Файл: Теория и практика разделения властей (Основное содержание принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российской правовой науке не существуют единой концепции разделения государственной власти. Эти обстоятельства усложняют реализацию принципа разделения властей, который предполагает всего три, а не четыре ветви власти. Тем самым, стоит ли говорить об эволюции принципа разделения властей или все же о заблуждении относительно увеличения их числа. М. Н. Марченко отмечал, что национальная специфика, ровно как и факторы, влияющие на процесс применения теории разделения властей, в той или иной стране обусловливается условиями развития данной страны, характером или уровнем развития ее государственного механизма, экономики и общества[89]. Теория разделения властей принимает правовую форму в государстве при достижении обществом определенного уровня политического, социально-экономического и историко-культурного развития.[90]

Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данная норма находит свое воплощение в следующих главах Конституции Российской Федерации. В четвертой главе закрепляются основы правового статуса главы государства, в пятой – законодательные полномочия парламента, в шестой – полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти, в седьмой – основы правового статуса судов, которые наделены исключительными полномочиями по осуществлению правосудия. Принцип разделения властей является фундаментом правового государства преимущественно с демократической формой правления. Как отмечает Л. Р. Симонишвили: «Демократический характер государства выражается, прежде всего в нормах о принадлежности власти народу, право определять и изменять конституционный строй принадлежит исключительно народу, оно не может кем-либо узурпировано»[91].

Ряд стран наделяет одну ветвь государственной власти большей компетенцией, чем другую, делегирует контрольные, организационные и иные функции по отношению к другой, что находит формальное закрепление в Основных законах государств[92].

По мнению Л. Л. Захаровой, государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата: высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти – великому князю, царю, императору, президенту) или являющиеся органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская Дума, Сенат, государственный Совет, Совет Федерации, Кабинет или Совет Министров и т. д.); центральные – отраслевые или много отраслевые органы управления (приказы, коллегии, министерства, службы, надзоры), исполняющие законы и распоряжения носителей верховной власти; региональные и местные органы власти и управления (губернские, уездные, краевые, областные и т. д.)[93].


Постановление Конституционного Суда Российской Федерации устанавливает, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах[94].

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие[95].

Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений[96].

Таким образом, понимание и осознание феномена разделения власти дает большое научное пространство, для разработки механизмов его реализации, как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Необходимость реализации концепции разделения власти, возникла в период тяжелых правовых и политических реформ, когда общество достигло определенного уровня правосознания. Принцип разделения государственной власти в Российской Федерации является фундаментом правового государства, который в силу своего целевого назначения, позволяет распределить всю полноту властных полномочий между органами, создаваемые государством.

Заключение

Власть в государстве может олицетворять как один человек, так она может принадлежать и группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась. Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.


Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Тематика принципа разделения властей показывает, насколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике - в государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и четко определенный круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» надо учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт.

Разделение властей — не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

К аспектам разделения властей существует множество подходов и точек зрения. Это вполне естественно, учитывая сложность, противоречивость и вместе с тем большую теоретическую и практическую значимость концепции разделения властей.

Несмотря на разнообразие взглядов на указанные проблемы, ученые, в большинстве своем, сходятся во мнении, что принцип разделения властей в наибольшей степени отвечает как задаче сохранения и укрепления демократических политических систем, так и потребностям прогрессивного развития общества в целом.


Поэтому на сегодняшний день концепция разделения властей прочно укоренилась в качестве основы государственного устройства в развитых странах западного сообщества.

Список использованных источников

Авакьян С. А. Конституционное право России / С. А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2005. – 719 с.

Баранов, А. В. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства : учебное пособие / А. В. Баранов. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.

Брынзов И.И., Чернобаева А.Ю. Конституционные основы законодательной власти // Публичное и частное право.2014. №2 С.102-113

Ванян К. Д. Основные направления конституционной модернизации/ К. Д. Ванян/ Бизнес в законе. – 2014. – №1.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995
  2. Григонис Э. П., Кирия К. Д. Эволюция представлений о взаимоот ношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескье. – М.: Зерцало, 2016.

Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организация деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 32–36.

Демидов М.В. Место и роль федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28–33.

Захарова Л. Л. История государственного управления в России: учебное пособие / Л. Л. Захарова – Томск: Эль Контент, 2012. – 234 с.

Ильин И. А. Теория права и государства / И. А. Ильин — М.: Зерцало, 2013.— 552 c.

Казаков, В. Н. Теория государства и права : учебник / В. Н. Казаков ; под ред. Р. В. Шагиева. — М. : Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2015. 362 c. 

Кленкина О.В., Коротеева А.В. Теория разделения властей // Известия Академии управления, 2016. С.39-41.

Конджакулян К.М. Понятие исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018 № 3. С. 18-26.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие / О. Э. Лейст. – М.: Зерцало-М, 2011. – 352 c.

Лигарова В.А. Судебная власть в системе разделения властей // Вестник Костромского ГУ- 2015. № 12. С.27-29

Липинский Д. А. Система правовых ограничений государственной власти. О. С. Вырлеева-Балаева. Система правовых ограничений государственной власти современной России. Теоретикоинструментальный и сравнительный анализ/ Д. А. Липинский// Государство и право. – 2014. – №8. – С. 199.

Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства – М.: Юрайт, 2018.

Марченко М. Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе// Вестник Московского университета. – 1994. – № 4. – С.20.

Матросов С.Н. Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика // Известия Академии управления, 2015. № 2. С.89-91.

Мочалов А. Н. Сравнительное конституционно-правовое исследование федеративных систем Российской Федерации и Австралийского Союза: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 / Мочалов Артур Николаевич: Екатеринбург, 2009. – 249 с.

Пахомов В. Г. История политических и правовых учений. – М.: Статут, 2018.

Пахомов В.Г. Теория разделения властей – проблемные вопросы // Актуальные проблемы социальной политики. 2011. № 5. С.7-13

По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея: постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 15, ст. 1497.

По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 г. № 9-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 12, ст. 1459.

Постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» от 18.01.1996 №2-П // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. – Последнее обновление 21.07.2014.

Разделение властей : учебное пособие / М. Н. Марченко, В. И. Терехов, А. С. Маныкин [и др.] ; под ред. М. Н. Марченко. — М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Юрайт, 2017.