Файл: Методические рекомендации бакалаврам направления 38. 03. 01 Экономика профиль Экономика предприятий и организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 2. Исследование отрасли производства в составе предприятия (растениеводство, животноводство, более глубокая отраслевая дифференциация: производство зерна, молока, мяса, яиц).
В случае разработки тематики второго типа необходимо использование статистической базы по внутренним подразделениям предприятия – бригадам, цехам, для определения роли, значения и потенциала изучаемой отрасли производства по пунктам, показанным для тематики выпускных квалификационных работ первого типа (а-з).
3.
Исследование перспективных направлений деятельности.
В случае разработки тематики такого типа необходимо использование сравнительного анализа избранного направления деятельности в сопоставлении с уже имеющимся опытом в стране, регионе, муниципальном районе. Статистическая база используется в этом случае многоуровневая с более подробным блоком статистики по изучаемому предприятию.
Обучающимся необходимо использовать наиболее актуальные направления развития деятельности для формирования перспективы развития изучаемого хозяйства. Перечень основных из них следующий: а) достижение устойчивости функционирования за счет роста конкурентоспособности продукции; б) рост эффективности производства за счет минимизации затрат; в) совершенствование ассортиментной политики; г) повышение эффективности инвестиционной деятельности; д) рост доходности производства за счет повышения качества продукции;

21 е) маркетинговые новации в совершенствовании сбыта готовой продукции; ж) технологические инновации; з) организационный преобразования; и) совершенствования управленческой практики.
Статистическая информационная база по изучаемому предприятию при разработке тематики третьего типа может содержать сведения для анализа состояния, тенденций и определения перспектив в аналогичном наборе выше названных пунктов при разработке тематики первого типа (а- з). При этом, информационная база, необходимая для сравнительного анализа в избранном аспекте используется более масштабно, чем при разработке тематики первого и второго типов. Она используется либо по другим предприятиям определенной территории, либо по отраслям производства в ее пределах, а также может быть многоуровневой: по муниципальному району, субъекту федерации, изучаемой отрасли производства Российской
Федерации.
В период преддипломной практики обучающиеся формируют проектную составляющую выпускной квалификационной работы на основе общего для всех подхода к решению данной задачи, но с учетом особенностей теоретико-методологических подходов и эмпирической статистической базы, что обусловлено предметом, объектом исследования и тематикой выпускной квалификационной работы.
Внутреннее содержание каждого раздела отчета о преддипломной практике корректируется на основе индивидуального задания, с учетом изложенных в данном разделе различий видов изучаемых предприятий и сформулированных тем выпускных квалификационных работ. Однако структура текста отчета унифицирована и


22 представлена в следующем разделе методических рекомендаций.
4. Структура отчета,
требования к его оформлению защите
По итогам преддипломной практики бакалавры предоставляют и защищают отчет, по итогам защиты выставляется дифференцированный зачет.
Он должен содержать ответы на все вопросы программы практики и быть составленным в строгом соответствии с ней. Отчет о преддипломной практике является отчетным документом о прохождении преддипломной практики и основным документом, характеризующим работу студента во время практики.
Данный отчет включает введение, основные разделы, заключение, список использованных источников, приложение.
Примерная структура содержания отчета следующая.
Содержание
Введение
1. Актуальность исследуемой проблемы в соответствии с темой выпускной квалификационной работы
2.
Определение производственных резервов, имеющихся у предприятия, для решения проблемы
3. Оценка финансовых возможностей инвестирования преобразований
4.
Прогнозирование перспективы на основе экстраполяции реальной тенденции
5. Обоснование проектных решений по избранным направлениям преобразований
6.
Оценка эффективности проектируемых преобразований

23
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Втексте введения к отчету необходимо отразить цель и задачи практики, указать объект изучения, являющийся местом прохождения практики, период анализа деятельности и предполагаемый год или период реализации предложений.
В основных разделах отчета следует последовательно и аргументировано охарактеризовать сформулированные их названием вопросы. В первом разделе уместно показать целесообразность постановки проблемы, которая в настоящее время актуальна, с указанием причин, доказывающих актуальность ее изучения. Логически это обстоятельство обосновывает выбор темы выпускной квалификационной работы, формирует цель и задачи как теоретической, так и экспериментально-расчетной разработки темы.
Текст второго раздела отчета призван охарактеризовать практически всегда имеющиеся у товаропроизводящего предприятия те или иные резервы улучшения деятельности.
Фактически, выявление таких резервов оправданно рассматривать в качестве предпосылки решения поставленной проблемы, что возможно осуществить на основе производственных или управленческих преобразований.
В третьем разделе вполне очевидна необходимость оценки финансовых возможностей предприятия для реализации преобразований, которые послужат использованию имеющихся резервов. В этом разделе уместно выявить наличие собственных средств, соотнести их с заемными, показать динамику финансового состояния и основных показателей его устойчивости.
Текст четвертого раздела призван представить будущее предприятия, которое представляет собой предвидение, основанное на продлении реальной производственной тенденции: трех – летней динамики выпуска продукции,


24 продуктивности животных, устойчивости выращиваемых культур, доходности и рентабельности предприятия.
Избрание перечня показателей для прогнозных расчетов определяется изучаемой в рамках темы выпускной квалификационной работы проблематикой.
Содержание текста пятого раздела включает характеристику тех предложений, которые составляет проектную часть выпускной квалификационной работы.
Необходимо представить как сами предложения, так и доказательства целесообразности их внедрения.
Шестой раздел должен содержать оценку эффективности предложенных преобразований на основе сравнения фактических результатов производственной деятельности и проектных расчетов.
Основные разделы 2-6 должны содержать, кроме текста, статистическую аргументацию в виде таблиц и графических построений, с помощью которых становятся доказанными трактуемые текстом положения.
В тексте заключения нужно остановится на основных итогах преддипломной практики: обобщить выявленные недостатки и определить перечень мероприятий по их устранению.
Список использованных источников должен иметь не менее 30 источников, включая нормативно-законодательные акты, учебники, учебные пособия, периодическую печать, электронные ресурсы и базу данных Интернет. Для подбора литературы рекомендуется использовать библиотеку
Академии. Со списком ресурсов и их содержанием можно ознакомиться по ссылке http://pgsha.ru/web/generalinfo/library/lib_services/
При подготовке отчета следует обратить внимание на его оформление. Работа предоставляется машинописном виде.
При использовании компьютера шрифт
TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, автоматический перенос слов, абзац 1,25ж, в таблицах кегль 12, интервал 1,0.

25
Страницы отчета должны иметь поля: левое - 30 мм, верхнее 20 мм, правое 10 мм, нижнее 20 мм. Рамки на полях не выполняются. Рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах белой бумаги.
Подробные требования по оформлению работ и оформлению ссылок установлены ГОСТ Р7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления" и ГОСТ
7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе.
Структура и правила оформления».
По окончании практики обучающийся в течение 3 дней должен сдать всю отчетную документацию руководителю практики:
1.
Отчет о практике объемом 25-30 машинописных страниц. Оформление титульного листа (приложение 4).
2.
Календарный план прохождения практики, подписанный руководителем практики от предприятия, с отметками о выполнении всех предусмотренных видов работ и заданий(приложение 2).
3.
Дневник прохождения практики (приложение 3), подписанный студентом с указанием краткого содержания выполненной работы и места работы (замещаемой должности) и индивидуальным заданием (приложение 5).
Дневник является обязательной частью отчета, без которой отчет к проверке и защите не принимается, по окончанию срока практики проверяется и подписывается руководителем практики от предприятия – объекта прохождения практики.
4. Отзыв-характеристику по итогам практики, заверенный подписью руководителя от предприятия, на базе которого осуществлялось прохождение преддипломной практики. В характеристике отражается способность обучающегося применять полученные в период обучения теоретические знания на практике, объем выполнения программы практики, имеющиеся недостатки в теоретической подготовке, оценка работы практиканта в целом.


26 5. Отзыв научного руководителя от академии.
6. Оценочная ведомость с характеристикой полученных компетенций (приложение 6).
7. Заполненные анкеты руководителя принимающей организации и практиканта с печатью организации
(приложение 7).
Отчет проверяется руководителем практики от академии, о чем делается соответствующая запись на титульном листе отчета. Дневник практики обучающегося должен быть заверен печатью учреждения. На основании всех перечисленных документов руководителем и защиты отчета практики выставляется в зачетную книжку дифференцированный зачет за практику с учетом качества представленных материалов и сформулированных выводов на основе анализа проделанной работы.
В таком анализе необходимо представить:
1) оценку производственно-экономической деятельности и финансового состояния предприятия
(организации);
2) выявленные тенденции экономики предприятия;
3) экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.
Обучающийся защищает отчет и получает дифференцированную оценку по пятибалльной системе. При оценке отчета о практике студента принимается во внимание соответствие профиля его работы будущей профессии, содержание и качество оформления отчета, характеристика, данная руководителем практики от организации, своевременность сдачи отчета, ответы на вопросы при защите отчета.
Оценка знаний обучающихся по итогам защиты отчета о преддипломной практике проводится по следующим критериям:
-
1   2   3

оценка
«отлично»
выставляется студенту: выполнившему задания предусмотренные программой

27 практики и (или) индивидуальное задание; овладевший всеми компетенциями, предусмотренными в требованиях к результатам прохождения практики; глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагающего; умеющего тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляющегося с задачами и вопросами, причем не затрудняющегося с ответами при видоизменении заданий; правильно обосновывающего принятие решения; владеющего разносторонними навыками и приемами выполнения практических профессиональных задач;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он: выполнил задания предусмотренные программой практики и
(или) индивидуальное задание; овладел всеми компетенциями, предусмотренными в требованиях к результатам прохождения практики; твердо знает материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет творческие положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он: выполнил задания предусмотренные программой практики и (или) индивидуальное задание; овладел всеми компетенциями, предусмотренными в требованиях к результатам прохождения практики; имеет знание только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточность, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;
-
оценка
«неудовлетворительно» выставляется студенту, который: не выполнил задания предусмотренные программой практики и (или) индивидуальное задание; не овладел всеми компетенциями, предусмотренными в

28 требованиях к результатам прохождения практики; не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки; неуверенно отвечает на задаваемые вопросы; с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из
Академии как имеющие академическую задолженность.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия)
[Электронный ресурс]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата
/И.В.
Сергеев,
И.И.
Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт,
2015. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
2. Экономика общественного сектора [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата /ред. Л.И.
Якобсон, М.Г. Колосницына. - 3-е изд., перераб. и доп. -
Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio- online.ru
Дополнительная:
1. Гарнов А.П. Экономика предприятия: учебник для бакалавров / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник; ред. А. П. Гарнов. - Москва: Юрайт, 2014. - 303с.
2. Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебник.
Практикум: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - Москва
: Москва: Курс, ИНФРА-М, 2013. - 446с.
3. Мормуль Н.Ф. Экономика предприятия: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / Н. Ф. Мормуль ; ред. Ю. П.
Анискина. - Москва: ОМЕГА-Л, 2014. - 180с.
4. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учебник / А. С.
Паламарчук. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 457с.