ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Эти бродячие артисты собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.
Иногда скоморохи, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.
Творчество скоморохов оказало большое влияние на развитие русского театра, многие элементы и детали которого были взяты из народных представлений. Собственно первый театр в России был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. А автором идеи был боярин Артамон Матвеев, часто бывавший в Европе и посещавший там театральные представления.
В России еще не было ни артистов, ни драматургов. По поручению А. Матвеева пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.
В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло около 10 ч, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой мужественно высидели до конца.
В 1673 г. театральные подмостки перенесли в Кремль. Грегори написал новую пьесу, на этот раз о Юдифи. Театр стал главным развлечением царя.
После смерти Грегори в 1675 г. во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько драматических постановок. Однако придворный русский театр прекратил свое существование в 1676 г., после смерти царя Алексея Михайловича.
Вопросы к классу
— Что общего между театром и представлениями скоморохов?
— В чем их основные различия?
— Почему театр прекратил свое существование после смерти Алексея Михайловича? При ответе на вопрос используйте материал п. 7 § 26 учебника.
8. Культурное взаимодействие народов России
— Работая с п. 8 § 26 учебника, определите, почему десятки народов, населявших Россию, так мало знали о культуре друг друга.
(Проверка выполнения задания.)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.
Ученики при консультативной помощи учителя заполняют таблицу.)
Новые элементы в культуре России XVII в.
Сфера культурной жизни | Новые элементы | Пример |
Просвещение | Массовое издание букварей и грамматик | В. Бурцов-Протопопов «Букварь» (1634 г.) М. Смотрицкий «Грамматика» (1648 г.) |
Появление зачатков высшего образования | Славяно-греко-латинское училище (1687 г.) | |
Литература | Исторические сочинения и песни публицистического характера | «Повесть об Азовском осадном сидении» |
Сатирическая повесть | «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» и др. | |
Биографическая повесть | «Повесть об Улиянии Осорьиной» | |
Автобиография | «Житие протопопа Аввакума» | |
Информационная газета | «Куранты» (с 1621 г.) | |
Архитектура | Шатровый стиль | Церковь Вознесения в Коломенском |
Нарышкинское (московское) барокко | Церковь Покрова в Филях | |
Живопись | Черты реализма в иконописи | С. Ушаков «Спас Нерукотворный», представители ярославской школы |
Портретная живопись | Парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича | |
Театр | Первый придворный театр | Труппа из 60 иностранцев (в основном немцев), авторы пьес — пастор Г. Грегори, затем Гивнер |
Вывод. В XVII в. в русской культуре активно развиваются светские элементы, а творения архитекторов, писателей, художников отходят от привычных канонов и обретают индивидуальные черты. Продолжите фразы:
• Сегодня я узнал(а)...
• Было интересно...
• Было трудно...
• Мне больше всего удалось...
• Для меня было открытием, что...
• Теперь я могу...
Домашнее задание
1. Прочитать § 26.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 102, 103 учебника (на выбор).