Файл: Теория и практика разделения властей (Основное содержание принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть[67].

Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах[68].

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в т.ч. и Конституционного Суда РФ, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[69].

2.4 Институт президентства в России, его роль в системе разделения властей

В соответствии с принципом разделения властей, Конституция РФ предусматривает наличие органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов РФ, которая в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев. Такая структура государственного механизма объективно обусловлена потребностями социальной реальности[70].


Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. Президент РФ является главой государства ч. 1. ст. 80 Конституции РФ 1993 г. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, установленная в ст. 80 Конституции РФ, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую ни в одну из ее ветвей[71].

Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью[72].

Согласно Конституции РФ, Президент РФ непосредственно не входит ни в одну из трех ветвей власти. По мнению некоторых ученых, это является предпосылкой, необходимой для обеспечения возложенной на Президента РФ задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России[73].

Президент РФ, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации как внутри страны, так и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции РФ, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент РФ. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент РФ должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент РФ действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них[74].

Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция РФ строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд[75]. В то же время, по мнению некоторых авторов, многие статьи Конституции РФ указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство РФ, право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и т.д.)[76].


Полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Вместе с тем практически «единоличное» право Президента РФ без согласия парламента назначать ключевых министров и даже почти произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки всех существующих в мире конституций президентских республик. Право законодательной инициативы в дополнение к праву «вето» Президента РФ, казалось бы, выступает в качестве элемента сдерживания законодательной власти. Но указанные правомочия главы государства можно расценивать и по иному, а именно как грубое нарушение прерогатив законодательного органа на осуществление правотворчества[77].

Исходя из принципа разделения властей, Конституция РФ проводит четкое различие полномочий Президента РФ и законодательного (представительного) органа. В то же время полномочия Президента РФ в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту РФ принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.[78]

После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент РФ имеет право законодательной инициативы, то есть право на внесение законопроектов в Государственную Думу.

Президент РФ обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как «относительное», может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении квалифицированным большинством в две трети каждой палаты — в этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом РФ[79]. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонен или вступает в силу.

Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешне государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей[80].


Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент РФ вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Государственной Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4, ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству РФ в течение 3-х месяцев (ч. З ст. 117 Конституции РФ) и при отказе Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска[81].

Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ:

Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ: 1) в течение первого года после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ[82].

Строгое обусловливание случаев роспуска Государственной Думы и ограничение прав Президента РФ в этой области свидетельствует о том, что роспуск Государственной Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти[83].

Взаимоотношения Президента РФ с судебной властью закреплены в ст. 128 Конституции РФ. В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент РФ не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи же всех остальных федеральных судов назначаются непосредственно Президентом РФ. Статья 89 Конституции РФ наделяет Президента РФ в области судебной власти еще и правом помилования. Глава государства, по сути, формирует кадровый состав судебной власти[84].

В соответствии с федеральным законом Президент РФ предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ. Никто не в праве требовать от Президента РФ выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей.


Таким образом, располагая обширными полномочиями в отношении каждой из властей, Президент РФ одновременно, в соответствии с конституционным принципом разделения властей, в определенной мере зависит от них, включая возможность отрешения Президента РФ от должности по основаниям и в порядке, предусмотренными в ст. 93 Конституции РФ. Но существующая система «сдержек и противовесов» не обеспечивает надлежащего контроля за его деятельностью.

3. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект

Идея разделения государственной власти является одним из основополагающих принципов Российской Федерации.

Российская правовая модель разделения властей не является совершенной, по нескольким причинам: во-первых, по мнению К. Д. Ванян, необходимо концептуальная и юридическая четкость в определении масштаба ряда понятий, в том числе «разделение властей», способная сузить зоны манипулирования правом и устранить противоречия в его судебной интерпретации[85]; во-вторых, неопределенно место ряда органов государственной власти, согласно принятой системе разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная).

Например, С. А. Авакьян, к данным органам относит: Президента, Конституционное Собрание, Прокуратуру, Центральный банк, Счетную Палату, Центральную избирательную комиссию. Их наличие позволяет выделить кроме законодательной исполнительной и судебной власти, такие виды власти, как:

– учредительная власть (принятие конституции РФ народом или Конституционным Собранием; народная власть (принятие народом на референдуме законов или решение других вопросов государственного значения– если речь не идет о новой Конституции);

– президентская власть; прокурорская власть; избирательная власть; финансово-банковская власть[86].

Ряд авторов придерживается мнения, что в силу определенных факторов глава государства относится к исполнительной власти[87]. Другие же считают это абсурдом, говоря, что глава государства самостоятельная ветвь государственной власти и ни к одной из представленных ветвей не относится, и предусматривают четыре ветви государственной власти: парламент, глава государства, правительство и суды[88].