Файл: Урок 36. Культура народов России в xvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Эти бродячие артисты собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.

Иногда скоморохи, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

Творчество скоморохов оказало большое влияние на развитие русского театра, многие элементы и детали которого были взяты из народных представлений. Собственно первый театр в России был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. А автором идеи был боярин Артамон Матвеев, часто бывавший в Европе и посещавший там театральные представления.

В России еще не было ни артистов, ни драматургов. По поручению А. Матвеева пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло около 10 ч, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой мужественно высидели до конца.

В 1673 г. театральные подмостки перенесли в Кремль. Грегори написал новую пьесу, на этот раз о Юдифи. Театр стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 г. во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько драматических постановок. Однако придворный русский театр прекратил свое существование в 1676 г., после смерти царя Алексея Михайловича.

Вопросы к классу

— Что общего между театром и представлениями скоморохов?

— В чем их основные различия?

— Почему театр прекратил свое существование после смерти Алексея Михайловича? При ответе на вопрос используйте материал п. 7 § 26 учебника.

8. Культурное взаимодействие народов России

— Работая с п. 8 § 26 учебника, определите, почему десятки народов, населявших Россию, так мало знали о культуре друг друга.

(Проверка выполнения задания.)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия


(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.

Ученики при консультативной помощи учителя заполняют таблицу.)

Новые элементы в культуре России XVII в.

Сфера культурной жизни

Новые элементы

Пример

Просвещение

Массовое издание букварей и грамматик

В. Бурцов-Протопопов «Букварь» (1634 г.)

М. Смотрицкий «Грамматика» (1648 г.)

Появление зачатков высшего образования

Славяно-греко-латинское училище (1687 г.)

Литература

Исторические сочинения и песни публицистического характера

«Повесть об Азовском осадном сидении»

Сатирическая повесть

«Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» и др.

Биографическая повесть

«Повесть об Улиянии Осорьиной»

Автобиография

«Житие протопопа Аввакума»

Информационная газета

«Куранты» (с 1621 г.)

Архитектура

Шатровый стиль

Церковь Вознесения в Коломенском

Нарышкинское (московское) барокко

Церковь Покрова в Филях

Живопись

Черты реализма в иконописи

С. Ушаков «Спас Нерукотворный», представители ярославской школы

Портретная живопись

Парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича

Театр

Первый придворный театр

Труппа из 60 иностранцев (в основном немцев), авторы пьес — пастор Г. Грегори, затем Гивнер


Вывод. В XVII в. в русской культуре активно развиваются светские элементы, а творения архитекторов, писателей, художников отходят от привычных канонов и обретают индивидуальные черты. Продолжите фразы:

• Сегодня я узнал(а)...

• Было интересно...

• Было трудно...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

• Теперь я могу...

Домашнее задание

1. Прочитать § 26.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 102, 103 учебника (на выбор).