ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 36. Культура народов России в XVII в.
Цели и задачи: познакомить с новыми чертами в культурной жизни России XVII в.; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVII в.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия парсуна; применять приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVII в. и государственной политики в этой области общественной жизни; описывать и анализировать произведения культуры XVII в.; объяснять причины обмирщения российской культуры; характеризовать изменения, происходившие в культуре России в XVII в. и выявлять их последствия; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России; осмысливать социально-нравственный, культурный и духовный опыт предков; уважительно относиться к культурному наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
(Комментированный разбор домашнего задания.)
III. Мотивационно-целевой этап
В.О. Ключевский писал о царе Алексее Михайловиче: «Он принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном состоянии». Некоторое переходное состояние было характерно и для российской культуры XVII в.
Тема урока: «Культура народов России в XVII в.».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Влияние европейской культуры.
2. Образование.
3. Научные знания.
4. Литература.
5. Архитектура.
6. Живопись.
7. Театр.
8. Культурное взаимодействие народов России.
Проблемные вопросы
— Почему в XVII в. усиливается влияние европейской культуры?
— Было ли это полезным и закономерным?
IV. Введение в новый материал
В.О. Ключевский утверждал, что «Польша стала первой передатчицей духовного влияния западной Европы на Русь: западная европейская цивилизация в XVII веке приходила в Москву, прежде всего в польской обработке, в шляхетской одежде». Насколько справедливы слова великого русского историка? Что влияло на развитие культуры народов России в XVII в.? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
V. Работа по теме урока
1. Влияние европейской культуры
— Какова основная особенность средневековой культуры? (Ориентированность на религиозные ценности.)
Духовная жизнь находилась под полным контролем церкви, что отражалось на образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развиваться достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. появляются элементы западноевропейской культуры (например, театральные постановки при дворе Алексея Михайловича).
— Работая с п. 1 § 26 учебника и дополнительным материалом, приведите примеры, подтверждающие усиление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в., и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Множество иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны: войска взяли так много пленных, что ими торговали в городе — за мужчину давали по гривне, а женщина шла по пяти алтын. Часть ливонских пленников Иван IV поселил отдельно, и они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу. В то время москвичи всех иноземцев называли «немцами», «немыми», т. е. не говорящими по-русски. Находилась слобода на правом берегу Яузы, возможно, несколько ниже по течению, чем основанная позже нее.
В этом поселении проживало около 4 тыс. человек. Улицы носили названия тех городов, откуда были родом их обитатели (Дерптская, Нарвская и др.). Чтобы не тратить средства на содержание пленных, царь Иван разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны. В начале XVII в. Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшим даже свою собственную церковь.
Первая Немецкая слобода исчезла в пламени и разбое Смутного времени. Лишь после изгнания польско-литовских интервентов и восстановления центральной власти в столицу России потянулись предприимчивые иностранцы. В первую очередь приезжали торговцы, но кроме них - военные, архитекторы, медики, ремесленники. В Москве они селились в разных местах, там, где им было удобно; более или менее крупные поселения существовали в районе Покровки, Огородной слободы, в Замоскворечье.
Москвитяне иноземцев не жаловази: после общения с ними мыли руки, подметали полы, и даже их, казалось бы, совершенно невинные обычаи вызывали взрыв насмешек. Через несколько лет всех иноземцев решили выселить из города. Побудительной причиной к этому было якобы то, что патриарх, проезжая по Москве и раздавая свое благословение, по ошибке благословил и иноземцев, поскольку они были одеты в русское платье. Огорчившись таким умалением древнего православия, патриарх потребовал у государя выселить всех «поганых иноверцев» из святого града Москвы.
4 октября 1652 г. вышел указ об отводе земли под строение новой слободы. Так возникла новая Немецкая, или Иноземная, слобода, скоро разросшаяся в благоустроенный городок с прямыми широкими улицами и переулками, с красивыми деревянными домиками. Там были три лютеранские кирхи и одна реформатская церковь, немецкая школа. Разноязычное население жило весело, не стесняемое в своих обычаях и нравах. Это был уголок Западной Европы, приютившийся на восточной окраине Москвы.
Переселяя иноземцев на новое местожительства, русское правительство позаботилось о том, чтобы не нанести им материального ущерба. На новом месте участки под дворы давались безо всякой оплаты, земля Немецкой слободы объявлялась «данной белой землей». На казенный счет были перевезены из Москвы дворовые постройки. Строения были почти все деревянные и легко разбирались. Для военных, медиков и мастеров, находившихся на «государевой службе», дворовые участки нарезались в зависимости от воинского звания и занимаемого положения (приблизительно от 100 м
2 до 2 га).
Первоначально внешний вид домов и дворов Немецкой слободы мало отличался от русских, так как значительная часть построек была перевезена из Москвы, где дворы иностранцев не выделялись из общей городской застройки.
Населению слободы разрешалось строить дома на свой вкус, носить западноевропейскую одежду, т. е. создавались условия для воспроизведения в быту и застройке национальных черт разных европейских народов. По переписи 1665 г., т. е. через 13 лет после указа о выселении иностранцев из Москвы, Немецкая слобода насчитывала 204 дома. Дома строили «на немецкую и голландскую стать». В 1686—1694 гг. деревянные протестантские храмы были заменены каменными по образцу западноевропейских. В конце XVII в. в слободе появилась английская кирха.
Немецкая слобода не могла быть слепком с какого-либо одного западноевропейского города, так как имела черты, свойственные городам разных стран Западной Европы, а также русским поселениям. Так, по русскому обыкновению, большинство построек были деревянными, дома не лепились друг к другу, а отделялись свободными пространствами, засаженными садами.
Католический пастор Иржи Давид отмечал, что Немецкая слобода «более опрятная и нарядная, чем другие... много в ней красивых каменных палат, выстроенных немцами и голландцами недавно для своего жилья. Остальные строения деревянные, недостаточно просторные. Едва ли найдешь здесь дом без сада, притом сады цветущие, плодоносные и красивые». В них выращивали латук и цветы. Жители носили европейские платья, в «немецкую» одежду одевали русских и татарских слуг.
Границы Немецкой слободы определялись с востока и юга правым берегом Яузы, с севера селом Елоховым, а с запада ручьем Кукуй, который протекал параллельно нынешним Плетешковскому и Большому Демидовскому переулкам и впадал в Яузу в районе Елизаветинского переулка. Название этого ручья, вероятно, произошло от названия самой слободы, укоренившегося среди простонародья. Жившие в слободе жены немецких солдат, замечая что-либо на их взгляд странное в проходящих русских, говорили: «Kuck, Kucke sie» — «глянь, глянь сюда!»
Вот так существовали рядом друг с другом два далеких и обособленных мира - столица огромного государства и небольшая часть западного мира, терпимая потому, что нельзя было отказываться от европейских знаний и товаров. И только неуемное любопытство и неукротимая энергия Петра Великого сблизили, а потом почти слили эти два мира, и только тогда исчезла Немецкая слобода.
(По материалам сайта «Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории “Наследие предков — молодым”» - ist-konkurs.ru)
Вопросы к классу
— Какие категории европейского населения ехали в Россию в XVII в.?
— Было ли строительство Немецкой слободы закономерным явлением?
— Как влияли представители различных национальностей на культуру и быт русского народа?
2. Образование
— Какое образование существовало на Руси в Средние века? (После ордынского нашествия роль хранителей и распространителей образования выполняли монастыри. Образование стало исключительно духовным.)
— С чем был связан рост потребности в образованных людях в XVII в.?
(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Составляется перечень.)
Запись в тетради
Причины роста потребности в образованных людях в XVII в.:
1) оживление торгово-промышленной деятельности;
2) рост государственного аппарата;
3) возобновление связей с зарубежными странами.
Мы выяснили, что экономическое развитие страны потребовало немалого числа образованных людей.
Еще в XVI в. стали создаваться многочисленные приходские и частные школы, в которых обучались грамоте и счету дети духовенства, ремесленников и купцов. А в середине XVII в. в Москве стали открываться учебные заведения, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.
Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использовать арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, появились «азбуковники» — толковые словари для учащихся.
Очень высок был интерес к истории. По словам П.Н. Милюкова для русского человека «историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением».
Издавалось ежегодно около 2,5 тыс. букварей, 3 тыс. «Часословов» и 1,5 тыс. Псалтырей. Из этого следует, что грамотность была массовым явлением.
В 1634 г. был опубликован «Букварь» Василия Бурцова-Протопопова, в 1648 г. — грамматика Мелетия Смотрицкого. Однако и буквари и грамматика описывали не живой разговорный язык, а литературный старославянский.
В 1687 г. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в стране. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, риторики, диалектики, философии... до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.