Файл: Теория и практика разделения властей (Основное содержание принципа разделения властей).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 1
Ведение
Актуальность. Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что теория разделения властей – это основополагающий принцип функционирования современных стран мира и Российской Федерации в частности. Полагаясь на положения этой теории, которые зафиксированы в Конституции Российской Федерации, государством осуществляются все присущие ему функции и оно взаимодействует с обществом, в общем.
Степень научной разработанности темы. Принципу разделения властей уже больше трехсот лет, с тех пор как его признали, и он действует в мировой конституционной практике. За данное время его, само собой, изменяли, как в теоретическом плане, так и в практической реализации. Вопросы «Принципа разделения властей» в теории и практике государства и права являются весьма актуальными на современном этапе, и в первую очередь для Российской Федерации. Связывают это в первым делом с тем, что в советские годы, на протяжении продолжительного исторического периода эта тема не имела отражения в отечественных правовых концепциях, кроме этого сам факт разделения властей отрицали как идеологически несоответствующий общим стратегическим целям социалистической страны. После коренной реконструкции государства и определенных государственных структур, произошедших на рубеже 80-90 годов ХХ века в России, с установкой, в связи с этим, общегосударственных целей – по созданию правовой страны, вопросы о месте и значении принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобрели должное внимание со стороны российских ученых правоведов. В данный момент времени уже возможно сказать о некоторых результатах в изучении этих вопросов, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объект исследования – вопросы применения принципа разделения властей в правовом государстве.
Предмет исследования - организационные и правовые вопросы практической реализации принципа разделения государственной власти.
Цель курсовой работы изучение принципа разделения властей теория и практика.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основное содержание принципа разделения властей.
2. Изучить реализацию разделения властей в Российской Федерации на практике: основные этапы и проблемы.
Методологическая база. С целью разрешения вопросов поставленных для исследования были использованы нормативные акты, а также научно-учебные пособия: М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюка, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, З.М. Черниловского; энциклопедическая литература, а кроме этого материалы периодических изданий.
В общем, эти источники выражают современную позицию правовой науки на принцип разделения властей. Допустим, в работы И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показывают разные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, кроме общетеоретических трактовок определения этого принципа представляется анализ его практического применения в разных странах мира, в само собой в Российской Федерации. Нормативные акты и в первую очередь Конституция Российской Федерации, помогают выяснить механизм функционирования принципа разделения властей.
Методы исследования, применяемые в курсовой работе это изучение научных материалов по теме работы, его позитивный и критический анализ.
1. Основное содержание принципа разделения властей
1.1 Возникновение и развитие теории разделения властей
Институт разделения властей, как и институт самого права стал зарождаться еще с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках[1].
Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой[2]. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет и две коллегии — стратегов и архонотов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей[3].
В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике — это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената. Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. Помимо трибун каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных[4].
В средние века роль противовеса неограниченной власти монарха частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые монарх давал на кресте нередко обязывали его к обязательному выполнению их. И как бы там ни было, принимая какое либо решение, монарх должен был обращать внимание на церковные правила[5]. Так же церковные нормы нередко регулировали отношения и в обыденной жизни. Церковные труды являлись одно время источником права (а в мусульманских странах это чуть ли не единственный источник права и по сей день). Ко всему прочему в некоторых странах главы церквей обладали правом печалования (отмена смертного приговора, утвержденного государем). Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в определенное время развития истории влияние церкви и церковных догм было велико[6].
Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а позже и во Франции появились сословно-представительные институты. (В Англии — парламент; во Франции — генеральные штаты).
Как в Англии, так и во Франции главной целью парламента (во Франции генеральных штатов) первоначально было взятие под свой контроль распоряжение финансами. Единственное же, что смогли получить они первоначально, это контроль за налогами. Таким образом, они могли всего лишь одобрять новые налоги, либо не одобрять. Но в последствие из этого права вырос полноценный законодательный орган[7].
В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года.
Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом «Новом свете» появилось «новое» по своей сути государство[8].
Сама теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755), человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно -правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения)[9]. В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748г) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга»[10] . Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Она имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие»[11].
В современном обществе демократический республиканский правовой строй предполагает разделение власти на создающую закон и следящую за ее исполнением, соответственно этому принципу, систем государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную.
Идею разделения властей в России следует проводить в трех плоскостях.
Ни один орган власти или политическая организация не могут игнорировать либо приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов, бесконтрольное отправление властных функций, стремиться к упразднению конституционного строя, его нравственной и социальной опоры. Принципиально исключается возможность узурпации власти и порождаемого этим населения[12] .
Функционально разделение властей предполагает соответствующую организацию законодательного исполнительного и судебного механизмов. Законодательная власть ограничивается референдумом, прямыми выборами Президент, его правовым вето, Конституционным Судом; внутренним ее ограничением являются две платы Парламента. Исполнительная власть ограничивается ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов, должна сохраняться также внутренняя разделенность, воплощенная в том, что Конституционный Суд выделяется из общей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей[13].
Говоря о конституционном закреплении системы и структурно функциональной организации федеральных органов государственной власти необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия наличие и действие конституционны норм явно не достаточно[14].
Требуется специальный федеральный закон, закрепивший процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия.
1.2 Теория и практика разделения властей в Российской Федерации
В учении о власти при демократическом правовом государстве концепция разделения властей как модели организации и порядка ее функционирования является важной составной частью государствоведения.
Теория разделения властей нашла прямое отражение и закрепление в основных законах демократических государств, другими словами, государственная власть выстраивается по принципу разделения на самостоятельные и независимые ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную[15]. При этом необходимо отметить, что каждое из государств не только стремится разделить ветви единой государственной власти, но и уделяет значительное внимание взаимодействию властей.
Согласно содержанию ст. 10 принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации сформулирован следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[16]. Кроме того, ч. 1 ст. 11 Конституции РФ раскрывает список субъектов, которые эту власть осуществляют, относя к ним Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Соответственно все три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – действуют на основе системы сдержек и противовесов. Это проявляется как в их самостоятельности по отношению друг к другу, так и по взаимному контролю[17].
В этих статьях содержатся основные и важнейшие направления взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Президента РФ. Однако на практике реализация данных статей наталкивается на проблему несбалансированности взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти и особой роли Президента РФ в данных отношениях[18].
Как известно, Президент Российской Федерации не может быть отнесен ни к одной из ветвей власти, что подтверждает его особый статус главы государства. С учетом содержания ст. 83, 84, 86, 87, и ч. 3 ст. 115 Конституции РФ Президент РФ наделен широкими полномочиями, позволяющими влиять на иные ветви власти и, в первую очередь, на исполнительную в лице Правительства РФ. Это выражается в том, что Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ), имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, обладает возможностью отправлять, в предусмотренных Конституцией РФ случаях, Правительство РФ в отставку и т.д. То есть фактически следует говорить о верховенстве президентской власти по отношению к трем традиционным властям[19].