Файл: Модель П. Херси и К. Бланшара как инструмент для лидерства в организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 2
Ведущий эксперт Европы в области менеджмента Манфред Кетс де Врис, автор концепции "эмоционального лидерства", основной задачей изучения лидерства видит "возвращение человека в организацию". По его мнению, это становится возможным лишь тогда, когда руководитель-лидер начинает уделять большое внимание внутреннему миру своих последователей, каждому человеку в отдельности, а также социальным условиям их совместной работы. Лидеры, понимающие тонкости управления и ведущие своих последователей в соответствующем направлении, дают компаниям дополнительный стимул.
Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 гг. К настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностный, поведенческий и ситуационный.
Старейшей из теорий лидерства является теория черт, название которой происходит от словосочетания "черты характера". Эта теория также известна под названием "теория великих людей", так как для выявления лидерских качеств ученые изучали биографии известных полководцев, политических и государственных деятелей и других великих людей.
Авторы теории черт преследовали цель выявить и описать качества, навыки и черты характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п.
Например, по мнению американских исследователей Д. Ханта и Р. Осборна (James G. Hunt and Richard N. Osborn), развивавших этот подход, эффективный лидер должен обладать такими специальными навыками, как:
1) концептуальные навыки - способность анализировать и решать комплексные проблемы;
2) управленческие навыки - способность решать специальные задачи;
3) навыки планирования и организации - способность выбрать курс действий и сконцентрировать ресурсы для достижения цели;
4) навыки принятия решений - способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений;
5) поведенческая гибкость - способность изменять личное поведение в соответствии с целями или реагировать на изменение ситуации;
6)коммуникативные навыки - способность эффективно взаимодействовать с людьми;
7) административные навыки - способность стимулировать и руководить (направлять) людьми или группами для достижения цели или выполнения задания;
8) объективность - способность объективно оценивать усилия персонала и его слабости;
9) личное влияние - способность производить хорошее впечатление;
10) речевые навыки и навыки письменных коммуникаций - способность ясно и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
11)навыки снятия стресса - способность сохранять высокую работоспособность во время стресса.
В 1940-х гг. ученые начали изучать собранные данные о соотношении личных качеств человека и его лидерских способностей. Однако, несмотря на сотни проведенных исследований, они так и не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают выдающегося лидера. Дальнейшие исследования поставили теорию черт под сомнение, так как при детальном анализе оказалось, что индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще.
Поведенческий подход к лидерству
В основе поведенческого подхода к проблемам лидерства лежит предположение, что эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. В соответствии с этим подходом стиль руководства может быть автократичным, демократичным или либеральным.
Автократичный лидер авторитарен, обладает достаточной властью навязывать свою волю исполнителям, использует директивный стиль руководства. Он намеренно апеллирует к потребностям низкого уровня подчиненных, как можно больше централизует полномочия и строго структурирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений, плотно руководит всей работой в пределах своей компетенции, может оказывать психологическое давление и угрожать.
Демократичный лидер старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации. Он избегает навязывать свою волю подчиненным, поэтому часто использует механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, самовыражении и т.п.
Либеральный стиль руководства характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, который вряд ли можно причислить к лидерству.
Сравнение стилей управления
Базовые стили управления |
Основные преимущества и возможности |
Основные недостатки и угрозы |
Авторитарный |
Экономия времени, определение границ полномочий и ответственности, жесткий контроль |
Подавление инициативы подчиненных, субъективизм и "мания величия" руководителя |
Демократичный |
Коллективизм, поощрение инициативы и творчества, гармоничное развитие персонала |
Дополнительные временные затраты, низкий профессионализм отдельных сотрудников |
Либеральный |
Делегирование полномочий, предоставление дополнительных прав и свобод подчиненным, экономия средств |
Снижение или потеря управляемости, угроза деградации или краха организации |
Дальнейшие исследования лидерства заставили исследователей и практиков сделать вывод, что ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить однозначное соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и его эффективностью - с другой, так как на эффективность лидерства решающее влияние оказывают разнообразные ситуационные факторы.
Ситуационный подход к лидерству
Современным менеджерам приходится выбирать такие методы и средства управления, которые будут наиболее эффективными в каждой новой ситуации. То же самое относится и к лидерству.
От чего же зависит каждая ситуация, складывающаяся в организации или в ее внешней среде? Это прежде всего потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющаяся у руководителя информация и т.п.
В рамках ситуационного подхода к лидерству разработано большое количество теорий и моделей. Наиболее распространенными из них являются: "управленческая решетка" Р. Блейка и Дж. Моутон, модель Фреда Фидлера, теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, модель принятия решений руководителем В. Врума, Ф. Йеттона, Артура Яго.
1.2. Сущность теории жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара
Одной из наиболее известных прикладных моделей лидерства является ситуационная теория П. Херси и К. Бланшара (Hersey, Blanchard, 1974, 1982). Она используется как основной метод подготовки руководящего состава в таких известных компаниях, как IBM, Mobil Oil, Xerox, a также в подготовке офицерских кадров.
Ситуационное руководство, или ситуационное лидерство, – это подход к управлению людьми, основанный на использовании 4 стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче.
Теорию ситуационного лидерства разработали и описали в книге 1960 года «Менеджмент организационного поведения» («Management of Organizational Behavior») американские исследователи поведения Пол Херси и Кен Бланшар. (Приложение 1).
Пол Херси (Paul Hersey) - американский специалист по управлению. Профессор нескольких университетов. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Основатель консалтинговой компании и Центра исследования лидерства. Деятельность центра была направлена на прививание руководителям ситуационной методики управления.
В основном профессиональная деятельность подразумевала консультирования военных, промышленных и государственных организаций на предмет управления персоналом. Им написано много книг, в число которых входит: The Situational Leader; Situational Selling; Situational Service: Customer Care for the Practitioner.
Кен Бланшар (Ken Blanchard) - американский исследователь поведения. Эксперт в области менеджмента. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Автор порядка 60 книг, переведенных на 37 языков («Одноминутный менеджер» и др.). Он также являлся главой международной консалтинговой компании, цель которой – обучение руководителей управлению персоналом. Фундаментом же этой миссии выступает три элемента: обучение лидерским навыкам, повышение уровня этих навыков и обучение, нацеленное на их практическое применение.
Херси и Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла. Термин «ситуация» здесь подразумевает: - готовность людей выполнять рабочие задания;
- способность людей выполнять рабочие задания;
- характер выполняемой работы;
- психологический климат в организации.
Эта теория фокусирует свое внимание на подчиненных лидера (или ведомых). Согласно ей успешность лидера зависит от адекватного выбора стиля лидерства, который должен соответствовать степени зрелости членов руководимой им группы.
Акцент на подчиненных или ведомых обусловлен тем, что именно они являются той средой, которая принимает или отвергает лидера. В конце концов, вне зависимости от того, что делает лидер, его эффективность основывается прежде всего на действиях его подчиненных. И, как ни странно, этот важнейший фактор долгое время игнорировался во многих теориях лидерства.
1.3. Методика использования теории жизненного цикла в качестве одного из инструментов лидерства в организации.
Согласно этой теории, самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость отдельных лиц и групп включает профессиональную составляющую: имеющиеся знания, умение брать на себя ответственность, умение выполнять задание к сроку, предшествующий опыт, осознание политических аспектов и психологическую зрелость: упорство, самостоятельность, ориентация на достижение, желание выполнять работу, готовность брать на себя ответственность. В зависимости от выполняемой задачи отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Руководитель определяет эту зрелость, на основании этой субъективной оценки руководитель и определяет сравнительную зрелость конкретного лица или группы. Под зрелостью группы понимается способность и желание ее членов нести ответственность за свое поведение.
Понятие «зрелость» включает два компонента: профессиональную зрелость и психологическую зрелость. Первый компонент охватывает профессиональные знания и навыки подчиненных. Профессионально зрелый индивид обладает знаниями, навыками, способностями и опытом, позволяющими ему выполнять свои профессиональные задачи без чьего-либо руководства и указаний. Психологическая зрелость обусловлена желанием или мотивацией делать свою работу. Людям, зрелым психологически, не требуются внешняя стимуляция и поощрение, они внутренне мотивированы.
Херси и Бланшар также выделяют два стиля лидерства: ориентированный на людей и ориентированный на задачу. Комбинируя различные выраженности этих стилей, они выводят четыре специфических лидерских стиля:
- «Директивный» (сильная выраженность ориентации на задачу + слабая выраженность ориентации на людей). Лидер определяет роли подчиненных и указывает, что, как, когда и где делать.
Это руководство через конкретные указания – вы жестко ставите цели, даете конкретные задания и отслеживаете, как они выполняются. Подразумевается высокая ориентация на задачу и низкая ориентация лидера на людей. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.
- «Наставнический стиль» (сильная выраженность ориентации на задачу + сильная выраженность ориентации на людей). Лидер реализует как директивное, так и поддерживающее.
Это лидерство через «продажу идей». Оно предполагает высокую ориентированность и на задачу, и на людей. Руководитель продолжает давать указания, следит за выполнением заданий, но тут добавляется элемент обоснования: руководитель объясняет сотруднику принятые решения и предлагает ему высказывать свои идеи.