Файл: Сущность и функции финансов (Структура системы государственных финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Переход Российской Федерации от административного метода  к рыночным методам управления экономикой  кардинально изменил экономическую, социальную и политическую обстановку в стране. В связи с этим в России  назрела необходимость в глубоком системном  изучении  состояния государственных финансов Российской Федерации, проведения анализа закономерности их развития в условиях рыночной экономики.

Цель работы – проанализировать развитие системы государственных финансов в рыночной экономике России.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность, содержание и функции государственных финансов;

- рассмотреть структуру системы государственных финансов Российской Федерации;

- определить влияние государственных финансов на развитие рыночной экономики;

- проанализировать особенности формирования федерального бюджета Российской Федерации;

- провести анализ показателей доходной и расходной части федерального и местных бюджетов России;

- определить итоги реализации основных направлений бюджетной политики.

Объектом исследования является доходная и расходная часть федерального бюджета Российской Федерации. Предмет исследования - место и роль государственных финансов в экономической жизни страны.

При подготовке работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала, метод графического представления информации.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Сущность, содержание и функции государственных финансов

Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Государственные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства.[1]


Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам.

Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.

Как и для любой другой категории финансов, для государственных финансов характерен ряд функций: распределительная, контрольная, регулирующая[2]

Распределительная функция состоит в том, что государство координирует финансовые ресурсы и направляет их на решение каких-либо актуальных на сегодняшний день задач[3].

Например, в России существует Министерство экономического развития, в функции которого входит, в том числе, планирование развития экономики государства и определение финансирования важнейших аспектов развития. Тем не менее, окончательное решение о выделении финансов на такие цели принимают другие государственные органы. Контрольная функция состоит в том, что государство осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Это важнейшая функция, среди её главных целей находится борьба с коррупцией.

Это древняя и очень распространенная проблема, заключающаяся в хищении государственных финансовых резервов и использовании их в собственных, частных нуждах. Развитие коррупции тормозит развитие экономики страны, повышает бюджетные расходы, увеличивает социальное расслоение и, как следствие, повышает общественное недовольство.

Последствия развития коррупции могут быть самыми неприятными, поэтому противодействие нецелевому расходованию бюджетных средств входит в приоритеты финансовой политики многих государств (в том числе и России), а за коррупционные правонарушения в некоторых странах предусмотрена высшая мера наказания (например, в Китае – расстрел).

Наконец, регулирующая функция направлена на регулирование финансовой системы, и здесь мы подходим к разграничению понятий финансовой и денежной политики, которое следует дополнительно пояснить. Государство проводит в финансовой сфере особую, финансовую политику, которую следует отличать от денежной. Дело в том, что данные виды политики проводятся в государстве разными органами федеральной власти – Министерством финансов и Центральным Банком. Различны и инструменты, посредством которых ведется финансовая и денежная политика[4].


Впрочем, соотношение денежной и финансовой политики до сих пор остается сложным и спорным вопросом. В узком понимании, финансовая политика – это такая политика, которая проводится государством по отношению к доходам, расходам, а также к государственному долгу. При этом политика в области доходов будет включать налоговую политику государства и политику в области использования государственной и муниципальной собственности. Налоги – важнейшая часть формирования доходной части бюджета государства, при этом, они же выступают важным инструментом регулирования. Грамотная налоговая политика может привести к масштабному развитию бизнеса и привлечению в страну иностранных компаний, в том числе, и мирового уровня. То есть, в макроэкономическом плане выгодно поддерживать невысокие налоговые ставки – они будут способствовать вовлечению государства в мировую экономику. Высокие налоговые ставки напротив создадут сложные условия для развития предпринимательства.

В то же время, политика государства в отношении расходов объединяет такие статьи как государственная инвестиционная политика, социальная политика, политика в области безопасности и в области государственного управления. Финансовая политика реализуется в рамках принимаемой государством стратегии развития на определенный период времени.

Основные понятия и содержание государственных финансов представлены на рисунке 1.

Государственные финансы:

- форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство, а также - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

- представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам.

Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.

Функции государственных финансов: распределительная, регулирующая и контрольная.

К категории «государственные финансы» относятся следующие экономические категории:

- государственный кредит;

- налоговая система;

- неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;

- бюджетная система;

- понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств.


Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти: законодательные и исполнительные (Президент, Правительство, Нацбанк, Министерство финансов и др.).

Финансы:

  • это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
  • совокупность экономических отношений между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств.

Рисунок 1. Основные понятия и содержание государственных финансов[5]

Государственные финансы имеют чёткую целевую ориентацию. Они затрагивают определённые социально-политические интересы отдельных слоёв общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Итак, государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: Государственные финансы объединяют денежные отношения, посредством которых формируются и используются фонды денежных средств, предназначенных для выполнения функций и задач государства. Решение социально-экономических задач осуществляется с помощью государственных финансов. В ходе выполнения конкретизированных задач перераспределяются финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, отраслями национальной экономики, входящими в состав материального производства и социальной сферы, социальными слоями граждан.

1.2. Структура системы государственных финансов РФ

  • Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
  • Федеральный бюджет;
  • Бюджет субъектов Российской Федерации;
  • Государственный внебюджетный фонд Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды);
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.[6]

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит;
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;
  • бюджетная система;
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Структура государственных финансов России схематически представлено на рисунке 2.

Государственные финансы

Финансы

местных

администраций

Финансы

Федерального

Правительства

Финансы местных органов власти

Финансы региональных властей

Внебюджетные фонды

Государственный бюджет (бюджет Федерального Правительства)

Бюджеты местных органов власти

Бюджеты региональных органов власти

Финансы предприятий государственного сектора

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды

Рисунок 2. Структура государственных финансов России[7]

Итак, функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Самым главным бюджетом бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет, который позволяет мобилизовать ресурсы, необходимые государству, воздействовать на экономику, поддерживает население, а также осуществляет стимулирование развития экономики.

Федеральный бюджет Российской Федерации является первый уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Он представляет собой финансовый план государства, который утверждается Государственной Думой.

Согласно бюджетному кодексу бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Другими словами, бюджет можно определить, как сумму перераспределенных денежных средств, которые государство расходует на выполнение своих функций.[8]

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов России образует такое понятие, как консолидированный бюджет.

Согласно бюджетному кодексу консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.