Файл: Лабораторные работы, добавленные в последней редакции общеобразовательной программы по физике. Пояснительная записка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторные работы,
добавленные в последней редакции общеобразовательной программы по физике.
Пояснительная записка.
Данная работа представляет собой попытку создания описаний лабораторных работ, которые отсутствуют в учебниках физики 7 -9 классов. Описания некоторых работ составлены самостоятельно, а некоторые полностью или частично взяты из различных печатных пособий. Думаю, что имея какое-то описание, учителю есть от чего оттолкнуться и предложить учащимся свой вариант выполнения той или иной лабораторной работы.
В описаниях лабораторных работ не дан расчет погрешности. Это предлагается учащимся сделать самостоятельно после объяснений учителем темы: «Прямые и косвенные измерения физических величин. Абсолютная и относительная погрешности».
Перечень добавленных лабораторных работ в 7 – 9 классах.
7класс.
1. Л.р. №1 . Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Л.р. №3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
3. Л.р №7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
4.Л.р. №8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
5.Л.р. №9. Определение центра тяжести плоской пластины.
6.Л.р. №10. Измерение давления твердого тела на опору.
8 класс.
1.Л.р. №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
2.Л.р. №4 Измерение относительной влажности воздуха.
3.Л.р. №8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
4.Л.р. №12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
5.Л.р. №13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
9 класс.
1.Л.р. №3 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
2.Л.р. №6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
3. Л.р. №9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Лабораторные работы 7 класс
Лабораторная работа №1.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Цель работы: научиться
1) определять цену деления измерительных приборов;
2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, небольшая баночка, пробирка, пузырек.
Порядок выполнения работы.
1.Определите цену деления измерительных приборов и абсолютную погрешность измерения этими приборами (пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета , которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения, ∆А – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного прибора).
а) цена деления мензурки ц.д. =
∆V = ½ ц.д. мензурки, ∆V =
б) цена деления термометра ц.д.=
∆t = ½ ц.д. термометра, ∆t =
в) цена деления линейки ц.д.=
∆ ℓ = ½ ц.д. линейки, ∆ℓ=
2.Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.
Таблица.
Измеряемая величина | Название сосуда | Результаты измерений | Запись результата измерений с учетом погрешности: А= Аопытное ± ∆ А |
объем ,V, см3 | пузырек | | |
пробирка | | | |
баночка | | | |
температура воды, t, 0С | стакан с водой | | |
высота , ℓ, см | пробирка | | |
В таблице А – измеряемая величина (объем, температура, высота); ∆А – абсолютная погрешность измеряемой величины (∆V, ∆t, ∆ℓ).
3.Измерьте объемы названных сосудов. Налейте полный пузырек воды из стакана, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите объем налитой воды с учетом погрешности. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности жидкости. Таким же образом определите объем пробирки и баночки.
4.Измерьте температуру воды в стакане.
5.Измерьте высоту пробирки. Данные всех измерений занесите в таблицу.
6. Сделайте вывод.
Лабораторная работа №3.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
Цель работы: убедиться в том, что при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Измерить скорость.
Приборы и материалы: трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой(можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы) , стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная.
Порядок выполнения работы.
1.Расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки.
2.Одновременно с одним из ударов метронома, настроенного на частоту 120 ударов в минуту, поверните трубку на 1800 и сосчитайте число ударов, за которые шарик проходит всю длину трубки.
3. Поместите резиновое кольцо на середине трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки.
4.Разделите трубку резиновыми кольцами на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки.
5. Результаты измерений внесите в таблицу.
Таблица. (вся длина трубки принята за 1).
№ опыта | путь в долях от длины (s) трубки число ударов (n) | | | |
1 | 1 | | | |
2 | ½ | ½ | | |
3 | ⅓ | ⅓ | ⅓ | |
4 | ¼ | ¼ | ¼ | ¼ |
6.Сделайте вывод о характере движения (смотри цель работы).
7.Измерьте величину скорости равномерного движения. Для этого:
а) измерьте длину трубки s ;
б)измерьте время движения шарика в трубке t = 0,5 n, где n –число ударов метронома;
в) по формуле рассчитайте скорость v = s/t.
8.Расчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости шарика.
Лабораторная работа №7.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.
Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр. от модуля удлинения │ ∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины .
Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.
Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.
Порядок выполнения работы.
1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.
2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.
3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.
4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
№ опыта | m, кг | mg, Н | │ ∆ℓ│, м |
1 | 0,1 | | |
2 | 0,2 | | |
3 | 0,3 | | |
4 | 0,4 | | |
6.По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср.
kср. = F / │ ∆ℓ│.
Лабораторная работа №8.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.
Порядок выполнения работы.
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.
4.К первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.
5.Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта | Количество грузов | Сила трения, Н |
1 | 1 | |
2 | 2 | |
3 | 3 | |
6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?
Лабораторная работа №9
Определение центра тяжести плоской пластины.
Цель работы: найти точку, служащую центром тяжести пластины.
Точка, через которую должна проходить линия действия силы, чтобы тело двигалось поступательно, называется центром тяжести тела. В однородном поле тяжести центр тяжести совпадает с центром масс тела.
Если плоскую пластину подвесить в какой-либо точке, она расположится так, что вертикальная прямая, проведенная через точку подвеса, пройдет через центр тяжести пластины. Это позволяет находить центр тяжести плоских пластин опытным путем. Для этого нужно, подвесив пластину в какой-либо точке, прочертить на ней вертикальную прямую, проходящую через точку подвеса. Затем проделать те же операции, подвесив пластину в другой точке. Точка пересечения проведенных прямых даст положение центра тяжести пластины. Для того чтобы убедиться в этом, пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести.