Файл: Модель П. Херси и К. Бланшара как инструмент для лидерства в организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 2
Введение
Проблему «лидерства» начали исследовать еще с давних времен. Первые упоминания об этом явлении находим в трудах философов: Конфуция, Платона, Макиавелли, Гегеля, Ницше и другие. У Конфуция в работе «Лунь Юй» благородный правитель имеет много положительных качеств: «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывает почтение, не жесток». Наиболее перспективная типология лидерства была выдвинута Лаоцзы, в работе «Дао Дэ Цзин». По его мнению, лучший вождь — тот, которого «народ не замечает», на втором месте — тот, которого «народ обожает», на третьем — тот, которого «народ боится» и на последнем — тот, кого «ненавидят». Платон в 418 г. до н. э. в своем труде «Государство» упомянул, что у идеального государя власть включает в себя «как разумение, так и рассудительность». Никколо Макиавелли представлял образ правителя в своем труде «Государь» (1513), его личная власть — не благо само по себе, а средство достижения определенной политической цели (например, объединение и усиление государства). Правитель, согласно позиции Н. Макиавелли, обязан брать в расчет главные стимулы человеческой активности (получение имущественных благ) и, «благодаря умению отгадывать сокровенные желания человеческой души», управлять людьми. В начале XIX в. к проблеме лидерства и образа лидера обращались Г. Гегель, Т. Карлейль и Р. Эмерсон. По их мнению, лидер значительно отличался от большинства людей и являлся выдающейся личностью. В соответствии с учением Г. Гегеля, лидер представляется как «доверенное лицо мирового духа». В деяниях великих лидеров «субстанционально содержится» историческая необходимость. В своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841) Т. Карлейль утверждает, что люди не могут существовать без лидера — героя, который будет их направлять. Р. Эмерсон также считал, что именно лидерам принадлежат все выдающиеся изобретения, благодаря им существуют все ключевые вехи в истории человечества. Г. Тард, в свою очередь, отмечает, что подражание последователей лидеру являет собой основной закон социальной жизни. В работе «Законы подражания» автор говорит о том, что единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные оригинальными, выдающимися личностями. По мнению Ф. Ницше, стремление стать лидером — естественное стремление человека, помехой которому является мораль, это «оружие слабых», настоящий лидер вправе ее третировать, чтобы она «не висела у него гирей на ногах». В зарубежных психологических работах XIX в. вопросы «лидерства» поднимались в связи с проблемами, интересующими ученых в то время. В частности, основоположник психоанализа З. Фрейд полагал, что стремление к лидерству — это результат сублимации. Согласно Фрейду, человечество нуждается в лидере, так же как и семейство в авторитарном отце; «в отцеподобии» — тайна лидерства. Лидерство З. Фрейд рассматривает как сублимацию (концентрацию на высшем уровне) так называемого либидо, как компенсацию низкой самооценки личности. Альфред Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, чаще всего характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. По мнению А. Адлера, желание быть лидером — компенсация «чувства неполноценности» личности. В работах X. Дженнингс, К. Левина, Дж. Морено, К. Фидлера изучались методы оценки лидеров и отбор личностей, ориентированных на лидерство. Таким образом создавались психометрические и социометрические тесты и методики. В работах отечественных философов рубежа ХIX—XX вв. С. Бердяева, П. Л. Лаврова, Н. В. Соколова, П. А. Сорокина, П. Н. Ткачева и других «лидерство» рассматривалось с позиции ценностей, а «лидер» — как человек с определенным набором ценностных качеств, которые, в свою очередь, определяют ход его действий. В последние десятилетия ХХ в. отечественные психологи стали активно изучать вопросы лидерства, в частности различия в понимании «лидера» и «руководителя», взаимодействие «руководителя» и «подчиненного» (вертикальные отношения «доминирование — подчинение»). В 1971 году Б. Д. Парыгин в своей статье «Основы социально-психологической теории» привел ключевые отличительные черты лидера и руководителя и понимания природы лидерства, которые были закреплены советской наукой:
• лидер отвечает за регулирование межличностных отношений в группе, руководитель же, в свою очередь, — это представитель официальных отношений в группе как некой социальной организации;
• лидер возникает стихийно, как правило, это результат деятельности группы, а руководитель — это назначаемая прогнозируемая должность;
• позиция лидера нестабильна, зависит он настроения группы и наличия групповой динамики, у руководителя позиция стабильная;
• лидер не может применять санкции, руководитель же, напротив, владеет целым спектром санкций;
• в аспекте процесса принятия решений руководитель проходит сложный путь анализа множества обстоятельств, лидер применяет решения сам на основе своего экспертного мнения.
Согласно Б. Д. Парыгину, лидерство формируется и существует в условиях микросреды, т. е. сфера деятельности — малая группа, в руководстве же происходит обратная ситуация — макросреда и более широкая аудитория. Изучение лидерства в контексте межличностных отношений между руководителем и подчиненным находим в работах А. Вендова (лидерство в малых группах школьников), В. Д. Гончарова (вопросы лидерства в спортивных командах), Н. С. Жеребовой (лидерство в малых группах) и Ю. П. Степкина (проблема авторитета личности в группе). Подход социологов отличается от психологического взгляда и ориентируется на рассмотрение природы отношений «лидер — последователь» как в организациях частного бизнеса, так и на государственном уровне. Социологический подход помогает определить характерные черты лидерства как в современном обществе, так и в обществе прошлого. Для создания полного образа «лидера» сравниваются выдающиеся личности различных эпох. К началу 1990-х гг. особое внимание уделяется теме политического лидерства, в частности в России, и рассматриваются следующие вопросы:
• влияние личности лидера, его идеалов и взглядов на модель осуществляемой им власти;
• формирование новой политической элиты общества;
• взаимоотношения политических лидеров и их окружения.
Таким образом, феномен «лидерства» и образ «лидера» изучаются представителями разных наук, таких как психология, политология, история, социология, философия и т. д. Все они рассматривают проблему, исходя из особенностей своего предмета исследования. Однако, так или иначе, все эти отрасли науки взаимосвязаны друг с другом, поэтому только многосторонняя проработка сущности понятий «лидер» и «лидерство» может дать полное представление об этих феноменах в современной науке.
Современные подходы к лидерству прежде всего ориентированы на то, что лидер — это грамотный менеджер, организатор, который обладает навыками эффективной коммуникации и командообразования, опытом работы в различных сферах деятельности и стремлением к достижению поставленных целей. В. А. Мирзоян пишет о трех новейших теориях в исследовании лидерства:
• «теория совместного, разделенного лидерства» (shared leadership) — теория, построенная на основах консультирования с последователями;
• теория «обслуживающего лидерства» (servant leadership) — теория, основанная на том, что основная задача лидера состоит в достижении общих целей через обеспечение благосостояния последователей и подчиненных;
• теория «освобождающего лидерства» (liberating leadership) — теория, которая базируется на основах свободы и высвобождения у подчиненных инициативы. Феномен лидерства многими современными авторами раскрывается и с духовно-нравственной стороны, через анализ ценностей лидера. Это обусловлено тем, что ценностная иерархия предопределяет особенности психологического типа личности лидера, его деятельность при достижении поставленных целей, характеризует его собственное преобразование окружающего его мира, саморазвития. Данные исследования преимущественно основываются на концепции развития лидерства, в которой признается наличие лидерского потенциала в каждой личности. Какова же сущность понятия «лидерство» и можно ли выявить специфические признаки человека, которого мы называем лидером?
Лидерство — это процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации. Лидерство — один из самых важных факторов в достижении успеха и выживании групп и организаций. Примерами могут служить истории великих полководцев, которые одерживали ошеломляющие победы над превосходящими силами противника (А. Суворов и П. Нахимов); политиков, преодолевающих кризисы в жизни страны и выводящих ее на путь развития (П. Столыпин и М. Сперанский); предпринимателей, которые в условиях жесткой конкуренции создают ведущие в своих отраслях предприятия (В. Мельников, Gloria Jeans и Олег Тиньков, «Тинькофф»). Большинство определений лидерства включает три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры — это люди, которые влияют на поведение других. Эти другие обычно упоминаются как подчиненные или последователи. Во-вторых, лидерство обычно исследуется в контексте групп, особенно рабочих групп, например менеджеров и их команд. В-третьих, в исследования лидерства делается акцент на групповой цели, которая должна быть достигнута. Исходя из этого, можно дать следующее определение лидерства: лидерство — это процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации
Лидер — это человек, воплощающий в себе все основные атрибуты лидерства: идеи, видение, ценности, влияние на других людей и принятие непростых решений в отношении людей и других ресурсов. Лидерство невозможно без влияния, возникающего между людьми, которые стремятся к изменениям, отражающим общие цели лидера и последователей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Влияние имеет много направлений и не является односторонним. Это двухсторонний процесс. Это прежде всего взаимодействие. В большинстве организаций руководители оказывают влияние на подчиненных, но и подчиненные также влияют на руководителей. Эффективное социальное влияние предполагает использование целого ряда приемов или техник:
1) рациональное убеждение — использование логических доводов и фактов в пользу предлагаемых изменений;
2) вдохновляющие призывы — воодушевление человека с опорой на его ценности;
3) консультации — привлечение к процессу принятия решения или планирования изменений;
4) задабривание — создание хорошего настроения и стремление понравиться;
5) взаимообмен — обещание определенных выгод в обмен на согласие выполнить просьбу;
6) личная просьба — обращение к чувствам преданности и дружбы, прежде чем обратиться с просьбой;
7) построение коалиции — убеждение с помощью поиска содействия или поддержки других;
8) узаконивание — подчеркивание своих полномочий при обращении с просьбой или убеждение, что она не идет в разрез с организационными порядками;
9) давление — стремление добиться подчинения с помощью требований, угроз и запугивания.
Выбор тех или иных техник зависит от того, на каком организационном уровне находится объект влияния, а также от специфики осуществляемой деятельности. В целом считается, что «мягкие» убеждающие техники являются более предпочтительными по сравнению с «жесткими» принудительными. Так, например, в сфере информационных технологий роль лидера все больше приближается к роли опытного тренера команды, требующего стопроцентной дисциплины и в то же время знающего, как стимулировать индивидуальную инициативу и воображение. Кроме того, следует иметь в виду, что влияние имеет два направления: лидеры влияют на последователей, а последователи, в свою очередь, на лидеров, чтобы изменить образ их действий. Поэтому во многие определения лидерства включают также понятие «взаимодействие». Люди, вовлеченные в подобные взаимоотношения, стремятся к постоянным изменениям, и лидерство предполагает создание условий для изменений, а не сохранение status quo (существующего положения вещей). К тому же изменения не диктуются лидером, но отражают общие для лидера и членов группы цели. Более того, целью изменений представляются результаты, которых хотят достичь и лидеры, и группа. Важный аспект лидерства — способность сплотить людей вокруг общей концепции (цели). Таким образом, лидерство предполагает оказание влияния на окружающих, в результате которого люди стремятся к изменениям, направленным на достижение желаемых результатов в будущем. Лидерство — это особый вид человеческой деятельности, отличающийся от административной бумажной работы и планирования. Лидерство не является чем-то привнесенным извне, оно возникает между людьми, а не создается для них. Важную роль в процессе лидерства играет группа, последователи. Право быть лидером часто добровольно предоставляется лидеру отдельными или всеми членами группы. Например, выборы в парламент или президента, выборы ректора университета — во всех подобных случаях лидеров не назначают, а выбирают. Право лидерства в группе во многих случаях предоставляется менее формальным способом. Например, группа друзей может признать одного из членов своей группы как лидера в том смысле, что он оказывает более существенное влияние на группу, чем любой другой из ее членов. При этом в группе может существовать и назначенный менеджер, и лидер, который стоит ниже в должностной иерархии, но влияет на группу, ведя ее к достижению целей, которые могут не совпадать с целями организации. Отдельный человек, добившийся выдающихся результатов (будь то ученый, музыкант, спортсмен или резчик по дереву), может быть лидером в своей области. Но он не будет лидером в том смысле, который придается этому понятию в нашей книге, пока не появится группа (последователи). Последователи являются важной составляющей процесса лидерства, лидеры сами становятся последователями в определенных обстоятельствах. Настоящие лидеры знают, куда надо следовать, подавая пример другим. Понятие цели означает, что лидер и группа активно стремятся к изменениям, обеспечивающим желаемые результаты в будущем. И наконец, лидер мотивирует группу на достижение групповых целей. Влияние без изменений или движения — это не влияние. Лидеры добиваются изменений; это трудная, но жизненно важная задача. «Нет ничего более трудного, чем взять на себя инициативу по введению нового порядка вещей» (Н. Макиавелли). В российских реформах последних лет это проявляется особенно ярко (например, лидерство А. Чубайса: приватизация госсобственности, реформа РАО «ЕЭС России», корпорация «Нанотехнологии). Менеджмент в современных источниках представляется как процесс управляющего взаимодействия: планирования, подбора персонала, руководства и контроля за распределением ресурсов для достижения наиболее эффективным путем корпоративных целей
Глава 1. Теоретические аспекты модели лидерства П. Херси и К. Бланшара.
1.1. Основные подходы к лидерству в организации
Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.
В этом определении сознательно не конкретизируются источники и формы власти лидера, те причины, из-за которых группа признает за ним право решать и управлять. Лидер часто выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Сфера влияния лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Существуют понятия "формальный лидер" - руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества, и "неформальный лидер" - сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе.
Для описания процессов лидерства в организации, как правило, не используются такие термины, как "начальник и подчиненные" или "руководитель и сотрудники". Чаще говорят о "лидере и его последователях". Очевидно, что истинные лидеры используют для достижения целей организации такие формы влияния на последователей, как, например, харизма и экспертное влияние, не прибегая к принуждению.
По мнению американского консультанта в области управления Дж. Катценбаха: "Обычные менеджеры стремятся поддерживать порядок и контроль, обеспечивать выполнение поставленных задач в рамках выделенных бюджетов и имеющихся ресурсов. Менеджеры-лидеры нацелены на изменение всего и вся и стараются привлечь к решению важнейших задач как можно больше работников. Им нравится влезать во все самим" Большинство менеджеров среднего звена осознают свои слабые места и искренне стремятся воспитать в себе необходимые для лидеров качества.
Интересный взгляд на проблему лидерства в конце XX в. предложил американский ученый Ноэль Тичи (Noel M. Tichy). Его концепцию "двигателя лидерства" можно сформулировать следующим образом. В организациях-победителях лидеры есть на всех уровнях управления. Для обеспечения лидерства на всех уровнях лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления. Чтобы воспитывать новых лидеров, действующие должны обладать "передаваемой точкой зрения". Действующие лидеры должны владеть методикой воспитания новых лидеров. В соответствии с концепцией "двигателя лидерства" система воспитания лидеров в организации представляет собой передачу от лидеров верхнего уровня лидерам нижних уровней таких элементов корпоративной культуры, как бизнес-идея, разделяемые сотрудниками ценности компании, эмоциональная энергия руководителей и их решительность в достижении поставленных целей.