенденции развития объекта управления, располагать полной, достоверной, своевременной информацией, знать основные рекомендации теории принятия решения. Столь серьезные требования к научной обоснованности достаточно остро ставят вопрос о широком привлечении в качестве консультантов как специалистов со стороны, так и сотрудников собственного учреждения.

Вторым условием является системность, которая включает, с одной стороны, логическую связь между целями и методами их достижения, с другой – единство подхода к решению разных проблем, связанных между собою, вытекающее из стратегии организации.

Третье условие – своевременность принятия решения, которая означает, что время, затраченное на принятие и реализацию решения, должно соответствовать реальным условиям функционирования объекта, т.е. результат должен быть получен в тот срок, когда он может быть в полной мере эффективен.

Совершенно очевидно, что первые два условия находятся в противоречии с третьим, поскольку научная обоснованность включает сбор информации, который требует времени, а системность предполагает формулирование принципов построения системы решения, что также требует времени. В реальной жизни разрешение этого противоречия достигается на основе либо накопленного практического опыта, либо интуи­ции лица, принимающего решение.

Четвертое условие: адаптивность принятого решения. Следует помнить, что качество решения – понятие относительное, что при изменении ситуации возникает необходимость либо частично изменить, либо полностью отказаться от принятого решения. Это вовсе не означает, что данное решение было в принципе неправильно. Психологически следует быть готовым к тому, что такая ситуация возникнет, необходимо рассматривать ее как совершенно нормальную и уделять больше внимания прогнозированию развития ситуации и формулированию запасных вариантов реакции на эту ситуацию.

Адаптивность противоречит второму условию, ибо вынуждает иногда под воздействием объективных условий переходить к совершенно иной системе решений. Это логическое противоречие не является надуманным, а отражает реальные противоречия жизни.


Пятое условие – практичность. Любое самое великолепное решение будет абсолютно бессмысленным, если организация не располагает возможностями для его реализации в ограниченные сроки и при имеющихся ресурсах.

Шестое условие качества решения – его правомочность. Это означает, что решение должно приниматься тем лицом или органом, которое имеет соответствующее законное основание его принимать.

Повышению качества решения способствует также четкая отработка процедуры принятия решения. Должны быть решены следующие вопросы:

- какие решения принимаются на отдельных ступенях иерархии;

- с кем должно быть согласовано решение;

- кто должен быть проинформирован о принятых решениях;

- какие сроки и формы контроля установлены за исполнением принятых решений.

Помимо вышеперечисленных условий, определяющих качество решения, следует принимать во внимание факторы эффективности, рассмотренные ранее.

Проведенные исследования показывают, что доля некачественных решений достаточно высока. B.C. Юкаева предлагает следующую формулу расчета качества принимаемых решений:

,

где Кк – коэффициент качества управленческих решений;

Pп – количество принятых управленческих решений;

Рв – количество выполненных управленческих решений;

Рн – количество выполненных некачественных решений.

С этой формулой не вполне можно согласиться, поскольку в ее составе имеются выполненные управленческие решения, что соответствует скорее не качеству, а эффективности принимаемых решений. Тем не менее, многочисленные расчеты по этой методике показали, что среди причин невыполнения решений 40% составляют непредвиденные обстоятельства, 30 – низкое качество самого решения, 30% – факторы, связанные с его реализацией, т.е. основная доля невыполненных решений связана с условиями реализации и, тем не менее треть приходится на низкое качество разработки.

Низкое качество управленческих решений также связано с их огромным количеством, неконкретным характером рекомендаций, имитирующих решение проблемы (ускорить разработку, повысить качество, предотвратить), без указания конкретных мер и сроков, отсутствие делегирования, приводящее к чрезмерной перегрузке руководителя и усилению отрицательного воздействия личностных факторов: низкий авторитет руководителя, решение которого вызывает сомнение у исполнителей и потому удлиняет сроки реализации решения, приводит к конфликтам в коллективе. Низкий авторитет руководителя может быть связан с переоценкой им собственной квалификации, неуверенностью в себе, неумением четко и ясно изложить свою позицию, взять на себя ответственность за принимаемое решение.