Файл: Методические рекомендации бакалаврам направления 38. 03. 01 Экономика профиль Экономика предприятий и организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
- оценивает на основании представленного отчета и дневника практики выполнение программы практики и индивидуального задания обучающегося;
- участвует в процессе принятия защиты отчетов по преддипломной практике обучающихся.
Основные функции руководителя практики от принимающей организации (предприятия, учреждения, фирмы):
- организация и проведение практики в соответствии с программой преддипломной практики;
- подбор опытных специалистов организации для непосредственного руководства практикой обучающегося;
- определение обязанностей обучающегося и конкретных практических задач в соответствии с программой преддипломной практики;
- контроль за выполнениемобучающимся календарно- тематического плана проведения преддипломной практики;
- контроль за выполнением программы преддипломной практики;
- обеспечение обучающемусяусловий безопасной работы;
- контроль за соблюдениемобучающимся трудовой дисциплины;
- проверка отчетов обучающихся и подготовка письменного отзыва о прохождении преддипломной практики с указанием оценки.
В период прохождения практики обучающийся обязан:
- пройти преддипломной практику в определенной организации и в сроки, установленные приказом ректора
Академии;

13
- своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;
- проявлять высокую организованность, строго выполнять положения внутреннего распорядка, установленного в организации, а также соблюдать трудовую и служебную дисциплину; ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;
- выполнить программу преддипломной практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок; четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителя практики от академии и руководителя практики от организации;
- собрать необходимый материал для написания отчета по практике в соответствии с ее основным содержанием;
- предоставить на выпускающую кафедру письменное подтверждение прохождения преддипломной практики в конкретной организации.
В период преддипломной практики бакалавры подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на предприятиях или организациях по месту прохождения практики.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
Время проведения преддипломной практики определяется в соответствии с рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.01
Экономика, профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций». Продолжительность практики 4 недели.


14

3. Содержание практики
3.1. Этапы проведения практики
Общая трудоемкость практики составляет 6 зач. ед.,
216 час., 4 недели.
Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 3.
Таблица 3
Содержание практики
№ п
Этапы практики
Т
рудо ем к
ость, ч
Форма текущего контроля
Время проведения и форма промежу- точной аттестации
1
Подготовительный этап.
На данном этапе бакалавр должен:
- получить задания на практику;
-получить материалы для прохождения практики (дневник, программа);
- подготовить плана практики;
- пройти инструктаж по технике безопасности
Организационный момент преддипломной практики:
– время проведения практики;
– распределение студентов- практикантов между преподавателями;
назначение первых консультаций.
54
Собеседование с руководителем практики от кафедры.
Заполнение необходимых документов по организации практики.
1-я неделя
Собеседование на основе анализа составленного плана выполнения индивидуального задания и контроля составления дневника практики
2
Экспериментальный этап
преддипломной практики.
На данном этапе бакалавр должен:
- уточнить, обработать и проанализировать материала о производственно-экономической деятельности предприятия;
- изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность предприятия
- провести анализ финансового состояния предприятия (организации);
- проанализировать основные финансовые показатели;
- выявить проблемы предприятия, препятствующие развитию;
- предложить пути решения выявленных проблем с помощью прогнозирования и проектирования нововведений на предприятии.
108
Контроль со стороны руководителя практики от предприятия
2-я и 3-я недели
Проверка на основе собеседования работы с годовыми отчетами, плановыми и нормативными документами предприятия
(организации).
Самоконтроль выполняемого прогноза с оценкой реальности выполнения сделанных предложений
3
3аключительный этап.
Написание отчета с оформлением дневника преддипломной практики;
54
Контроль со стороны руководителя
4-я неделя
Проверка дневника, отчета

15
– корректировка предварительных выводов о деятельности предприятия с позиции дальнейшей перспективы развития;
– формулировка выводов о целесообразности совершенствования деятельности;
-формирование текста проектной главы выпускной квалификационной работы. практики от кафедры за подготовкой отчета и текста завершающей главы выпускной квалификационно й работы и прилагающихся документов.
Защита отчета.
Итого
216
Ко времени прохождения преддипломной практики обучающиеся располагают:
1) базовыми знаниями, полученными в ходе изучения дисциплин рабочего учебного плана; 2) практическими навыками расчетов необходимых для анализа деятельности предприятия – базы практики, полученными в период первого этапа практики – производственной практики; 3) опытом осуществления научного исследования по приобретению необходимых умений сформировать методологический подход и выбрать методы изучения производственной ситуации в хозяйстве для оценки перспектив дальнейшего развития деятельности.
В ходе преддипломной практики обучающиеся в течение последовательного осуществления этапов ее прохождения дополняют недостающую статистическую информацию о работе предприятия, выполняют поручения руководителя практики от предприятия, а также – задание научного руководителя от кафедры по анализу и прогнозу реальной тенденции функционирования, создают и оценивают представления о тех мероприятиях инновационного характера, которые целесообразно осуществить в хозяйстве.
Тем самым обучающиеся, располагая экспериментальными данными и определенным профессиональным опытом, выполняют проектную разработку, являющуюся важнейшей составной частью выпускной квалификационной работы. Реализуя уже полученный опыт теоретического и прикладного характера,


16 обучающиеся в период преддипломной практики осуществляют формирование материала, который используется в создании третьей проектной главы выпускной квалификационной работы. На этой основе они приобретают компетенции, названные в первом разделе данных методических рекомендаций, и создают два содержательных документа: отчет о преддипломной практике и рабочий вариант выпускной квалификационной работы, включающие весь первичный теоретико-статистический материал в виде текста, таблиц и приложений.
К видам работ на практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по систематизации статистического материала, выполняемые как под руководством руководителей практики от академии и предприятия, так и самостоятельно, визуальные наблюдения, беседы со специалистами и руководителями отделов и служб предприятия.
Большая часть общей трудоемкости практики отведена на выполнение ее программы, включающей работу на предприятии – базе практики, ведение дневника, составление отчета по преддипломной практике и текста выпускной квалификационной работы.
Самостоятельная работа бакалавра предполагает дополнение недостающей статистики, обработку необходимых данных, анализ полученных результатов, работу с литературой.
3.2. Индивидуальное задание
Конкретное содержание практики планируется научным руководителем студента и формулируется в индивидуальном задании, отражающем тематику выпускной квалификационной работы с фиксированием всех видов деятельности в течение практики.

17
В качестве индивидуального задания для самостоятельной работы руководителем студенту могут быть обозначены следующие направления обработки статистического материала и проектирования перспективы:
- общая производственно-экономическая характеристика предприятия (организации), включающая анализ: а) состава и структуры имущества и источников их формирования; б) управления реальными инвестициями; в) использования основных фондов и оборотных средств; г) уровня экономической эффективности деятельности отраслей производства; д) финансового состояния предприятия (уровня доходности и рентабельности);
-определение реальных тенденций производственной и сбытовой деятельности;
-выявление проблем предприятия;
-определение направлений развития на основе предложений для решения выявленных проблем.
Контроль прохождения преддипломной практики осуществляется в соответствии с индивидуальной программой практики.
Индивидуальное задание обучающегося при прохождении преддипломной практики определяется научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой.
Основные различия индивидуального задания обучающихся формируются в зависимости от типа изучаемого субъекта экономики, занимающего определенное место в системе агропромышленного комплекса: сфера обслуживания сельского хозяйства, первичное сырьевое


18 производство продовольствия, переработка сельскохозяйственной продукции.
Типичность индивидуального задания обучающихся, проходящих практику на предприятиях, относящихся к трем основным сферам АПК, определяется тем, что выполнение квалификационной работы в любом случае предполагает необходимость обоснования перспективы развития предприятия
– базы практики, со статистической аргументацией целесообразности осуществления предлагаемых мероприятий, способных привести к улучшению результата деятельности, что содержательно принадлежит и размещается в третьей главе выпускной квалификационной работы.
Специфика индивидуального задания обучающихся, проходящих преддипломную практику, состоит в том, что каждая сфера агропромышленного комплекса имеет не только общие проблемы функционирования и развития в рыночной конкурентной среде, но и заметные особенности, которые обусловлены разными размерами предприятий, характером взаимоотношений по приобретению ресурсов и реализации своей готовой продукции, разными возможностями получения заемных средств и государственной поддержки. Они во многом определяют различия интересов и поведения товаропроизводителей. Так, например, рост экономической эффективности первичного товарного производства нередко может определяться созданием собственной первичной переработки продукции в виду низких закупочных цен на сырье, а эффективность перерабатывающего предприятия в системе АПК – очень часто расширением маркетинговых исследованием и рекламными акциями, улучшающими реализацию готовой продукции. В этой связи действия обучающихся на

19 преддипломной практике определяются во многом ранее (в период производственной практики) выявленными проблемами предприятия, относящегося к одной из сфер
АПК.
Кроме того, характер работы обучающихся в период практики имеет определенные отличия, обусловленные спецификой тематики выпускной квалификационной работы.
При выделении трех основных типов тем, отражающих содержание выпускной квалификационной работы, проявляются эти отличия действий практикантов по формированию основной статистической базы и использованию теоретико-методологических подходов определения перспектив предприятия – базы практики.
Типы тем выпускной квалификационной работы по предметно-объектной сущности исследования классифицируются следующим образом:
1.
Исследование предприятия как целостного экономического субъекта.
В случае разработки тематики такого типа необходимо использование статистической базы в целом по хозяйству для определения перспективы его развития: а) ресурсное обеспечение (труд, земля, капитал); б) эффективность использования ресурсов
(производительность труда, фондоотдача); в) функционирование (структура товарной продукции, издержки, выручка, прибыль, рентабельность); г) тенденции динамики показателей; д) имеющиеся проблемы; е) наличия резервов; ж) обоснование применимых преобразований и инноваций; з) эффективность нововведений.