Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятия управленческого решения и условий его формирования.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость постоянного повышения качества решения, таким образом, должна базироваться на правильном подборе кадров на должности, связанные с принятием решения. В основе подбора должны лежать прежде всего соответствующие личностные характеристики, поскольку недостаток квалификации может быть преодолен путем систематического ее повышения как в области общей теории менеджмента, так и в теории принятия управленческих решений

Выводы к первой главе:

Можно сказать, что вообще такое понятие, как решение является достаточно многозначным. Под ним понимается процесс или акт выбора, а также возможно и результат выбора. Вообще управленческое решение можно определить как результат управленческой деятельности менеджмента любого уровня предприятия. Принятие решений – это основа управления организацией. Принятие и выработка управленческих решений является особо творческим процессом в деятельности топ-менеджеров предприятия, а также руководителей любого другого уровня. К факторам, которые оказывают влияние на эффективность процесса принятия определенных управленческих решений, можно отнести личностные оценки руководителя, среду принятия управленческого решения, информационные ограничения, поведенческие ограничения, негативные последствия, взаимозависимость решений. Процесс принятия решения определяется как процесс выбора управленцем, который принимает решение, наиболее оптимально варианта из огромного множества альтернатив. Этот процесс является деятельностью, которая осуществляется по специальной технологии с использованием различных технических средств и методов. Эта деятельность направлена на разрешение конкретной ситуации на предприятии путем формирования, а далее уже реализации воздействия на какой-либо объект управления. Сегодня в условиях современного рынка управленческие решения чрезвычайно важны, как для какого-либо отдельного человека, так и для всего общества. Процесс принятия управленческого решения, то есть выбора конкретного варианта из альтернативных, всегда будет носить творческий характер. Большинство решений в процессе их претворения в жизнь, корректируется с целью устранения различных отклонений или учета новых появившихся факторов, т.е. оно являются корректируемым.


Глава 2. Особенности выработки оптимального управленческого решения в современных условиях.

2.1. Принятие управленческих решений в менеджменте ХХI века.

Из всех видов инноваций управленческие, до нынешнего века, меньше всего привлекали внимание учёных.

Очевидно, это связано с тем, что введение технических, технологических инноваций даёт ощутимые, а часто и измеримые конкурентные преимущества объекту управления. Эффект, который даёт совершенствование управления через введение новшеств, не так заметен, зачастую неизмерим. Не оценивается и то, что именно обновлённая система управления делает возможным реализацию технологических инноваций, что именно управленческие инновации обеспечивают эффективный переход от исходного состояния системы в желаемое.

Ясно, что управленческие инновации связаны с успешными нововведениями в сфере управленческой деятельности. Потребность в управленческих инновациях как на уровне общества, так и на уровне организации возникает в случае проблем двух типов.

Во-первых, проблемы недостижения цели, падения управляемости (рост организации, уровней управления, задержка в принятии и реализации управленческих решений).

Источником возникновения этого типа проблем являются противоречия между:
– новыми технологиями производства и устаревшими методами, процессами и структурами управления (управленческой технологией);
– поставленными целями и нехваткой ресурсов, несоответствием ресурсов (человеческих, сырьевых, финансовых, временных, информационных);
– поставленными целями и нерациональной системой организации их достижения (процедуры принятия решений, распределение полномочий и ответственность руководителей, управление персоналом).

Во-вторых, проблемы неиспользования возможностей эффективной работы системы на основе имеющегося инновационного потенциала.

Управленческие инновации в этом случае направлены на повышение конкурентоспособности (страны, фирмы, товара); повышение финансовой устойчивости функционирования, увеличение капитализации компании. Управленческие инновации позволяют решать задачи, которые ранее вообще не решались в системе управления. (Например, оценивать конечный результат труда управленцев и их вклад в результаты работы организации для установления соответствующей оплаты труда.) Так, А.И. Пригожин ввёл понятие «управленческая прибыль» как результат (в том числе и экономический) эффективной управленческой деятельности не только за счёт принятия новой системы бухгалтерского учета или финансового менеджмента, но и за счёт управленческих нововведений. Пригожин назвал управленческую прибыль «неопознанным ресурсом» организации.


Попробуем дать определение понятию «управленческая инновация». В научной литературе имеется немного попыток определить это понятие. Проанализируем некоторые из них. А.Б. Титов: «Управленческие инновации – это новые формы и методы работы, используемые аппаратом управления». Думаем, что это определение слишком сужает содержание и смысл этого интересного вида инноваций. Другое определение: «Управленческие инновации есть любое организационное решение, система, процедура или метод управления, существенно отличающийся от сложившейся практики и впервые используемый в данной организации». В качестве примера называются методы бухгалтерского учёта, оценки и подготовки кадров, экономико-математические модели, системы планирования, впервые примененные в данной организации. Определение относится лишь к внутриорганизационным нововведениям и никак не задевает развитие УИ на макроуровне: создание УИ, их распространение (диффузия) и использование. Е.Т. Гребнев: «Под управленческим нововведением понимается любое целенаправленное изменение технологии управления, ориентированное на замену существующего механизма управления или его элементов с целью ускорения, облегчения или улучшения выполнения поставленных задач». Аналогичное определение, связывающее управленческие инновации с управленческими технологиями, даётся и А.В. Матвеевым: «Управленческая инновация – это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых управленческих технологий, методов и организационных форм».

В этих определениях управленческая инновация связывается с понятием «управленческая технология» («технология управления»), которая меняется редко. В определениях имеются в виду не новые управленческие технологии, а новые управленческие процессы либо технология управленческих процессов (хотя Гребнев в примечании к данному им определению отмечает, что речь идёт о расширительной трактовке термина «технология управления», включающей не только процедурные, но и информационно-технические, научно-познавательные и психологические стороны управления). Представляется, что более обоснованно связывать управленческие инновации с управленческой деятельностью в оперативном (тактическом) плане и с технологией управления – в стратегическом.

Размером интересно определение П.И. Ваганова: «Управленческие инновации (нововведения) – целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированных на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла предприятия, технологий и предприятия в целом. Управленческие инновации реализуются в трёх основных формах адаптационных механизмов – структурных, административных и информационных – и направлены на разработку соответствующих управленческих воздействий».


Представляется, что автор, желая объять все стороны управленческих инноваций, добился полной неясности и излишней наполненности подробностями этого определения с потерей тем не менее некоторых составляющих (например, на уровне крупных объектов управления).

Управленческие инновации тесно связаны с персоналом. Поэтому им оказывается большее сопротивление при введении в организацию. Новые организационные структуры, методы выработки решений, формы стимулирования работников сталкиваются с человеческими интересами. Стабильность является значимой человеческой ценностью, а введение инноваций всегда связано с нарушениями стабильности, преодолением инерции сложившегося порядка. Последствия управленческих инноваций менее предсказуемы, чем последствия технических (технологических) инноваций. Не всегда осуществляется переход от исходного состояния в желаемое. Это связано с ограниченной способностью людей принимать и реализовывать адекватные управленческие решения.

Характер изменения места, роли и видов управленческих инноваций в современной экономике связан со сменой парадигмы в управлении. В условиях глобализации управляемыми объектами являются: государства, их региональные интеграционные объединения, транснациональные корпорации (ТНК), мировой финансовый рынок, а также само общество. Указанные объекты вырабатывают собственную стратегию поведения в ответ на вызовы глобализации.

Признаками, которые характеризуют смену парадигмы в управлении, являются:
– переориентация от массового производства – стандартизированного, регламентированного, бюрократического – к производству с быстрой сменяемостью моделей, технологий; производству по индивидуальным заказам;
– ускорение изменений – сокращение жизненного цикла продуктов и услуг, технологий; смена поколений сложной техники сегодня так быстра, что не успевают окупаться затраты на создание продуктов предыдущего поколения;
– разнообразие запросов потребителей, подвижность ресурсов, повышение роли субъективных факторов при разработке и реализации управленческого решения.

Мы полагаем, вслед за А. Субетто, что новая парадигма – это креативно-инновационный характер управления. «Новый тип менеджмента – креативный, активно использующий технологию творчества, механизмы которого ориентированы на высокую динамику рыночной конъюнктуры, что определяет новаторство предпринимательства в направлениях креатизации всех сфер деятельности фирмы: поддержание постоянного притока новых идей, предложений, изобретений, ускорение рыночной реализации новшеств, поиска новых форм хозяйствования».


Идея инновационного управления реализуется в переходе от прямого администрирования к формированию мотивационных систем, обеспечивающих развитие творческой инициативы управляемых объектов. Её воплощению способствуют современные информационные технологии, позволяющие в реальном масштабе времени вести диалог управляющих структур и управляемых объектов. Этот принцип реализован в концепции многоуровневого управления, разработанной в Эдинбургском университете и положенной в основу долгосрочной государственной программы инновационного развития Великобритании. В программе предусмотрен переход от чисто административных методов управления к методам стимулирования творческой инициативы на всех уровнях. Программа предполагает согласование действий по инновационному и социально-экономическому развитию на региональном, страновом и межстрановом уровне, например в Европейском союзе. При этом учитываются коммерческие риски, повышение доходов населения, развитие образования и здравоохранения, социальная защита, обеспечение занятости населения, адаптация местных рынков к инновационным продуктам и услугам. Концепция многоуровневого управления реализуема лишь при развитии структур гражданского общества, местного самоуправления, объединений научных, профессиональных, культурных обществ и негосударственных некоммерческих организаций правозащитного, медицинского, образовательного и других типов, которые активны пока только в развитых странах. Именно в этом ключе находит подтверждение идея инновационного управления как создающая новые ценности и выгоду как организации, так и субъектам, входящим в ее состав.

Для XXI в. приметно развитие глобального управления, когда происходит создание наднациональной системы управления (международные организации, неправительственные объединения, транснациональные корпорации, региональные интеграционные объединения). Идея наднациональных институтов управления реализована в рамках Европейского союза, где осуществляется как политическое, так и экономическое управление (например, в сфере финансов, торговли). Причём в этом случае присутствуют элементы как позитивной, так и негативной интеграции. Позитивная интеграция предусматривает модель управления, обеспечивающую  защиту прав потребителей, охрану окружающей среды, то есть по сути социальную ориентацию. Негативная интеграция направлена на устранение национальных барьеров для создания рынков больших масштабов. Введение общей европейской валюты (евро) и вся программа Экономического и валютного союза относятся к негативной интеграции. Страны ЕС испытывают экономический шок в связи с тем, что при различном уровне развития они брошены один на один справляться с возникающими трудностями. При этой ситуации в выигрыше оказывается бизнес, как наиболее транснационализованный игрок.