Файл: Теория и практика разделения властей (Основное содержание принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практика расширения полномочий Президента Российской Федерации получила свое наиболее яркое выражение в изменениях, внесенных в Основной закон страны. В трех из четырех законов о поправке к Конституции РФ Президенту представлены совершенно новые полномочия, не предусмотренные Конституцией и подрывающие баланс распределения власти в рамках федеральной системы. В результате данных изменений Президент получил не только увеличение срока полномочий с 4 до 6 лет, но и значительно большие возможности влиять на судебную власть и прокуратуру, на Совет Федерации[20].

Все три ветви власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга, но только относительно, поскольку между ними существует взаимосвязь и взаимодействие. В системе разделения властей у каждой ветви власти свои задачи и функции: законодательная власть занимает главенствующую роль, она принимает законы, т.е. устанавливает общие правила поведения для всех органов государственной власти, исполнительная власть осуществляет исполнение законов, а судебная власть преимущественно осуществляет правосудие[21].

Так, согласно Конституции РФ Федеральное Собрание практически не участвует в формировании Правительства. Исключением является, как указывалось выше, факт возможного назначения главой государства Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Кроме того, в случае если государственная Дума трижды отклонит представленную Президентом РФ кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ, то глава государства самостоятельно назначает его, при этом распускает Государственную Думу и назначает новые выборы[22].

Кроме того, Председатель Правительства Российской Федерации обладает правом поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае если Государственная Дума в таком доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (п. 4 ст. 117)[23]. Следует, однако, учитывать тот факт, что во всех случаях правовые последствия роспуска Государственной Думы и отставка Правительства РФ будут не одинаковы, так как досрочный роспуск Государственной Думы всегда приводит к перерыву его деятельности, по крайней мере на время, необходимое для проведения новых или повторных выборов. Прекращение же деятельности Правительства РФ не прерывает самой этой деятельности, поскольку отрешенный от исполнения обязанностей Председатель Правительства сразу же заменяется иным лицом, временно исполняющим его обязанности[24].


Признавая судебную власть одной из основ конституционного строя, Конституция РФ называет ее одним из равноправных и самостоятельных элементов системы разделения властей. Это следует уже из содержания ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, где в числе органов, осуществляющих государственную власть, называются суды Российской Федерации, призванные обеспечивать реализацию судебной власти[25].

Называя себя правовым государством, Российская Федерация берет на себя обязательства по обеспечению эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и посредством правосудия, призванного отвечать соответствующим принципам. Суть этих критериев сводится к следующему: в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе[26].

Таким образом, именно судебной власти, независимой и беспристрастной по своей природе, отводится решающая роль в деле обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. То есть именно за судом остается право окончательного разрешения спора посредством вынесения судебных решений как государственных правовых актов Российской Федерации, имеющих общеобязательный характер.

Конституционный принцип разделения властей в Российской Федерации признан, закреплен и действует в процессе организации и функционирования государственных органов, а создание механизма сдержек и противовесов является своеобразным краеугольным камнем, фундаментом демократического правового государства[27].

Осуществленный анализ практики разделения властей показывает настоятельную необходимость дополнительных теоретико-правовых исследований в этой области, так как глубокое и всестороннее изучение места и роли органов государственной власти в системе сдержек и противовесов позволит создать полное представление не только о теории разделения властей, но и об особенностях реализации принципа разделения властей в современной России[28].

Таким образом, на основе вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что созданию такой масштабной доктрины, как теория разделения властей, предшествовали достаточно серьезные предпосылки. В рамках данной теории был разработан ряд вопросов, которые были посвящены проблемам осуществления государственной власти[29].


Было установлено, что появление теории разделения властей было подготовлено всем предшествующим развитием политической и социальной мысли, а также накопленным на протяжении истории практическим опытом организации государственно‐правовой жизни. Основным содержанием теории стала идея эффективного ограничения насилия и произвола в государстве.

Принцип разделения властей оказывает огромное влияние на развитие государства, так как данный принцип не допускает узурпацию власти и рассредоточивает е в руках специально созданных государственных органов, что позволяет государству эффективно функционировать[30].

1.3 Разделение властей как основа организации государственной власти субъектов РФ и его отражение в Конституции

Конституция РФ 1993 г. закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя. Принцип гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития[31].

Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом[32]. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной[33].

Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления — президентской и парламентарной республик — в России сделан выбор в пользу президентской республики. Но ставить точку было бы преждевременно. «Президентская республика» — это понятие, охватывающее большое число разнообразных моделей. В некоторых странах утвердилась форма правления, которую нередко называют полупрезидентской республикой[34].


Конституция 1993 г. закрепила избрание российского Президента непосредственно населением. Это — наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа.

Если институт президента предусмотрен конституционным правом в парламентарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом или даже одной из его палат. В Италии, например, до декабря 1993 г. соответствующие полномочия были закреплены за одной из палат парламента — сенатом. Иной раз создаются специальные избирательные структуры. В Германии для избрания президента республики созывается Федеральное собрание, в которое входят депутаты парламента ФРГ и парламентов земель[35].

Выборы Президента населением играют чрезвычайно важную роль в государственной жизни. Они, прежде всего, закладывают основы легитимности президентской власти. Президент РФ выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в т.ч. в его отношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют Президента РФ на выявление и защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения[36].

Конституцию РФ 1993 г. отличает, прежде всего, то, что она трактует назначение и функции российского Президента намного шире и более значимо, чем ранее действовавшая Конституция. Президент РФ в настоящее время предстает не в качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Когда в 1991 г. в России был введен институт Президента РФ, он увязывался с идеей единства исполнительной власти, включавшей наряду с Президентом РФ федеральное правительство, правительства республик и другие органы исполнительной власти. Практика, однако, вскоре показала, что намеченные рамки деятельности оказались узкими, жизнь подтверждала необходимость их расширения[37].

Президент РФ не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства[38].


Согласно Конституции 1993 г. Президент РФ является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией РФ, Президент РФ предпримет все меры для защиты как Конституции РФ в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя[39].

Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство РФ. Это — самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная конструкция разделения властей отличает российскую форму правления от «классической» модели полной президентской республики, которая принята в США и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним т.н. кабинет. В России Правительство РФ возглавляется его Председателем, а не Президентом РФ[40]. Установлено, что Правительство РФ наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран[41].

Конституция РФ 1993 г. закрепляет за Президентом РФ важные полномочия по отношению к Правительству РФ. Свои постановления и распоряжения Правительство РФ издает на основе и во исполнение не только Конституции РФ и федеральных законов, но и нормативных актов Президента РФ. Состав Правительства РФ, включая его Председателя, определяется Президентом РФ. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства РФ. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства РФ, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства РФ вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент РФ. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ[42].