Файл: Практическая работа дарование Гете многогранно. Гете был поэтом, художников, музыкантом, ученым, политическим деятелем. Универсальна его деятельность писателя и поэта..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дарование Гете многогранно. Гете был поэтом, художников, музыкантом, ученым, политическим деятелем. Универсальна его деятельность писателя и поэта. Им написано достаточное количество лирических стихотворений и эпических поэм, баллад и сатир, рассказов и романов, трагедий и комедий, фарсов и оперных либретто. В каждом из перечисленных жанров им было написано не одно образцовое произведение.
1.Гёте роман "Избирательное сродство». Цитаты с комментариями (вашими) о воспитании и образовании
Роман «Избирательное сродство» вышел в свет в 1809 году. После выхода этого романа критики и читатели высказывали двойственные впечатления. Как отмечала И.К. Иванова, «в этом произведении исключительная философская глубина сочетается с простотой и ясностью повествования» [Иванова, с. 173]. Читатель в этой романе Гете наблюдает исключительную многозначность, раздражающие противоречивые высказывания, пеструю палитру толкований. В романе присутствует рассказчик. Его присутствие можно видеть с первых фраз романа: «Эдуард - так мы будем звать богатого барона в полном расцвете сил»1. Сохраняется определенная дистанция рассказчика к происходящим действиям, однако он сопровождает, в то же время, рассказ резюмирующими объяснениями, раскрывает сокровенные процессы, которые происходят в умах героев.
В романе «Избирательное сродство» Гете придумал убедительную внутреннюю логичность событийному контексту и ходу действий. Четыре главных персонажа были сведены автором как бы для научного исследования, чтобы осуществить игру избирательного сродства.
Как Гете выразился в беседе с Эккерманом, в романе заложено больше, чем «можно уловить при первом чтении».
По мнению Конради Карла Отто, «за кажущейся ясностью, прозрачностью повествования скрыт глубинный смысл, который может быть обнаружен лишь тем, кто взялся бы истолковать рассказанное, высказанное и подразумевающееся, глава за главой, страница за страницей»2.
Следует отметить, что почти через весь роман вопросам образования и воспитания уделяется немалое внимание. Как видно из текста этого произведения, прежде чем отдавать детей на обучение уделяется в большей степени интерес к престижу учебного заведения и отзывам высшего света:
«… ибо почти каждый человек озабочен воспитанием своих детей, и они давно собирались ознакомиться именно с этим учебным заведением, о котором говорилось так много хорошего, а теперь, в новом своем положении, они могли вместе осуществить это давнее намерение
»3.
Так поступила и Шарлотта:
«Мою единственную дочь я поместила в пансион, где она, конечно, получает образование более разностороннее, чем то было бы возможно в сельском уединении; и не только ее, но и Оттилию я отправила туда, мою милую племянницу, которая под моим надзором, может быть, стала бы мне самой лучшей помощницей в домашних делах»4.
Шарлотта постоянно получала от начальницы отчеты об учебе своей дочери Люциане и своей племянницы и воспитанницы Оттилии. Учеба Люциане давалась легко, памятью обладала она неплохой, она была грациозна в танцах, в непринужденном разговоре присутствовала уверенная легкость:
«… Люциана, моя дочь, рожденная для жизни в свете, и воспитывается там для света, <…> начальница этого пансиона видит в ней маленькое божество, которое, лишь попав в ее руки, по-настоящему расцвело и которое принесет ей честь, завоюет ей доверие и привлечет целый поток других юных девиц…»5.
Это еще одно доказательство тому, что престиж пансиона поддерживался успехами учениц, которые там находились.
Что касается Оттилии, у нее не так прекрасно идут дела, чем у Люцианы:
«…то, напротив, все ее последующие упоминания об Оттилии не что иное, как извинение за извинением по поводу того, что такая, во всем остальном превосходная, девушка не развивается и не выказывает ни способностей, ни талантов»6.
Дочь Шарлотты стала использовать этот момент. Она стала хвалится своими достижениями перед Оттилией. Матери необходимо было сделать дочери замечание, что так нельзя себя вести, но она не сделала этого и решила пусть все идет, как идет. Во всяком случае, попыток с ее стороны не было:
«… я готова примириться с таким положением, даже подавить в себе тягостное чувство при мысли, что моя дочь, прекрасно знающая о полной зависимости бедной Оттилии от нас, кичится перед ней своими достоинствами и тем самым до некоторой степени уничтожает добро, сделанное нами.
Но где найти человека столь просвещенного, чтобы он не стал иной раз жестоко злоупотреблять своими преимуществами перед другими?»7
Родители обязаны при воспитании своих детей обращать внимание на каждую мелочь, потому что, если этого не делать, сначала еще юный человек поймет, что так можно вести себя, а впоследствии все это перейдет незаметно во взрослую жизнь.
При этом слепого беспокойства по каждому поводу также не должно быть, потому что дети тогда находятся как бы под колпаком. В этом случае необходимо договариваться с детьми о том, чтобы они учились предупреждать родителей заранее, что могут задержаться с прогулки или с вечера, поскольку родители будут беспокоиться, если этого не сделать. Вот как об этом вспоминает один из персонажей этого романа - капитаном:
«Мы способны многим жертвовать, но побороть себя в малом — вот требование, которое мы редко можем удовлетворить. Такова была моя мать. Пока я был мальчиком и юношей и жил при ней, ее ежеминутно одолевали беспокойства. Если я запаздывал с верховой прогулки, — значит, со мной произошло несчастье; если я попадал под ливень, — значит, была неминуема лихорадка. Я расстался с ней, уехал далеко от нее — и словно перестал для нее существовать…»8.
Рассказчик опять напоминает читателю о письмах начальницы пансиона, чтобы обратить его внимание на приписку помощника начальницы пансиона, в котором он с осторожностью, учтивостью и нежностью писал о приемной дочери Шарлотты Оттилию, обращая сначала внимание на то, что Шарлотта взяла обязанность на себя по воспитанию приемной дочери:
«…мы можем поздравить Вас как мать девушки, сочетающей в себе все те блестящие качества, которые помогают возвыситься в свете, то я, со своей стороны, считаю не меньшим для Вас счастьем заменять родителей Вашей приемной дочери,.. »9.
Что касается самой Оттилии, то он пишет о том, что к ней нужен особый подход:
«С тех пор как я ее учу, она все время ровно и медленно, очень медленно, двигается только вперед, а назад — ни шага. Если обучение всегда следует начинать с начала, то с ней это особенно необходимо. Того, что не вытекает из предыдущего, она не понимает. Она оказывается беспомощной, становится в тупик перед самой простой задачей, если она ни с чем не связана для нее. Но если удается найти и показать ей связующие звенья, она начинает понимать и самое трудное»10.
Безусловно, так и надо вести себя с приемными детьми. Они не сразу открывают все свои способности, потому что некоторые вещи могут даваться им нелегко. Если к ним относятся с любовью, то такие дети быстрее раскрываются. Нельзя забывать в этой ситуации, когда воспитываешь приемного ребенка, того, что он мог унаследовать от кровных родителей.
Учитель, который занимается с Оттилией подчеркивал, что:
«… она учится не как девушка, получающая воспитание, а так, словно она сама собирается воспитывать, — не как ученица, а как будущая учительница. Вашей милости, может быть, кажется странным, что я, сам будучи воспитателем и учителем, не нахожу лучшей похвалы, как равняя ее с собой»11.
Эдуард, капитан и Шарлотта вечера проводили в чтении, в разговорах. И вот однажды зашел разговор о сродстве. Чтобы понять, о чем идет разговор, пришлось вспомнить, чему учили:
«Постараюсь, — ответил капитан, к которому обратилась Шарлотта, — разумеется, по мере моих сил и так, как меня этому учили лет десять назад и как я вычитал из книг. По-прежнему ли думают на этот счет в ученом мире, соответствует ли это новым учениям, сказать не берусь»12.
В связи с этим Эдуард произнес примечательную фразу:
«- Все-таки очень плохо, — сказал Эдуард, — что теперь ничему нельзя научиться на всю жизнь. Наши предки придерживались знаний, полученных в юности; нам же приходится переучиваться каждые пять лет, если мы не хотим вовсе отстать от моды»13.
Иначе говоря, можно понять, что Эдуард не хочет учиться всю жизнь. По его мнению достаточно один раз научиться и этого тебе должно хватить.
Однако это ошибочное мнение, потому что так не должно быть. Человеку не достаточно знаний, которые получены в школе. Необходимо все равно пополнять свои знания и дальше. Если этого не делать, человеку будет трудно разбираться с поступающей в большом количестве информацией и правильно эту информацию понимать. Неспроста, имеется поговорка – век живи – век учись.
Писатель опять возвращает нас к очередному письму, которое получила Шарлотта из пансиона. Речь шла об итоговых экзаменах. Читая это место в романе, встречаемся с высказыванием главного экзаменатора о способностях:
«Способности — предпосылка, важно, чтобы они дали результаты. Это и есть цель всякого воспитания, это составляет явное и отчетливое желание родителей и опекунов и невыраженное, полуосознанное стремление самих детей. Это же составляет и предмет испытания, причем судят не только об учениках, но и об учителях»14.
С этими словами нельзя ни согласиться. Главный экзаменатор прав.
Что касается испытаний для Оттилии, главный экзаменатор высказал свое предположение о ней:
«То, что вы нам сказали, позволяет ждать от этой девушки много хорошего, и с вашей стороны, разумеется, похвально, что вы обращаете столько внимания на способности учениц. Если в течение года вам удастся добиться благоприятных результатов, никто не поскупится на похвалы ни вам, ни вашей способной ученице»15.
Все, что он сказал, читатель может найти подтверждение дальше, на следующих страницах романа.
«Шарлотта лишь намекнула вновь прибывшей, что? делать по хозяйству. Оттилия быстро постигла и, что еще важнее, почувствовала весь уклад дома. Она сразу поняла, что? следует делать для всех и что? для каждого в отдельности. Все у нее шло по порядку. Она умела распорядиться, как будто и не отдавая приказаний, а ежели кто-нибудь мешкал, тотчас же сама бралась за дело»16
.
Гете дает возможность читателю познакомиться с дневником Оттилии, в котором можно найти краткие заметки о воспитании, об образовании и поведении человека:
«Нет ни одного внешнего знака учтивости, который не имел бы глубокого нравственного основания. Правильным воспитанием следовало бы признать то, которое учит этим знакам и вместе с тем объясняет их.
Поведение — зеркало, в котором каждый отражает себя17».
В этих двух записях молодая девушка делает правильный вывод о том, что, когда воспитание поставлено правильно и родители объясняют каждую мелочь о том, как надо себя вести и как правильно надо поступать в том или ином случае, тогда это воспитание правильное.
Еще раз в романе поднимается разговор о воспитании и образовании, когда в их местность приезжает учитель:
«Главным его талантом было умение вести беседу о человеческих отношениях, ставя их в связь с воспитанием молодежи»18.
После такой характеристики этого человека для Шарлотты было интересно проводить с ним беседы об образовании, и о том, как надо вести себя учителю с учениками, чтобы они смогли понять, что он от них хочет:
«Изберите тот или иной предмет, вопрос, понятие — называйте это, как хотите; все время имейте его в виду; уясните его себе во всех его частностях, и тогда вам будет легко из разговора с толпой детей узнать, какие сведения о нем у них уже имеются и что еще нужно разбить в них, сообщить им. Пусть ответы на ваши вопросы будут несообразны, пусть они будут уводить в сторону, но если только вы новым вопросом вернете умы и души детей к исходной точке, если вы не дадите сбить себя с избранного пути, то в конце концов они будут знать, думать и понимать лишь то и лишь так, как этого хочет учитель»19.
Учителю необходимо держать внимание учеников в руках и не дать ученикам вольно или не вольно увести его в сторону от своего предмета. Это качество дается учителю с опытом и с ежедневной работой над своим самообразованием. Без этого нельзя стать настоящим специалистом. Для учителя главное научить учеников, чтобы они полученные знания смогли правильно использовать в своей жизни.
Учитель дал лестную оценку Оттилии тому, как она правильно вела себя с маленькими воспитанницами:
«Вы, — сказал он, — совершенно правильно делаете, что готовите своих подчиненных лишь для простых, насущных дел. Опрятность пробуждает в детях радостное чувство собственного достоинства, и если их научили бодро и сознательно делать то, что они делают, — значит, главное достигнуто