Файл: Наличное и денежное обращение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы проведения валютного контроля

однобокая фискальная направленность системы валютного контроля в России

нестабильность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогового контроля

Недостаточно эффективная информационная база в рамках системы валютного регулирования и валютного контроля

Рис.8. Проблемы проведения валютного контроля России [Составлено автором]

Рисунок 8 свидетельствует о том, что валютно-денежный рынок сталкивается с проблемами правового и экономико-политического характера. В рамках существующих проблем, связанных с валютно-денежным рынком, важно отследить проблемы таможенного характера (поскольку валютный рынок связан с внешнеэкономической деятельностью) [30, C.98].

Несмотря на достаточно эффективную систему таможенной деятельности в РФ, ей присущ ряд существенных недостатков. Наиболее существенной проблемой можно назвать проблему необходимости обновления законодательной базы. Важна также проблема недостаточно эффективно разработанной системы таможенного контроля на уровне региональных таможенных служб.

В рамках современного денежного рынка существенна недостаточно проработанная система страхования валютных рисков, а также страхования банковских рисков. Варианты страхования рисков валют в рамках современного валютного рынка России:

Страхование валютных рисков представляет собой денежные (финансовые) процедуры, направленные на полном или частичном избежание возможности экономических потерь от предполагаемого изменения курса или на получение спекулятивного дохода.

Сформированная в стране система страхования валютных и банковских рисков сталкивается с рядом проблем и трудностей. Востребованность страхования банковских валютных и рисков обусловлена небывалой в сравнении с предшествующими годами активностью российского регулятора по отзыву лицензий на банковскую деятельность, повлекшей за собой стремительное сокращение Фонда, предназначенного для выплат компенсаций вкладчикам Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» - АСВ. В этой связи возникает ряд проблем, связанных с [26, C.37]:

  • достаточностью сети действующих кредитных организаций для удовлетворения потребностей обеспечения экономического роста и поддержки малого и среднего бизнеса;
  • формированием здоровой конкурентной среды;
  • обеспечением гарантий вкладчикам, размещённых в коммерческих банках средств, в случае банкротства банков.

Одновременно с удовлетворительным решением возникающих событий на российском рынке страхования банковских валютных и рисков отмечается рост рынка вкладов, что в определённой мере связано с деятельностью Агентства, хотя не менее значимым вкладом в общий их прирост, наблюдаемый на протяжении последних лет стало отсутствие альтернатив инвестирования домашними хозяйствами свободных денежных ресурсов.

Глобальной проблемой для российской экономики и уровня жизни населения явилось обесценение российского рубля (прослеживается со второй половины 2018 года).

Курс рубля привязан к множеству экономических и политических факторов. Сегодняшний курс является следствием не только объективных реалий, но и панических настроений бизнеса и населения [4].

На снижение курса рубля оказала влияние санкционная политика. Санкционные мероприятия сводятся к следующему [26, C.38]:

  • сворачивание существующих программ сотрудничества и контрактов с российскими компаниями;
  • запрет не только национальным, но и частным структурам стран, внедривших санкции, заключать с российскими предприятиями хозяйственные сделки установленных видов;
  • запрет покупать у РФ товары военной промышленности и ряда других категорий;
  • замораживание активов государства и отдельных компаний за рубежом;
  • отказ в доступе к международному кредитованию РФ в целом и ее финансовым структурам в частности.

Можно утверждать, что 2019 год стал для России годом дефицита основных валют – USD и EUR в результате стечения таких обстоятельств. Прослеживается уменьшение золотовалютного резерва РФ. Его объем [41]:

  • на середину 2019 года составил 368399 млрд. руб.;
  • на конец 2018 года составил 385460 млрд. руб.

На конец 2018 –2019 год прослеживается ограничение доступа российских банков и компаний к зарубежным капиталам как следствие санкций. Например, ЕС [43]:

  • запретил своим структурам и членам долговое финансирование и торговлю ценными бумагами топливно-энергетических гигантов: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти»;
  • ужесточил условия предоставления займов и инвестиционных услуг для таких российских «Сбербанка», ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка»;
  • включил в санкционный список 9 оборонных концернов, среди которых: «Химкомпозит», «Калашников», НПО «Высокоточные комплексы», ПВО «Алмаз-Антей».

В связи с внедрением санкций государство лишено возможности рефинансировать займы (продлить действующие кредитные договоры на новые сроки). К концу 2019 – началу 2020 годов российские компании обязаны погасить долгов более чем на 250 млрд. долларов. Основная часть этой суммы приходится на государственные и окологосударственные структуры. Это означает отток капитала и повышение спроса на валюту [43].


Также прослеживается отток отечественного капитала за рубеж. Денег в стране становится не просто меньше: чтобы вывести их за рубеж, нужно произвести предварительный обмен валют. Последствия очевидны: спрос на USD и EUR еще больше возрастает, а рубль – падает. Это неизбежно в любой стране, формально или фактически вступившей в военный конфликт: бизнесмены пытаются обезопасить капиталы.

Панические настроения населения приводят к резкому спаду экономической активности и уменьшению потребления, а также к досрочному снятию депозитов в рубле, обмену на USD и EUR и изъятие их из оборота с идеей, что «банкам доверять нельзя, лучше хранить дома».

С ноября 2014 года определен курс таргетирования инфляции с параллельным переходом на свободно плавающий валютный курс рубля (в долгосрочном периоде до 2020 года возможен переход к полноценному таргетированию инфляции в условиях свободно плавающего обменного курса рубля, в современных же кризисных условиях данное условие затруднено, что вызывает необходимость актуализации денежно-кредитной политики РФ соответственно современным реалиям). С ноября 2014 года ЦБ проводил свою денежно-кредитную политику, ориентируясь на целевой уровень инфляции, а не на поддержание курса национальной валют. В результате реализации принятого решения формирование курса рубля должно происходить под влиянием рыночных факторов, что должно способствовать усилению действенности денежно-кредитной политики Банка России и обеспечению ценовой стабильности [41].

Переход к свободному курсу рубля предполагает смену финансовой парадигмы в России - управление денежно-кредитной политикой через ключевую ставку и таргетирование инфляции (установление целевого показателя), а не через фиксацию курса [44].

Свободный рубль в долгосрочной перспективе должен сохранить золотовалютные резервы, а в краткосрочной – должен очистить рынок от спекулянтов, говорят эксперты [44].

До того, как отпустить рубль, ЦБ РФ произвел еще одно неожиданное действие - поднял базовую ставку на 150 пунктов. И это при том, что большинство экспертов и банкиров ожидали увеличения не более чем на 75. Многие сочли это мероприятие необоснованным. Официально объявленные причины [44]:

  • рост потребительских цен и в первую очередь – на продукты питания (следствие продовольственного эмбарго, объявленного Россией в ответ на санкции);
  • инфляционные ожидания бизнеса и простых россиян.

В результате экономика России оказалась под одновременным воздействием и торгового шока (падение цен на нефть), и остановки потоков капитала (sudden stop) в результате применения финансовых санкций. Отток


капитала происходил как по линии роста активов (прямых и портфельных инвестиций за границу, чистое приобретение иностранной валюты), так и по линии чистого погашения обязательств (прежде всего по прочим инвестициям).

Эффективная работа банковского сектора – это залог стабильности экономики страны в целом. Понимая это, Центральный Банк России строго контролирует работу коммерческих банков. К нарушителям норм и законодательных актов применяются строгие меры вплоть до лишения лицензии.

Причины делятся на две группы [29, C.417]:

ЦБ обязан лишить лицензии коммерческий банк, если:

  • достаточность капитала ниже 2%;
  • размер собственных средств меньше минимально допустимого значения уставного капитала (300 000 000 рублей);
  • несвоевременное исполнение или неисполнение требования ЦБ о приведении размеров собственных средств и уставного капитала в соответствие нормативным актам;
  • банк не имеет возможности отвечать по своим кредитным обязательствам более 14 дней с момента возникновения финансовых требований;
  • банк допустил снижение размера капитала, уровень которого стал ниже минимально допустимого размера собственных средств.

ЦБ имеет право (но не обязан) лишить коммерческий банк, если:

  • банком, при получении лицензии, были указаны недостоверные сведения;
  • банком не осуществлялись банковские операции, предусмотренные выданной лицензией, более года со дня ее получения;
  • банком предоставлялись недостоверные отчетные данные;
  • организация задержала ежемесячную отчетность более чем на две недели;
  • организация осуществляет непредусмотренные лицензией операции;
  • выявлено несоблюдение законов РФ и нормативных актов;
  • выявлено неоднократное (за год) неисполнение судебных решений различной юрисдикции;
  • есть ходатайство о временной администрации;
  • обнаружено уклонение от предоставления различных сведений и данных.

После отзыва лицензии ЦБ вводит временную администрацию и совершает процедуру добровольной ликвидации (при достаточности средств) или банкротства (при отсутствии средств у организации).

Банк России также должен уделять внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.


Проведенный в п.2.1 анализ свидетельствует о положительной динамике функционирования денежного обращения в стране. Современная денежная система характеризуется активизацией безналичных расчетов (активное развитие в современных условиях получают электронные деньги). Ввиду влияния кризиса на экономику важно стимулировать и поддерживать как систему наличного, так и безналичного обращения.

2.2 Сравнительный анализ безналичного и наличного платежа

Денежное обращение - процесс непрерывного движения денег в качестве средства обращения и платежа. Структура денежного обращения может быть представлена в двух видах [15, c.44]:

  • наличное денежное обращение;
  • безналичное денежное обращение.

Наличное денежное обращение представляет собой оборот денег в стране (монет, и банкнот). Важно отметить, что в рамках функционирования современного денежного рынка первостепенна роль безналичного денежного обращения. Электронные деньги - это электронная замена наличных денег, а конкретно, монет и банкнот, которая хранится на электронном носителе, и которая позволяет производить безналичные расчеты разных размеров посредством мобильной связи и интернета в разнообразных отраслях деятельности в момент осуществления сделок - в существующих пунктах продаж и торговли [18, c.107].

Электронные деньги особенно полезны и удобны при осуществлении массовых платежей небольших сумм. Например, при платежах в транспорте, кинотеатрах, клубах, при оплате коммунальных услуг, штрафов, при расчетах в интернете и т.д. [18, c.107]

Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу. Деньги переходят от плательщика к получателю быстро.

Специалисты считают, что электронные деньги корректнее всего сравнивать с наличными деньгами, так как обращение безналичных денег обязательно персонифицировано и известны реквизиты обеих сторон. В случае расчетов электронными деньгами достаточно знать реквизиты получателя денег.

Но и перед наличными деньгами электронные деньги имеют ряд преимуществ [18, c.110]:

  • превосходная делимость и объединяемость, при проведении платежа не возникает необходимости в сдаче;
  • высокая портативность – величина суммы не связана с габаритными или весовыми размерами денег, как в случае с наличными деньгами;
  • очень низкая стоимость эмиссии электронных денег: не надо чеканить монеты или печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т.д.;
  • не нужно физически пересчитывать деньги, эта функция переносится на инструмент хранения или платежный инструмент;
  • проще, чем с наличными деньгами организовать физическую охрану электронных денег;
  • момент платежа фиксируется электронными системами, воздействие человеческого фактора снижается;
  • при платеже через фискализированное эквайринговое устройство торговцу невозможно укрыть средства от налогообложения;
  • электронные деньги не нужно пересчитывать, упаковывать, перевозить и организовывать специальные хранилища;
  • идеальная сохраняемость: электронные деньги не теряют своих качеств с течением времени;
  • идеальная качественная однородность: отдельные экземляры электронных денег не обладают уникальными свойствами (как, напри мер, царапины на монетах или надорванные банкноты);
  • безопасность – защищенность от хищения, подделки, изменения номинала и т. д. обеспечивается криптографическими и электронными средствами.